Найти тему

Выученная беспомощность

«Всё равно ничего не получится»,

«Всё равно это бесполезно»,

«Бессмысленно говорить, это ни на что не повлияет»,

«Всё уже решено за нас»,

«Судьба такая»,

«Я гуманитарий»

Выученная беспомощность это сложный, комбинированный феномен, имеющий разнообразные формы и проявления. Часто неосознаваем. (Лень, прокрастинация, растерянность, безволие, суетливость, безрезультатная занятость). Порой выражен в состоянии болезненного бессилия, неудовлетворенности и убежденности в том, что это невозможно изменить.
В основе - поломка поисковой активности и творческой адаптации.

Когда появляется?

Когда человек долго пытается что-то сделать, часто прибегая к одним и тем же способам, но все попытки безрезультатны.

Когда за попытки изменить текущую ситуацию человек неизбежно сталкивается с запугиванием, наказанием, критикой, обвинением. («Не смей!», «Упадёшь», «Не справишься и всех подставишь»).
Когда значимые близкие длительное время сообщают человеку о том, что он не способен что-либо делать. («Не лезь туда, в чём не разбираешься», «Руки у тебя из задницы», «Языки тебе не даются», «Никто тебя замуж такую не возьмёт»).

Когда вокруг большинство находится в состоянии выученной беспомощности, и транслирует это человеку. («Твой голос ничего не изменит»).

Когда при не успешных попытках, человек обесценивает качества собственной личности, а не исследует предмет приложения усилий и качество навыка. («Я неудачник», «Я глуп» вместо «Возможно моя цель не обозначена достаточно верно», «Возможно этот навык стоит развить в большей мере» в такой парадигме удача всегда случайна, а провал всегда объясняется своей «глупостью»)

Отождествление себя с остальными членами своего окружения «У нас так не принято».

Когда вся деятельность человека направлена скорее на избегание неудачи, чем на достижение результата.

Что поможет?

1. Анализ всех успехов и навыков без обесценивания и самокритики. Список «я умею», «я горжусь»

2. Признание своего права на ошибки и неидеальность

3. Работа с самооценкой

4. Отделение своих действий и результатов от качеств собственной личности.

5. Расширение системы мышления. Способность анализировать, перерабатывать и присваивать опыт

6. Обратиться к психологу