Тепловые машины были габаритными. Это было обусловлено в значительной степени применением внешнего сгорания (требовались котлы, конденсаторы, испарители, теплообменники, тендеры, насосы, водяные резервуары и др.) А основная часть паровой машины была небольшой. Изобретатели стремились к совмещению топлива с рабочим телом двигателя. Это сделало бы двигатель менее габаритным, что позволило бы устанавливать его на транспорте или самолетах.
Первые попытки
1791 - Джон Барбер изобрел газовую турбину
1794 - Томас Мид запатентовал газовый двигатель
1807 - Нисефор Ньепс запустил экспериментальный твердотопливный двигатель внутреннего сгорания
1807 - Франсуа Исаак де Риваз построил первый поршневой двигатель. Двигатель де Риваза.
Первым успешным двигателем, который начал продаваться, был двигатель внутреннего сгорания бельгийского инженера Ж.Ж. Этьена Ленуара
Устройство было крайне несовершенным – сильно нагревался, неэффективно использовал смазку и топливо. Однако с помощью него ездили трехколесные автомобили, которые так же были далеки от совершенства.
В конце XIX века появились двухцилиндровые двигатели, а с начала XX столетия стали распространяться четырёхцилиндровые