Найти в Дзене
yayapee

Знакомьтесь - лучшее метро в Китае! Шанхай Блог № 6

Настало время рассказать о метро Шанхая. Мне кажется, что это реально одна из лучших подземок в мире. Сравнить могу примерно с двумя десятками городов разных стран мира и пока именно Шанхай на первом месте.

В метро так удобно, что даже поспать можно. Шутка, конечно
В метро так удобно, что даже поспать можно. Шутка, конечно

Самое главное, что бросается в глаза - здесь очень чисто. Никто ничего не бросает под ноги, хотя урн нет, как и в большинстве стран мира (соображения безопасности - в урне легко оставить взрывное устройство, а взрыв под землей - опаснее, чем снаружи). Полы вымыты всегда, нет пыли ни на стенах, ни на конструкциях метро, отлично выглядят и вагоны. Скажем, в метро Парижа с этим все оооочень плохо!

Так все сияет здесь всегда
Так все сияет здесь всегда

Вагоны, кстати, новые и выглядят примерно одинаково - сквозной проход через весь состав, лавочки с боков на 5-6 человек каждая (хотя в аэропорт ходят поезда метро с сиденьями в два ряда, как в автобусе).

Оцените соблюдение масочного режима - китайцы очень послушны и ответственны
Оцените соблюдение масочного режима - китайцы очень послушны и ответственны

Второе - в этом метро нереально заблудиться! Разумеется, все надписи и объявления на китайском, но! все дублировано на английском.

Вот единственное, что не дублируется - эти запрещающие объявления, не могу перевести, что они означают
Вот единственное, что не дублируется - эти запрещающие объявления, не могу перевести, что они означают

На каждой станции несколько стендов со схемой метро, схемой выходов станции и даже планом близлежащих улиц. Над путями прохода поезда висит четкая инфографика, показывающая конечные станции, направление движения поезда и названия предыдущей и последующей станций.

В Московском метро в последнее время с этим тоже стало прилично, хотя в Шанхайском метро существенно понятнее.

Оцените, что название предыдущей станции написано бледным шрифтом, а последующей - ярким. Сразу понятно, куда идет поезд
Оцените, что название предыдущей станции написано бледным шрифтом, а последующей - ярким. Сразу понятно, куда идет поезд
На каждой платформе такие указатели. Схема метро и схема станции с картой улиц
На каждой платформе такие указатели. Схема метро и схема станции с картой улиц
Ну что тут непонятного? Линия 8 налево, лифт и линия 6 прямо
Ну что тут непонятного? Линия 8 налево, лифт и линия 6 прямо
Эта ветка ведет к нашему дому и в Диснейленд
Эта ветка ведет к нашему дому и в Диснейленд
Не забудьте купить билет. Табло справа вверху - цены на поездки
Не забудьте купить билет. Табло справа вверху - цены на поездки

Станции бывают многоэтажными и карта этажей - не лишняя
Станции бывают многоэтажными и карта этажей - не лишняя

Следующий, но не по важности, пункт - на каждой станции есть туалет, он чист, удобен и бесплатен. Любой человек старше пятидесяти лет или женщина в положении оценит такое по достоинству. Такие удобства есть далеко не везде в мире!

Там внутри - тоже чисто
Там внутри - тоже чисто
Как говорится - убедитесь сами
Как говорится - убедитесь сами

Снимок из окна поезда - туалет в двух шагах
Снимок из окна поезда - туалет в двух шагах

Разумеется, всегда можно сказать, что метро в Шанхае просто новое, ему не 157 лет, как Лондонскому, а всего 27, но, к примеру, метро в Екатеринбурге немногим старше Шанхайского, зато, простите, грязнее, хуже оборудовано и просто производит впечатление чего-то устарелого.

Реклама за окном поезда - телевизоры висят на стене тоннеля метро
Реклама за окном поезда - телевизоры висят на стене тоннеля метро
Не только указатели, но и скамейки на каждой платформе
Не только указатели, но и скамейки на каждой платформе

В Шанхае живет 25 миллионов человек и метро бывает вполне себе заполненным до отказа. В отличие от Японии, в Китае нет такого жесткого соблюдения личного пространства, поэтому состояние "сельди в бочке" - нормально для утренних и вечерних поездок на некоторых линиях. Однако, посередине дня можно ехать в вагоне одному - люди на работе.

