Найти в Дзене

Гигантомания у метро - как ТПУ изменят привычные нам пространства

Наверное, каждый житель Москвы слышал эту аббревиатуру хотя бы раз в жизни, когда неожиданно пространство перед ближайшей станцией метро в районе неожиданно превратилось в ТПУ - транспортно-пересадочный узел. По задумке, транспортно-пересадочные узлы призваны связывать удобными надземными и подземными переходами различные виды транспорта. В капитальных ТПУ пассажиры защищены от капризов погоды, пересесть с одного вида транспорта на другой они могут, не выходя из помещения, по крытым пешеходным галереям или подземным переходам. Такой принцип пересадки получил название «сухие ноги».

Но для Москвы этот термин крайне расплывчат, у властей города нет четкого представления о том, как он должен выглядеть. Поэтому ярлык в виде "слова из трех букв" навешивают на все прилегающие к станциям метро пространства. Например, так выглядит плоскостной ТПУ:

Плоскостной ТПУ у метро "Кантемировская".
Плоскостной ТПУ у метро "Кантемировская".

А так выглядит крупный транспортный хаб на юго-западе Москвы, рассчитанный на большие потоки. Непременным условием является строительство ТЦ или ТРЦ в составе ТПУ, а лучше сразу нескольких, выстроив пассажиров городских и междугородних маршрутов на узеньком тротуаре вдоль свои красивых витрин:

Были попытки построить и полноценные ТПУ, но главной целю являлось, конечно же, не разведение транспортных и людских потоков, а заставить пассажира проходить через здание, которое, по сути, является тем же ТЦ. Пример тому ТПУ "Планерная":

Для автобусов построили специальные перроны, на которые сделали всего один выход, и конечно же, на максимально удаленном от метро расстоянии с проходом через коридор с магазинами:

А чтобы жители выходящие из метро и жители местных домов не "ломали систему", выстроенную коммерсантами, всю территорию обнесли забором. В народе этот ТПУ прозвали "Торгово-Покупательным"

Вдобавок, чтобы пройти ко второму перрону, нужно подняться на переход, пройти по нему и спуститься по лестнице. Никаких эскалаторов и лифтов для маломобильных групп населения здесь не предусмотрено.

-7

А в недавно открывшемся после реконструкции сноса и нового строительства автовокзала "Центральный" (бывший "Щелковский") перроны на посадки на междугородние и международные автобусы перенесли аж на 6 этаж:

Фото Станислава Константинова
Фото Станислава Константинова

Автобусы заезжают на 6 уровень по вот такому пандусу:

А теперь угадайте, что расположилось на остальных 5 этажах. Правильно - торгово-развлекательный центр:

Выши были приведены провальные коммерческие решения, но среди ТПУ, построенных за последние годы, есть и примеры удачно воплощенных проектов. Но и них мы поговорим в другой раз, а сейчас вернемся к заглавной теме - посмотрим на проекты ТПУ, которые только запланированы к реализации:

ТПУ «Петровско-Разумовская»

У станции метро «Петровско-Разумовская» вырастут вот такие башни. 2 со стороны метро и 5 на противоположной стороне ж/д-путей Ленинградского направления.

-11
-12

Автор проекта: архитектурное бюро KAMEN, реализацией проекта займется ГК "Пионер".

-13

Выходы из метро здесь совсем потерялись, поэтому покажем, где они:

Входные павильоны вестибюля у Дмитровского шоссе.
Входные павильоны вестибюля у Дмитровского шоссе.

А вот первый, большой совмещенный вестибюль двух станций и вовсе будет полностью накрыт огромным стилобатом (на рендере он спрятался за пятью правыми башнями). А он, между прочим, очень внушительных размеров:

Фото Александра Попова.
Фото Александра Попова.

Сегодня место перспективной застройки выглядит так:

Интересный момент: как мы видим на визуализациях, ТПУ строится без учета планируемой железнодорожной станции «Петровско-Разумовская».

ТПУ «Мичуринский проспект»

Строится в створе двух станции метро - Солнцевской и Большой Кольцевой линий. Одна станция уже открыта, а станция Большого Кольца откроется к 22 году. Ее строит китайская строительная компания "CRCC". Частично расплатиться с нашими китайскими братьями московские власти решили путем предоставления недешевой московской земли у возводимых ими же станций. Территория была предоставлена, кончено же, для возведения транспортных объектов.

Сейчас это место выглядит так. Цветное здание с яблоками - совмещенный и пересадочный вестибюль Солнцевской линии и БКЛ. Перед нами - ул. Удальцова, а Мичуринский проспект проходит справа.
Сейчас это место выглядит так. Цветное здание с яблоками - совмещенный и пересадочный вестибюль Солнцевской линии и БКЛ. Перед нами - ул. Удальцова, а Мичуринский проспект проходит справа.

