Найти в Дзене
Акум Эксперт

Как с саморазрядом АКБ утекают ваши деньги

Оглавление

При всей своей внешней простоте, аккумулятор вещь достаточно сложная. И самое главное – требует к себе бережного отношения и регулярного ухода. Не стоит про него забывать, даже если вы совсем не пользуетесь АКБ, например ваш автомобиль длительное время стоит на стоянке. В этом случае наоборот, уход и контроль за состоянием батареи особенно необходим. А все дело в таком явлении, как саморазряд.

Саморазряд, что это такое?

Уменьшение емкости батареи без какой-либо внешней нагрузки, когда АКБ не подключена к потребителям, называется саморазрядом. Для простоты будем считать, что в исходном состоянии аккумулятор полностью заряжен.

Даже если мы поставим его в сторону и не будем ничего делать, со временем емкость батареи будет уменьшаться. Это независимый процесс, в основном обусловленный химическими реакциями, происходящими внутри батареи (взаимодействие материалов электродов и электролита).

Из-за чего возможен саморазряд?

В режиме бездействия потеря емкости возможна не только по причинам саморазряда. Если уж быть точным, то на автомобиле потеря емкости батареей может происходить из-за:

  • токов утечки, появляющихся из-за грязи на клеммах АКБ, образования токопроводящих дорожек, нарушения изоляции кабелей и проводов электропроводки;
  • химических обменных реакций внутри аккумулятора, вот это будет в чистом виде саморазряд;
  • потребления электроэнергии различными устройствами, находящимися в "спящем режиме" (магнитола, сигнализация и прочие аналогичные).

Все это приводит к уменьшению емкости батареи, и если подобные потери становятся достаточно большими, необходимо принимать меры к их снижению. Однако для простоты оценки принимаемых мер, потерю емкости независимо от вызывающих ее причин в дальнейшем будем называть саморазрядом.

Какая величина саморазряда считается допустимой?

Значение тока саморазряда напрямую не нормируется. Однако, общепринятым считается его значение на уровне 1,0-1,7 % в день. Эта величина зависит от степени изношенности аккумулятора. У новых саморазряд будет меньше, у старых, эксплуатирующихся уже длительный срок, – больше. На величину тока саморазряда очень сильно влияет температура. Об этом свидетельствует приведенный ниже график.

-2

1 – минус 40 °С;

2 – минус 20°С;

3 – минус 10 °С;

4 – 0 °С

Из него видно, что через пять месяцев хранения АКБ при минус 40 °С он полностью теряет емкость, и его можно просто выкинуть. Скорее всего, такую АКБ уже не удастся зарядить и с помощью специальных зарядных устройств.

Но не меньшую, если не большую, неприятность может доставить и повышенная температура, что подтверждает следующий график:

-3

Хранение при плюс 60 °С в течение 40 суток также приводит к полному разряду АКБ. Ничего странного в этом нет, при повышенной температуре все процессы, происходящие в аккумуляторе, ускоряются, что и приводит к повышенному саморазряду.

Почему значительный саморазряд – это плохо?

Тут все очень просто. Если вы по той или иной причине часто оставляете автомобиль на длительное время, например на стоянке, то АКБ разряжается. Процесс ускоряется, если на улице жара или мороз. Итогом может стать полный разряд АКБ и необходимость его реанимации. Зачастую это не всегда выполнимо, и вам придется экстренно покупать новый аккумулятор.

Примерно то же самое может произойти, если батарея уже изношена. Для нее будет характерным значительный саморазряд, а если к тому же не в полном порядке генератор, или режим движения не обеспечивает своевременной зарядки АКБ, она постепенно разрядится, из-за чего ускорится сульфатация пластин и резко возрастает вероятность выхода аккумулятора из строя. А это опять расходы.

Как проконтролировать и проверить саморазряд?

Здесь все очень просто. Надо снять провода с клеммы "минус" АКБ и в разрыв между выводом и проводом подключить амперметр, как показано на фото ниже.

-4

Подсчитать ток утечки достаточно просто. 1% от емкости батареи, пусть она будет 60 Ач, равен 0,6 Ач, делим это значение на 24 часа, и получаем ток 25 мА. Вот если у вас при измерении ток окажется меньше 25 мА, то с вашим автомобилем и батареей все в порядке. Даже и несколько большее значение тока еще не повод для беспокойства, но задуматься о причинах такого роста уже можно.

Ну а значительное превышение указанного предела уже звонок, что надо или серьезно заниматься автомобилем или готовиться покупать новую батарею.

Как уменьшить вред от потери емкости АКБ (саморазряда)

Ничего экстраординарного от водителя не требуется. Надо просто:

  • поддерживать клеммы аккумулятора, генератора и стартера чистыми, не давая там скапливаться мусору и грязи;
  • обеспечить хороший контакт во всех соединениях, в том числе и на массу, для чего все винты должны быть затянуты;
  • при оставлении автомобиля на стоянке на длительный срок надо снимать с аккумулятора провода;
  • не оставлять АКБ на хранение разряженным;
  • контролировать емкость аккумулятора и его техническое состояние, своевременно доливать при необходимости дистиллированную воду;
  • стараться оставлять автомобиль не на солнцепеке, тем самым снижая перегрев.

Заключение

Саморазряд при работе АКБ есть всегда, и он отрицательно влияет на ее техническое состояние. Однако принятие простых мер, изложенных выше, позволяет продлить срок службы вашей АКБ и избавит вас от дополнительных расходов.

Читайте также на acums.ru

Авто
5,66 млн интересуются