Середина дня - некому в метро кататься
Середина дня - некому в метро кататься

Надо сказать, что несмотря на тесноту, никто толкаться не будет, хотя и вежливо раскланиваться тоже - просто потоки людей из вагона и в вагон четко разделяются: сами пассажиры на платформе образуют две очереди по обеим сторонам двери для входа в вагон, а из вагона люди выходят посередине дверей. Толкотни не бывает, разве что какой-нибудь старичок медленно движется, но тут старость уважают, старичку и проход освободят и место уступят. А вот если кто-то помимо очереди пытается забраться в вагон, то его могут и просто не пустить, хотя ни драк, ни насилия я тут не видел.

Каждый поезд провожает вот такой стильный работник метро, он и следит за порядком и поможет в случае надобности
Каждый поезд провожает вот такой стильный работник метро, он и следит за порядком и поможет в случае надобности

Метро Шанхая - подземное, однако есть и надземные станции, которые оборудованы немного иначе. Скажем, в здешнем метро нет станций с открытыми платформами, как в Московском, Брюссельском или Лондонском метро, но на большинстве подземных станций пути отделены от платформы стенкой с раздвижными дверями, а вот надземные станции имеют лишь высокий барьер с раздвижными воротами. В любом случае безопасность на высоте.

Наша станция как раз надземная
Наша станция как раз надземная
Вот такие тут барьеры с воротами
Вот такие тут барьеры с воротами
Не только безопасно, но и красиво
Не только безопасно, но и красиво

Безопасность в метро поддерживается неукоснительно. На каждой станции жестко разделены потоки на вход и выходы. Перед турникетами - проверка багажа на интроскопе, двое сотрудников службы безопасности плюс везде камеры.

Все очень вежливы, но без досмотра сумок не пропустят
Все очень вежливы, но без досмотра сумок не пропустят
Пройти через турникет можно как по картам метро, так и по коду со смартфона
Пройти через турникет можно как по картам метро, так и по коду со смартфона

Вообще, метро в Шанхае сделано с заботой о человеке. На каждой станции есть лифт, турникет для людей на колясках, туалеты, кстати, тоже оборудованы правильно. На большинстве станций есть эскалаторы, хотя бы на подъем. При этом - разумная экономия: эскалаторы на подъем и спуск будут расположены по одному на разных концах платформы - лень идти по лестнице - дойди до эскалатора.

Вот лестница для спортсменов, а вдали эскалатор. Оцените отделку и графику
Вот лестница для спортсменов, а вдали эскалатор. Оцените отделку и графику
Наверное вы уже поняли, что мне просто нравится эта станция
Наверное вы уже поняли, что мне просто нравится эта станция

А вот главное отличие станций метро Шанхая - то, что вокруг практически любой станции, кроме нескольких в самом центре - веломотопарковка. Как правило - огромная, потому что в Шанхае люди на своем электровелике или арендованном велосипеде доезжают до станции метро, приковывают его цепью и уезжают. На станции назначения будет такая же парковка с кучей велосипедов, можно взять в аренду и доехать до работы. С учетом круглогодично теплой и сухой погоды (сезон тайфунов длится около месяца летом) такой способ путешествия очень удобен.

Как они находят свой агрегат - ума не приложу
Как они находят свой агрегат - ума не приложу
Центр города
Центр города
Станция на окраине. Оцените варежки на руле - чтобы руки не мерзли в движении
Станция на окраине. Оцените варежки на руле - чтобы руки не мерзли в движении
Транспорт только электрический - на бензиновый двигатель огромный налог
Транспорт только электрический - на бензиновый двигатель огромный налог

Китай - это торговля. Здесь можно даже в огромной торговом молле встретить человека, торгующего какой-то мелочевкой с лотка. Торговля в Китае процветает, ибо Китай не только производит огромную долю товаров, как говорится "народного потребления", но и продает их по всему миру. Самая большая торговая организация в мире это, конечно же, Walmart, но китайская JD тоже входит в десятку крупнейших ритейлеров.

Поэтому и в метро торговля есть! И ее много, на станциях можно встретить микро магазинчики Family Mart, разные заведения street food с выпечкой, национальной кухней, и, конечно же, примета современности - кофейни. Starbucks в метро не проник, а небольших Noname заведений в достатке. Поскольку станции метро соединяются зачастую довольно длинными переходами, то в этих подземных дворцах можно встретить и Burger King и другой фастфуд.

Тот самый Family Mart под землей, они в городе на каждом шагу
Тот самый Family Mart под землей, они в городе на каждом шагу

Кафе в переходе метро
Кафе в переходе метро
Стрит фаст фуд - что-то местное
Стрит фаст фуд - что-то местное

Вот такое метро Шанхая, в котором легко, приятно и удобно добираться практически в любое место огромного города. И совсем недорого - проезд стоит от 3 до 7 юаней, то есть примерно 35-80 рублей, в Москве примерно так же, а про Лондон я вообще молчу...