– Николай Максимович, жизнь – это череда случайностей или филигранная закономерность?
– В моем случае была одна очень удивительная вещь. Все, что казалось мне очень много лет случайностью, потом выстроилось в какую-то линию.
Если что-то не должно произойти в твоей судьбе, то и не складывается, не складывается по очень естественным причинам. Ты вроде предусмотрел все, обошел всевозможные препятствия, а оно не сложилось. Значит, не суждено было этому случиться.
Есть замечательная песня Окуджавы – для фильма «Соломенная шляпка»:
Не то с небес, не то поближе,
Раздались горькие слова:
«Видите ли мой корнет,
Очаровательный корнет,
Всё дело в том, что к сожаленью,
Всё дело в том, что к сожаленью,
Войны для вас пока что нет.»
Понимаете, иногда вы думаете, что все – поймали птицу счастья за хвост, а тебе говорят: «Не твоя очередь».
И когда я оказался на улице Зодчего Росси в качестве руководителя, я был поражен, что очень много раз в моей жизни были такие «звоночки», которые мне говорили – «ты сюда еще придешь». Я, конечно, над этим посмеивался, я ерничал, я очень часто высмеивал всех, кто с этой улицы. И в итоге я туда пришел руководить. Это, конечно, удивительная вещь.
Но я с первой минуты для себя поставил «стену», что я сюда пришел не руководить, а учиться быть руководителем.
Понимаете, когда вы работаете просто каким-то руководителем балета или коллективчика – это одно, а когда вы работаете ректором – это такая должность, что у вас в подчинении, и хозяйство, и образование, и издательская деятельность, и прочее. С этой позиции вы можете стать и министром и пойти в правительство работать и так далее.
– Когда вы последний раз переступали порог Большого театра?
– Я еще до пандемии был там – и это было очень печальное зрелище. Я шел по билетам, зашел через центральный вход. И там все, как организован вход в театр, как напечатаны афиши, что это за программки, в каком состоянии туалеты, в каком состоянии ковры, которые ведут в партер, в каком состоянии кресла, на которых ты сидишь в партере, как продавлено все... просто с точки зрения хозяйства – чудовищно все.
А я как руководитель, причем опять-таки подчеркну – руководитель организации, где учатся несовершеннолетние дети и все в десять раз сложнее, чем где-либо: пожарная охрана, проводка, сигнализация и так далее, у меня невольно падает глаз на все это, потому что я прохожу эти проверки регулярно. И ко мне Роспотребнадзор, Рособрнадзор и прокуратура приходят регулярно, потому что родители еще постоянно жалуются и они тут же приходят – они обязаны проверить. Потому я должен быть готовым каждый день, а это очень тяжело.