В истории автомобилестроения был интересный эксперимент, к сожалению, не получивший популярности. Сегодня мы расскажем об авторе этого концепта и причинах, по которым он остался в прошлом.
Современные автолюбители скажут, что видели сдвоенные шины на грузовиках, которые может удержать восемь покрышек. Но оказывается 40 лет назад находчивый гонщик Джерри Юхан (настоящее имя Ярослав Вацлав Мария Юхан) пытался приспособить такие колёса для легковых автомобилей. На автогонках он представлял американский бренд Porsche.
Ярослав по происхождению был чех, но переехал в Швейцарию, где и открыл бизнес: стал официальным дилером брендов Aston Martin и Lotus. Помимо этого гонщик имел общий проект с Колином Чепменом.
На мысль о разработке необычных шин Юхана натолкнул случай. Он ехал из Лозанны в Женеву на Lotus Esprit Turbo, шёл сильный дождь и дорога была скользкая. Даже профессиональному гонщику сложно было справляться с управлением, а водители двух Citroen 2CV легко обогнали нашего героя - у них были узкие шины. Тогда Ярослав придумал поставить на легковушки такие же диски, только по несколько, чтобы они выдерживали нагрузку.
Первое испытание сдвоенных шин прошло удачно и Юхан начал экспериментировать с различными комбинациями: на своё авто он смог установить по четыре покрышки на задней оси и по три на передней.
Сдвоенные шины имели несколько преимуществ перед обычными колёсами: самое главное – аквапланирование. Также тестирование показало, что машины на такой резине спокойнее реагировали на сброс газа при повороте. Помимо этого, улучшились показатели по грузоподъёмности.
Юхан решил развивать свой концепт: зарегистрировал компанию JJD – Jerry Juhan Developments, и хотел подписать соглашения с крупными производителями шин. Однако запустить массовое производство не получилось. Компания Goodyear согласилась выпустить одну только промышленную партию, дальше работу прекратили. С фирмой Michelin также не срослось – Юхан и Мишлен умудрились поругаться на первом же показе.
Так перспективный проект был забыт, но всё же повлиял на практику производства покрышек. В конце 80-х годов XX века инженер бренда Goodyear Сэм Лендерс разработал на основе проекта Юхана дождевую шину с широкой и глубокой водоотводной канавкой в центре протектора. Эта модель называлась Goodyear Aquarted и пользовалась спросом на протяжении следующего десятилетия.