А теперь показываем, как преобразится пространство вокруг станций и что здесь появится:

-18

В рамках первой очереди будет возведено 2 дома ЖК "Инноватор":

-19

"Первая очередь строительства – это две 28-этажных башни с подземным паркингом в запоминающемся архитектурном решении от известного бюро Speech.

В ЖК «Инноватор» представлены квартиры площадью от 21 до 137,8 кв. м. Панорамное остекление, живописные виды на город, развитая инфраструктура с закрытым внутренним двором на стилобатной части комплекса, где разместятся детские и спортивные площадки, зоны для уединенного отдыха, а также шаговая доступность трех лесопарковых зон не оставят равнодушными любителей активного отдыха на свежем воздухе. Вместительный подземный паркинг и кладовые комнаты обеспечат сохранность любимого автомобиля и ценных вещей. На первом этаже жилых башен предусмотрена зона ожидания для гостей, зона ресепшн, удобные места для хранения вещей" - декламирует застройщик.

-20

28 этажей - какая же это башня, спросите вы? Изначально здесь планировалось возвести сразу 3 башни по 53 этажа каждая, но местным жителям массовыми протестами удалось добиться пересмотра проекта. Правда, только в сторону уменьшения этажности.

3 дом тоже будет построен, но в рамках второй очереди:

-21

Квартиры уже можно приобрести на сайте застройщика.

ТПУ «Электрозаводская»

На Семеновской набережной завершается строительство станции метро, идет благоустройство прилегающей территории.

-23

Начались строительные работы по мост через Яузу, который соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные и обеспечит более быстрый и удобный подход к новой станции метро.

Но если в начале это был просто мост...

-25

...то затем, словно карета из сказки, он превратился в ТПУ, причем здесь получился скорее "Торгово-Проживательный Узел":

-26

Про существование норм инсоляции жителям сталинок можно забыть:

Чем, собственно, местные жители справедливо возмущены:

Но здесь не ограничились точечной застройкой прилегающей к метро территории, а пошли дальше и добавили подземный паркинг в конструкции станции дополнительным верхним уровнем прямо над станцией. Надо ли говорить, сколько пришлось перепроектировать ради того, чтобы втиснуть паркинг над сложнейшим инфраструктурным объектом - станцией метрополитена, ведь то, что видит обычный пассажир - это всего лишь четверть объема от всего возводимого для функционирования станционного комплекса.

А вот еще одна из концепций этого ТПУ, которая так и осталась на бумаге.

План развития территории:

ТПУ «Тропарёво»

В разные годы планировались к воплощению несколько различных проектов. Вот, пожалуй, самый футуристичный:

-32

Довольно неожиданное в плане архитектуры решение. Согласно проекту, над Ленинским проспектом предполагалось построить почти километровый транспортный узел с садами на крыше.

В ролике видно, как пассажиры будут пересаживаться с наземного транспорта на метро, как будет организована парковка и как выглядит интерьер строения. 700-метровое здание пересадочного узла (которые на западе называют «хабами») построят вдоль Ленинского проспекта.

"Хаб «Тропарево» свяжет четыре вида транспорта – метро, личный автотранспорт, автобусы и троллейбусы. Парковка будет рассчитана на тысячу мест. По замыслу проектировщиков, это позволит разгрузить движение в центр Москвы. Станция метро «Тропарево» откроется на Сокольнической линии уже в этом году.

Здание хаба «Тропарево» будет напоминать поднятую круглую площадь с двумя проходящими сквозь нее проездами. Внутри будет торговый центр, гостиница, бизнес-центр, апартаменты, многофункциональный центр, почта и кафе. На крыше здания разобьют парк с зонами для кафе и ресторанов".

Более упрощенный проект 2014 года, но зданий здесь, на такой небольшой территории, удалось разместить аж несколько:

А вот вариант 2017 года: два скромных павильона вокруг открытого в 2015 году монумента "Героям-автомобилистам" и высящийся апарт-отель в рамках ТПУ, буквально втиснутый на ул. Академика Анохина, которую также из-за нового здания планировалось продлить почти до МКАД.

-34

Как только не приходится изворачиваться проектировщикам, чтобы вписаться в границы ООПТ Тропаревского лесопарка...

-35

Так выглядит общественное пространство сейчас:

Кстати, колесо сзади тоже решили не устанавливать, хотя в проекте до последнего оно значилось:

-37

ТПУ «Парк Победы»

На Кутузовском проспекте, невзирая на располагающийся напротив мемориальный парк и архитектурный код района, замахнулись сразу на копию Сингапурских высоток:

-38

Вариантов было несколько.

В 2017 году УК "Лидер" представила свое видение этого "лакомого кусочка земли":

Вот такие транспортные узлы мы с вами посмотрели сегодня.

Как вы считаете, насколько неуместны такие высотные ТПУ вблизи транспортных объектов, допустима ли точечная застройка под прикрытием этой аббревиатуры или, наоборот, высотные объекты служат драйвером развития мегаполиса, а торговли возле станций метро действительно не хватает? Пишите свои мнения в комментариях.

Спасибо за внимание!