Читая наши новости, вы наверняка заметили, что мы то тут то там упоминаем автомобильные "платформы" или "архитектуры". Что же, настало время рассказать о том, что это такое и почему это важно.
Самое простое определение платформы - это набор модульных узлов, которые взаимозаменяемы у разных машин одного автоконцерна. Это в первую очередь четыре подвески каждого из колес. Расстояние между ними можно менять, увеличивая колею и базу, но сами модули останутся неизменными.
Причем детали, из которых состоят модули, также могут отличаться. Например, в рамках одной платформы конструктор может выбрать из нескольких пружин и амортизаторов, подобрав нужные под вес и характеристики будущей машины. Даже рычаги можно выбрать обычные или усиленные. Так что по большому счету неизменными остаются только точки крепления модулей к кузову.
Отсюда и требования к соплатформенным кузовам. Это может быть спортивное купе или полноприводный кроссовер, но силовая структура их кузовов должна оставаться преимущественно неизменной.
Это нужно еще и для унификации производственного оборудования. разные кузова на одной платформе обязаны иметь однотипные элементы, чтобы для них не пришлось создавать отдельные конвейеры. Иными словами, российский завод Hyundai, где производят седаны Solaris, без проблем готов выпускать и кроссоверы Creta. Но для выпуска, например, Lada Niva там пришлось бы полностью переоснащать производство.
А теперь о подводных камнях и о том, почему электромобилям нужны собственные платформы.
До 2020 года только Tesla серийно выпускала электромобили, что называется "построенные вокруг батареи". Все остальные электрокары являлись компромиссами на бензиновых шасси.
Почему это плохо? Например потому, что бензиновые платформы требуют наличия пространства для двигателя внутреннего сгорания впереди машины. Мотор можно заменить компактным электроприводом, но от оставшегося пространства не избавишься. Это здорово портит аэродинамику и существенно снижает запас хода.
Доходит до того, что у электрического кроссовера Mercedes EQC спереди нет не только бензинового мотора, но и переднего багажника, так как конвейерная линия, заточенная под бензиновые машины, просто не позволяет такой багажник сделать. Открываешь "капот", под ним сверху пластиковая заглушка, а под ней... ничего!
Еще хуже дело с батареями. Плоская батарея у электромобилей очень прочная. В Tesla всерьез планируют усилить ее дополнительно и использовать в качестве рамы. И уже сейчас батареи в правильных электромобилях берут на себя несущую функцию.
Но если используется платформа от бензиновой машины, то там силовая структура кузова заложена общей архитектурой и поменять ее нельзя. В итоге мы имеем прочный и тяжелый кузов и прочную и тяжелую батарею. Двойная нагрузка! Потому такие машины существенно тяжелее.
Вот почему почти все крупные автоконцерны сейчас разрабатывают отдельные платформы именно для электромобилей. У Volkswagen это компактная MEB (на фото) и премиальная PPE.
У Mercedes архитектура для больших электромобилей будет готова в 2021, а для компактных в 2025. Peugeot готовит свою платформу к 2022 и поделится ей с Citroen, DS, Opel и машинами концерна Fiat Chrysler.
Первый электромобиль Hyundai Kia на новом электрическом шасси eGMP дебютирует в 2021 году. И он будет поставляться в Россию!
Наконец, у альянса Renault Nissan разработана новая архитектура e-CMF. В теории ее может позаимствовать АвтоВАЗ, если решит выпустить электромобиль Lada.