C111 — серия экспериментальных прототипов, выпущенных немецкой компанией Mercedes-Benz в 1960-е и 1970-е годы. Компания экспериментировала как с новыми технологиями двигателестроения, такими как двигатель Ванкеля, дизельными двигателями и турбонаддувом, и использовала C111 как основу для тестов; так и с материалами изготовления кузова. Другими концептуальными деталями были двери типа «Крыло чайки», люкс интерьер, отделанный замшей и кондиционер.
История модели
В конце 60-х многие автомобильные компании реально заинтересовались возможностями революционного роторно-поршневого мотора конструкции Феликса Ванкеля. Лицензию на производство двигателя такого типа приобрел ряд крупных автомобильных компаний, включая NSU, Citroen, American Motors Corporation. Сильные стороны ротора — прежде всего высокий мощностной потенциал при скромном рабочем объеме и компактных размерах — заинтересовали и специалистов Mercedes-Benz. Но прежде в Штутгарте решили проверить ротор в среднемоторном шасси экспериментального спорткара, получившего имя Mercedes-Benz C111.
Трехкамерный роторно-поршневой мотор рабочим объемом всего 1,8 л, выдавал 280 л.с. Солидно! Это было, пожалуй, самой важной, но не единственной инновацией 111-го. “Лаборатория на колесах”, как называли оранжевое (то есть винно-розовое) купе в Mercedes-Benz, получила еще стеклопластиковый кузов и новую схему передней подвески. Забегая вперед, только последняя в итоге и протоптала дорожку к серийным моделям, став основой передней подвески нового S-класса в 116-м кузове. Однако, на франкфуртском салоне 1969-го первый за более чем 80 лет среднемоторный Mercedes-Benz обещал, как казалось, много больше.
Итак, первая версия экспериментальной модели C111 была завершена в 1969 году. Её премьера состоялась в сентябре в рамках Франкфуртского автосалона. Автомобиль оснащался корпусом из стекловолокна и установленным в середине трёхроторным двигателем Ванкеля с прямым впрыском топлива (код M950F). Следующая модификация появилась в 1970 году. На ней был представлен четырёхроторный двигатель мощностью 257 кВт (350 л. с.). По сообщению компании-производителя концепт-кар мог достичь скорости в 300 км/ч (186 миль/ч).
Тем не менее, немецкий концерн принял решение завершить программу экспериментов с двигателем Ванкеля и перевести внимание и ресурсы на дизельные силовые агрегаты. Уже в 1976 году была представлена модель C111-IID, мощность двигателя которой составляла 140 кВт (190 л. с.). Базой для создания нового экспериментального ДВС послужил агрегат OM617 от модели 240D 3.0 W115. Следующая модификация, C111-III, получила рядный пятицилиндровый дизельный двигатель OM617 с турбонаддувом, максимальная мощность которого составляла 170 кВт (230 л. с.) при 4500 оборотах в минуту.
В 1979 году была представлена четвёртая версия экспериментального автомобиля, C111-IV, которую оснастили силовым агрегатом V8 с турбонаддувом типа KKK. Максимальная мощность новой модели составляла 372 кВт (500 л. с.). На этом немецкая компания прекратила эксперименты с серией C111. Всего было произведено 16 экземпляров концепт-кара: 13 автомобилей первого и второго поколения с двигателем Ванкеля, 2 автомобиля с дизельным двигателем третьего поколения и один автомобиль четвёртого поколения с двигателем V8.
Версии модели
-C111-I
Первая версия C111 была представлена на франкфуртском автосалоне в 1969 году. Автомобиль имеет кузов из стекловолокна и трёхсекционный роторный двигатель Ванкеля с непосредственным впрыском топлива, установленный в базе. Двигатель имел мощность 280 л.с. и позволял автомобилю массой 1100 кг развивать максимальную скорость 270 км/ч. Один из гонщиков испытателей Рон Вакенфельд отмечал низкий уровень шума двигателя, более низкий, чем у 12-цилиндрового агрегата у Lamborghini Miura.
-C111-II
Следующая версия появилась в 1970 году на Женевском автосалоне. В автомобиле был установлен четырёхсекционный двигатель Ванкеля мощностью 370 л.с. (350 л. с. по другим данным). Автомобиль разгонялся до «сотни» за 4,9 с и имел максимальную скорость 300 км/ч.
-C111-IID
Позднее, во времена энергетического кризиса, Mercedes начал экспериментировать с дизельными двигателями, с целью показать возможности автомобилей оборудованных дизельными двигателями, В результате чего в 1976 году появился C111-IID с рядным пятицилиндровым дизельным двигателем от модели 300SD объёмом 3 литра. Двигатель был слегка модернизирован и оборудован турбокомпрессором, благодаря чему он выдавал мощность 190 л.с. Автомобиль имел серийный номер 31. Дизельная итерация С111 побила 13 рекордов для дизельных машин на трассе Нардо.
-C111-III
Компания решила не использовать двигатель Ванкеля и вернулась к экспериментам с дизельными двигателями для третьей модификации C111. Оборудованный 5-цилиндровым рядным дизелем мощностью 230 л. с. при 4400—4600 об/мин с 5-ступенчатой ручной коробкой передач автомобиль побил 9 дизельных и газовых рекордов скорости. Третья версия обладает улучшенной аэродинамикой, коэффициент лобового сопротивления составляет всего 0,191. Благодаря этому в 1978 году на трассе Нардо C111 достиг скорости в 322 км/ч, и средней скорости в 316 км/ч за 12 часов.
-C111-IV
Четвёртая версия появилась в 1979 году. Обладая 4,8-литровым 500-сильным двигателем V8 с 2 турбонаддувами KKK, автомобиль поставил новый рекорд скорости со средней скоростью круга равной 403,78 км/ч. Рекорд был поставлен Хансом Лейбольдом за 1 минуту и 56,67 секунд 5 мая 1979 года.
Интерьер
2-местный салон C111 с замшевой отделкой и кондиционером считался для такого спорткара роскошным.
Итог
Этот автомобиль даже поклонников Mercedes-Benz делит на два непримиримых лагеря. Одним приземистое клиновидное купе броского оранжевого цвета представляется лучшим воплощением “зубильного” стиля в дизайне спорткаров, под знаком которого прошли 70-е годы. Другие ровно эту же машину называют безвкусной поделкой и неумелым подражанием итальянским суперкарам эпохи.
Можно, конечно, банально сказать, что истина где-то посередине. Но это ведь и правда слишком банально… Мне же, прежде всего, кажется любопытным вот что. В спорах о Mercedes-Benz С111 часто забывают, что под этим индексом скрывается не один, а сразу четыре автомобиля, причем последний от первого отличается как суп от каши.
Нужно просто представлять себе модельную гамму Mercedes-Benz рубежа 70-х — отменно успешную с коммерческой точки зрения, но довольно консервативную по имиджу и дизайну — чтобы понимать насколько непривычно смотрелась трехлучевая звезда на оранжевом капоте С111.