Умение правильно общаться — одно из важнейших качеств человека. Еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Культура речевого поведения, грамотность речи, умение управлять эмоциями, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику – то, чему нужно учиться.
- При общении с новым для себя человеком стоит говорить чуть медленнее, чем обычно, чтобы собеседник привык к вашему звучанию. Неизменно располагает к нам улыбка, негромкий приятный голос, добрый умный взгляд. Все это помогает лучше воспринимать наши слова. Люди любят, когда их внимательно слушают.
- Слушать надо не стоя спиной к говорящему, или копаясь у себя в сумке, перекладывая что-то у себя на столе или не поглядывая часто на часы. Слушать надо расслабленно, без мышечного и психологического напряжения, заинтересованно. Но получается так не всегда, особенно с детьми. Например, делаешь что-то стоя у той же плиты, в своих заботах и мыслях, а ребенок подходит с вопросами, новостями из школьной жизни, и слушаешь его невнимательно, продолжая думать о своем, вставляя невпопад невразумительные междометия. В будущем это чревато отчуждением, когда подросток неоткровенен, стремится из дома, и родители уже не в силах преодолеть психологический барьер.
- Надо учиться переключаться на собеседника — если он обратился, для него это важно. А дети вообще не приемлют общения «заодно с чем-то», им целиком нужно наше внимание. Слово взрослого очень важно для ребенка, оно прогнозирует успех или неуспех, убеждает в собственной значимости или порождает комплексы.
- Необходимо следить за своим голосом. Некоторые родители тоже разговаривают с детьми приказывая, поучая, критикуя, подавляя инициативу, на повышенных тонах. Такое воспитание пагубно влияет на личность и не даст успешных, уверенных в себе людей, обернется неуважением и грубостью. Подросший ребенок вернет назад то, что получил когда-то от нас. Поэтому разговаривайте с ребенком на равных.
- Взрослые понимают друг друга не всегда. Например, эмоциональность часто переходит в агрессивность, в намеренные психологические атаки. Чтобы защититься от негативных эмоций другого человека, нужно запретить себе отвечать агрессией на агрессию. Сдержаться, дать выговориться, выдержать паузу и постараться направить беседу в нужное вам русло. Заговорить на тон ниже, и это состояние магически передастся собеседнику. Он будет вынужден принять этот стиль общения.
- Чувство обиды не должно стать эмоциональной привычкой, это путь к душевному разорению. Нельзя копить отрицательную энергию, проблему стоит обсудить в открытом разговоре. Но фоном разговора всегда должна быть настроенность на добро. Далее общаться надо, как будто ничего не произошло. Кроме, конечно, вопиющих случаев.
- Иногда оппонент уклоняется от важного разговора. Здесь приходится искать средства, чтобы он захотел говорить, продумать содержание и форму диалога. Одному важна логика изложения, другому — образность, с одним нужна пространная беседа, с другим краткая.
- Другой случай, когда оппонент говорит, не давая сказать слово другому. Чтобы прервать затянувшийся монолог, надо перехватить инициативу: задавать вопросы, подхватывать мысль и начинать свою. Можно встать, пройтись, что-то подвинуть, переложить на столе, переключить внимание говорящего на себя.
- Говорливые люди — одна крайность. Молчуны — другая. Причем они молчат, когда надо высказать одобрение или сделать комплимент, считая, что делом и так доказывают свое отношение. Зато указывают на недостатки другого очень красноречиво. Происходит это из-за убежденности, что свои добрые чувства надо прятать., это — издержки воспитания. Но закон общения таков, что чем больше отдадим, тем больше получим.
- Важное условие комфортного существования человека — одобрение. Надо учиться искренне хвалить, делать комплименты и принимать их с благодарностью. Чаще будем говорить другим добрые слова, чаще будем слышать их.
Другие статьи на эту тему на нашем канале: