Найти в Дзене
Док Браун

Когда мы сможем ездить на беспилотных автомобилях?

Оглавление

В последние несколько лет на выставках автомобилей и гаджетов можно увидеть концепты беспилотных Audi, Mercedes, Mutsubishi и BMW. А Tesla уже несколько лет назад анонсировала автопилот, который, однако, не способен заменить водителя.

Концепт беспилотного автомобиля Mercedes F015
Концепт беспилотного автомобиля Mercedes F015

🕰️ История

🔹 В 1940-1950-е годы в США сделали первый круиз-контроль, который помогал поддерживать постоянную скорость автомобиля, прибавляя газ или подтормаживая. В ГАЗ-21 в 1956 году внедрили «ручной газ»: надо было вытянуть рукоятку во время движения, а после — можно убирать ногу с педали.

🔹 В 2004 году проходит технологический конкурс DARPA Grand Challenge. Беспилотники участников должны были преодолеть 230 км, но лучший результат не превышал 11 км. Только в 2005 году появился победитель. Конкурс запустил рынок беспилотных автомобилей.

🔹 В 2010 году беспилотник Google без участия человека проехал около 1,6 тысячи км, с частичным управлением — более 225 тысяч км. В 2014 компания представила первую готовую версию беспилотного автомобиля. Параллельно с этим она лоббировала законы, позволяющие таким авто выехать на дороги общего пользования.

Беспилотные автомобили Waymo
Беспилотные автомобили Waymo

🚗 Уровни беспилотности

Чтобы понять, чем беспилотный автомобиль Google отличается от полубеспилотного режима Tesla, и почему мы ещё не ездим на беспилотных такси каждый день, нужно знать об уровнях автономности автомобилей.

Уровень 0. Это «пилотируемый» автомобиль, в котором водителю помогают системы вроде сигнальных табло, парктроник и так далее.

Уровень 1. Водителю помогают круиз-контроль, автоматическая парковка, автомобиль предупреждает о сходе с полосы. Такие системы есть, пожалуй, у всех крупнейших производителей автомобилей.

Уровень 2. При включенном автопилоте автомобиль автономно перестраивается, тормозит и ускоряется. Водитель находится за рулём, готовый в экстренных случаях перехватить управление. При этом руки с руля убирать не нужно — и это прямое требование Tesla к водителям.

Уровень 3. Это почти то же самое, что уровень 2, только водитель может и кино посмотреть — он не должен следить за дорогой. Тем не менее, при необходимости он должен быть готов вмешаться в управление.

Уровень 4. Внимание водителя не требуется, автомобиль почти полностью автономно, но только при наличии разметки. Можно и поспать на заднем сиденье. Waymo заявляет, что находится на этом уровне.

Уровень 5. Беспилотный и полностью автономный автомобиль. От пассажира (уже даже не обязательно водителя) требуется только запуск автопилота и выбор точки назначения. Пока этот уровень не достигнут, но над ним работают Google, «Яндекс», а также ряд других компаний — например, Renault.

Беспилотный автомобиль Яндекс
Беспилотный автомобиль Яндекс

💰 Инвестиции

🔵 Waymo, которая раньше была частью Google, привлекла более $3 млрд. Всего её беспилотники проехали более 32 млн километров только по дорогам общественного пользования и десятки миллиардов миль в симуляции.

🔵 Стартап Aurora в 2019 году привлёк $530 млн от Amazon, Sequoia и других. Его оценка достигла $2,5 млрд. На тот момент на дорогах Калифорнии и Питтсбурга тестировались десять тестовых автомобилей. Один из основателей стартапа – Крис Урмсон, который занимался беспилотниками Google (они потом и стали Waymo).

🔵 «Яндекс» в сентябре 2020 года заявил, что выделит направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group и дополнительно инвестирует в её развитие $150 млн.

В разработку беспилотных автомобилей инвестируют крупнейшие автомобильные концерны. В частности, в 2017 году Renault, Nissan и Mitsubishi заявили, что потратят на беспилотники €10 млрд. А в России технологический конкурс Up Great «Зимний город» ставил своей целью стимулировать разработки, которые бы помогали беспилотнику двигаться при заснеженной разметке и в метель.

Наработки в области беспилотных автомобилей есть и у автопроизводителей, и у технологических гигантов, и у небольших стартапов. На данный момент остаются ряд нерешённых вопросов: юридических, технических и даже этических.

Но на беспилотных такси мы уже можем прокатиться, так что массовое внедрение беспилотников – вопрос времени.

Подписывайтесь на телеграм-канал Дока Брауна, чтобы первыми читать узнавать о знаковых новостях венчурного рынка и новых технологиях.