По всему моему телу пробегала мелкая дрожь. То ли этому способствовал ледяной ветер, то ли вчерашняя алкоголизация по поводу празднования Миллениума – Нового 2001 года. Я стоял, съёжившись на площади у ресторана Прага, в месте пересечения Старого и Нового Арбата, переименованного бывшего проспекта Калинина, подняв воротник и обхватив себя руками. За грудиной клокотало.
Ещё в гостях у Людмилы и Маргариты, куда я отправился во второй половине дня, второго января, что бы переписать им на видеомагнитофон, мои испанские видеозаписи, сделанные в сентябре 1998 год, у меня начался приступ аритмии. Я несколько раз порывался уйти, но гостеприимные москвичи, Люся и Маргарита со своими приятелями Виктором и Александром, удерживали меня. К моему приходу они накрыли стол и, под звон хрусталя звучали тосты, а потом и песни, под аккомпанемент Виктора на фортепьяно.
Александр, с его слов одноклубник легендарных футболистов Альберта Шестернёва и Владимира Пономарёва, изобразил сценку «На охоте», приведшую всех в восторг. Всё было здорово!!! С Люсей и Маргаритой я познакомился в Малград де маре, на испанском побережье Коста Браво. Мы отдыхали в одном отеле Картага Нова. Там я и записал видеофильм, куда, конечно, попали и мои новые знакомые. Вот именно этот материал я и собирался им продемонстрировать, и переписать.
Я пришёл к ним со своей видеокамерой, по пути заснял мой неожиданный диалог с Олегом Павловичем Табаковым, замечательным образом, встретившимся мне в Камергерском переулке у театра МХАТ. Всё бы хорошо, но вот той самой видеокассеты, которую я намеревался продемонстрировать в моей сумке то и не оказалось.
«А это и хорошо – веселился приятель Люси Александр – будет повод ещё раз в гости зайти». Мне же было не до шуток – подумают, что я специально напрашиваюсь. Вся компания, исполнив песню на стихи Сергея Есенина, «Письмо к матери», высыпала на лестничную площадку проводить меня.
И вот теперь, с приступом аритмии я, съёжившись под леденящем ветром, стоял в назначенное время, на оговорённом с племянником месте. Отсутствия у меня сотового телефона, не позволяло связаться с племянником, и я был вынужден стоять и ждать. «Бросить и поехать домой к племяннику? – раздумывал я – Лечь в пастель и уснуть? Или вызвать скорую помощь??Димка обидится, он же для меня старается, договорился о посещении спектакля. А если я в театре ласты склею??? Да и чёрт со мной, какая разница, где дуба дать, можно подумать, что в его квартирке, будет, кому обо мне заботиться».
И тут я увидел Марину Капралову, однокурсницу племянника. «Мариночка здравствуй, а ты как здесь?» «Дядя Саша, да вас же Дима ищет. Сейчас позвоню ему. Звонок сбрасывает, значит, он нас видит». А вот и племянник Дима. Направляясь в мою сторону широким быстрым шагом, он махнул нам рукой: «Быстро за мной, опаздываем».
Я засеменил за ним, отдуваясь и хватаясь рукой за грудь в области сердца. Мы быстрым шагом пересекли Новый Арбат и свернули в переулок. «А нам далеко ещё – спросил я у Димы и, заметив отсутствие Марины, добавил – а Марина с нами не пойдёт?» Племянник только махнул рукой и добавил шагу.
Мы оказались в Хлебниковом переулке, в одном из тех, который воспевал в своих песнях Булат Окуджава. «Театр студия «Человек» - прочитал я вывеску на здании, у которого мы остановились. Дима постоянно с кем- то разговаривал по телефону. «Оксана задерживается – сообщил он мне – здесь подождём».
Я только собрался предложить пойти домой – мол, не до театра мне, как вдруг его окликнула женщина, они поцеловались и разговорились. Я отошёл в сторону, потирая грудь рукой в области сердца, только и услышал слова женщины: «Ну и как, Дима не страшно вам играть в большом зале Сатирикона?».
Оксана Тимановская, тоже однокурсница племянника ни как не появлялась. Народ, столпившийся у входа в театр, уже давно проник в помещение, когда Дима, наговорившись с женщиной, подошёл ко мне. «Ты узнал её? – спросил он меня – это же Катя Райкина». «Поди, жена Константина – поинтересовался я – Как, дочь самого Аркадия Райкина? А что же ты мне раньше- то не сказал, я бы познакомился с ней».
Тут запыхавшись, подбежала к нам Оксана: «Молчи Дима, молчи – успокоила она племянника – я сейчас всё устрою». Всё оказалось весьма не просто. Этот спектакль «Чинзано» давали три друга, бывшие однокурсники школы – студии МХАТ, которую оканчивали, но спустя много лет и Оксана с моим племянником, Игорь Золотовицкий, Сергей Земцов, Роман Козак для своих друзей и студентов. Билеты на спектакль не продавали, а пропускали только по пригласительным. Оксана опять, куда- то убежала, но вскоре вернулась и мы наконец то вошли в зрительный зал театра.
Народу битком!!! В креслах разместились зрители постарше, где и нам с Димой нашлись места, но не рядом. Молодёжь же сидела на полу у импровизированной сцены, скорчившись, стояли в проходах, нишах в стене, создавая нестерпимый галдёж. Я осмотрелся. Впереди себя увидел знакомого Алексея Зуева и радостно обнял его: «Лёша привет, ты меня ещё помнишь??».
Обернувшись, Алексей радостно поздоровался. Тут я вспомнил, что три года назад, после спектакля «Сахалинская жена», в котором блистала Инга Оболдина и были заняты Дима и Алексей, мы собрались в гримёрке выпить чай с тортом. Вот там- то Алексей и продемонстрировал видеокассету с фильмом «Царевич Алексей», где он играл главную роль. В том фильме были заняты великие актёры: Виктор Степанов, Станислав Любшин, Владимир Меньшов, Михаил Кононов, Людмила Зайцева и другие.
Я тогда попытался выпросить эту кассету в подарок, но Алексей, сославшись на плохое качество записи, пообещал мне прислать другую. Он то конечно забыл, а я то помнил. Я, приблизившись к его уху, отчётливо прошептал: «Алексей, а помнишь, ты мне кассету обещал прислать??? Так вот я сегодня, во время спектакля, не назойливо, через каждые пять минут буду напоминать тебе об этом». Зуев взмолился: «Дядя Саша, только не это… виноват, каюсь, я через Диму передам вам обязательно».
Алексей в этом зале оказался не случайно, он, в своё время, окончил школу-студию МХАТ на курсе Игоря Золотовицкого. Появление на сцене Игоря Золотовицкого прервало нашу содержательную беседу, зал на мгновение замер, и вскоре взорвался оглушительным хохотом. Актёры играли самозабвенно!!!
Положительные эмоции полезны!!! К середине спектакля я, уже забыв про аритмию и боль за грудиной, хватался за живот от хохота. Молодёжь, студенты школы – студии МХАТ, курсов Золотовицкого и Сергеева, просто визжали от смеха. Частые аплодисменты даже заглушали реплики актёров. А по окончанию спектакля, аплодисменты перешли в овации!!!!
Выходил из театра я совсем другим, абсолютно здоровым человеком. Великая сила ИСКУСТВО!!!! А весёлые, смешные спектакли мне всегда приносят огромное удовольствие!!!! Мы с Димой, обмениваясь впечатлениями, не торопясь шли по Новому Арбату в сторону станции метро, подставляя лицо холодному московскому ветру – ХОРОШО ТО КАК!!!!!!