Найти тему

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ О ЛЮДЯХ

Оглавление
Создаваемый мир вокруг нас (искусство, общество, правила, изобретения) - это продукт психики человека, а значит можно изучать феномены этого мира через психологию, и самого человека, через его мир
Создаваемый мир вокруг нас (искусство, общество, правила, изобретения) - это продукт психики человека, а значит можно изучать феномены этого мира через психологию, и самого человека, через его мир

Так как психология человека изучает весь его потенциал, начиная с мышления и поведения, заканчивая отношениями и деятельностью, именно находит объяснения определенным ситуациям и моментам, которые происходят с нами.

Далее приведены 5 таких моментов, которые объясняются с точки зрения психологии как науки:

- Уступчивые по натуре люди чаще совершают неблаговидные поступки.

Если простыми словами, менее волевые люди имеют больший шанс, по влиянием другого человека совершить плохой поступок. Уступчивым людям легче принять точку зрения и поведение более "сильной" личности или коллектива, а значит, больше вероятности, что они последуют/сделают то, что не принято в обществе, но это позволит человеку остаться в своей тарелке, не стать белой вороной в чужих глазах.

Пример: Молодая девушка в новом коллективе, как и любой человек ищет свое место. В этот момент, мини-группа коллег, которые любят нарушать правила, могут позвать новенькую с собой (прогул занятий, уход от обязанностей). Уступчивая девушка пойдет "на поводке" группы.

О данной теории надо знать для того, чтобы, например, с точки зрения руководителя понимать, как в итоге стоит поступить с человеку и что привело к такому событию. Возможно стоит развивать волевые качества подчиненного и помочь найти его место?

Уступчивый человек может нарушать правила за кого-то, избегая гнева и последствий от этих людей
Уступчивый человек может нарушать правила за кого-то, избегая гнева и последствий от этих людей

- Человек не может не обращать внимания на несколько вещей: еда, сон, опасность.

Наше восприятие является эволюционным процессом психики, который также помогает в выживании и взаимодействии с миром. Так, например, мы не можем не обращать внимания (наши взгляды, слух и восприятие в целом будут работать автоматически) на вещи, связанные с нашими основными потребностями - еда, сон, опасность.

Примеры: Если кто-то кушает, или мы просто замечаем где-либо еду, мы всегда остановим на этом взгляд, также и на спящего человека в транспорте. А гипотетически опасные события (авария на дороге), абсолютно точно попадут в наше поле зрение.

Это происходит потому, что наш мозг оценивает происходящую ситуацию, визуализирует наше присутствие в ней, и таким образом учиться, нарабатывает жизненный опыт.

Поесть и поспать - одни из главных потребностей человека. Даже если они удовлетворены, мы всегда замечаем те места, вещи и события, которые связаны с ними
Поесть и поспать - одни из главных потребностей человека. Даже если они удовлетворены, мы всегда замечаем те места, вещи и события, которые связаны с ними

- Феномен обмана через честность.

Наш мозг любит частенько обманывать и "играться" с нами. Также и в этом случае - мы начинаем видеть честного и достойного человека в том, кто врет, но признается в этом ("Да, я обманываю/обманул вас, но на то были причины/я могу в этом признаться"), чем в том, кто просто обманул. Но от нас ускользает важный факт - и тот и тот соврали, обманули нас.

Пример: можно провести небольшую аналогию с религией, которая любит раскаявшихся грешников больше, чем праведных людей без изъянов.

Очень часто манипуляторы используют этот метод, для завладения вниманием толпы и воссозданием своего образа, поэтому прежде, чем довериться своему чутью, что перед вами достойный человек, вспомните, что же он все таки сделал и почему.

"Раскаиваюсь перед вами и признаюсь во всем, потому что вы мне дороги/должны знать правду"
"Раскаиваюсь перед вами и признаюсь во всем, потому что вы мне дороги/должны знать правду"

- Человек умеет делать то, что никогда не пробовал/делал.

Интересная особенность нашей психики, связанная с научением и обучением. В течение всей жизни мы получаем определенный опыт - в виде навыков, знаний, а также и в виде ассоциаций. Что это означает? Что опыт ассоциативный помогает нам в том, с чем мы еще не сталкивались. Например, если вы играли только в футбол, то когда вы попробуете для себя новый вид спорта - хоккей, то вы уже будете уметь делать много, остальное будет результатом обучения.

Пример: Самый просто пример - дайте человеку в руки меч, с которым он никогда не имел дело и он сможет им пользоваться, потому что имеет ассоциативный опыт. Или же человек, ни разу не водивший машину, тем не менее поймет, что нужно делать. Все зависит от мотивации.

Видя незнакомую задачу или предмет, мы автоматически начинаем проводить параллели из своих воспоминаний и прошлого опыта, сопоставляя возможные варианты применения и исхода, что позволяет человеку делать то, с чем он еще не знаком.

Между "умею" и результатом все равно большое расстояние, складываемое из мотивации и опыта именно конкретной деятельности. Можно уметь и знать как водить машину, но делать это хорошо выйдет позже.
Между "умею" и результатом все равно большое расстояние, складываемое из мотивации и опыта именно конкретной деятельности. Можно уметь и знать как водить машину, но делать это хорошо выйдет позже.

- Фундаментальная ошибка атрибуции.

Присущая человеческой психике функция защиты работает всегда по разному, начиная с принятых психологических защит. Но иногда эта защита срабатывает таким образом, что вводит человека в заблуждение, заставляя совершать мыслительную ошибку.

Пример: Когда наш знакомый опаздывает на встречу, мы начинаем думать, что он безответственный, не пунктуальный, ленивый и т.д. Но если на встречу опаздываем мы, то всегда находится причина, почему так вышло - сломалась машина, пробки, задержал начальник и т.д.

Ошибкам и неудачам другого мы приписываем внутренние причины (его личность), а своим же ошибкам - внешние, не связанные с нашей персоной. Таким образом мы можем и несправедливо обвинить и изменить мнение о человеке, а также не заметить, игнорировать собственные недостатки.

"В чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем"
"В чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем"

P.S.

Формально, психология как наука, гипотетически способна объяснить множество явлений, поступков и событий, происходящих с людьми, что выявляет ее ценность - ведь понимая как "работает" тот или иной компонент, мы будем знать, как им правильно пользоваться.