Появление первых автоматических трансмиссий действительно перевернуло мир автомобилей. АКПП значительно повысили комфорт вождения и сделали его доступным практически для каждого. Однако время не стоит на месте. Если раньше абсолютное большинство автоматических трансмиссий имели классическое исполнение с гидроблоком, то сегодня абсолютное большинство производителей переходят на альтернативные, более современные варианты.
Одним из таковых является вариатор, который также часто обозначают аббревиатурой CVT. Не смотря на то, что в нашей стране большинство автовладельцев относятся к подобным типам трансмисии в лучшем случае настороженно, в действительности они имеют не только недостатки, но и существенные плюсы. Давайте попробуем в них разобраться!
Справка: вариатор представляет собой бесступенчатую автоматическую коробку передач, которая передает крутящий момент от двигателя с помощью двух шкифов, соединенных ремнем. Данная трансмиссия позволяет плавно изменять передаточное число в очень широком диапазоне значений.
Недостатки вариаторов
Да, вариаторы, как и любой другой тип КПП имеют свои недостатки. Конечно, в реальности стоит говорить о каждой отдельной модели CVT, так как все они имеют свои отличия. Однако поговорим об общих недостатках, которые объединяют все современные вариаторы.
- Ограничение по мощности двигателя. На сегодняшний день вариаторы ставят преимущественно на малолитражные двигатели с небольшим максимальным крутящим моментом, так как в паре с более мощными моторами вариаторы показывают гораздо меньший ресурс.
- Аккуратная эксплуатация. Вариаторы не терпят резких ускорений и торможений, спортивный стиль езды — это не для них.
- Ресурсность. Данный пункт очень относителен! Большинство современных вариаторов имеют ресурс, который несколько меньше классических АКПП. Однако, во-первых, есть исключения, как в одну, так и в другую стороны. А во-вторых, при нормальной эксплуатации ресурс вариатор не будет меньше значительно.
- Шум. Из-за работы ремня, который есть в каждом вариаторе, коробка может часто шуметь, что особенно проявляется по мере увеличения пробега трансмиссии.
Преимущества вариаторов
Вместе с тем, у вариаторов имеется и ряд сильных преимуществ, которые и привели к тому, что многие автопроизводители стали отказываться от классических гидротрансформаторов.
Все преимущества CVT основаны на самом их принципе действия. Вариаторы обеспечивают наиболее эффективную передачу крутящего момента от двигателя за счет постоянного изменения коэффициента передачи. В отличии от классических АКПП они не ограничены рамками нескольких передач. Это в свою очередь дает следующие плюсы:
- Лучшая динамика;
- Более низкий расход топлива;
- Экологичность.
Список короткий, но на самом деле он очень весомый. Фактически вариатор позволяет двигателю постоянно работать в идеальном для него режиме, что и дает все плюсы.