«Всё равно ничего не получится»,
«Всё равно это бесполезно»,
«Бессмысленно говорить, это ни на что не повлияет»,
«Всё уже решено за нас»,
«Судьба такая»,
«Я гуманитарий»
⠀
Выученная беспомощность это сложный, комбинированный феномен, имеющий разнообразные формы и проявления. Часто неосознаваем. (Лень, прокрастинация, растерянность, безволие, суетливость, безрезультатная занятость). Порой выражен в состоянии болезненного бессилия, неудовлетворенности и убежденности в том, что это невозможно изменить.
В основе - поломка поисковой активности и творческой адаптации.
⠀
Когда появляется?
⠀
Когда человек долго пытается что-то сделать, часто прибегая к одним и тем же способам, но все попытки безрезультатны.
⠀
Когда за попытки изменить текущую ситуацию человек неизбежно сталкивается с запугиванием, наказанием, критикой, обвинением. («Не смей!», «Упадёшь», «Не справишься и всех подставишь»).
Когда значимые близкие длительное время сообщают человеку о том, что он не способен что-либо делать. («Не лезь туда, в чём не разбираешься», «Руки у тебя из задницы», «Языки тебе не даются», «Никто тебя замуж такую не возьмёт»).
⠀
Когда вокруг большинство находится в состоянии выученной беспомощности, и транслирует это человеку. («Твой голос ничего не изменит»).
⠀
Когда при не успешных попытках, человек обесценивает качества собственной личности, а не исследует предмет приложения усилий и качество навыка. («Я неудачник», «Я глуп» вместо «Возможно моя цель не обозначена достаточно верно», «Возможно этот навык стоит развить в большей мере» в такой парадигме удача всегда случайна, а провал всегда объясняется своей «глупостью»)
⠀
Отождествление себя с остальными членами своего окружения «У нас так не принято».
⠀
Когда вся деятельность человека направлена скорее на избегание неудачи, чем на достижение результата.
⠀
Что поможет?
⠀
1. Анализ всех успехов и навыков без обесценивания и самокритики. Список «я умею», «я горжусь»
⠀
2. Признание своего права на ошибки и неидеальность
⠀
3. Работа с самооценкой
⠀
4. Отделение своих действий и результатов от качеств собственной личности.
5. Расширение системы мышления. Способность анализировать, перерабатывать и присваивать опыт
⠀
6. Обратиться к психологу