Найти тему

Свита делает короля: 8 простых правил, чтобы помочь ребёнку найти достойных друзей

Оглавление

Свита делает короля.

Всегда очень любила эту формулировку и нахожу её актуальной для сферы дружбы в том числе. Конечно, провидение зачастую не спрашивает нас о том, с кем дружить и когда, но на некоторые вещи повлиять всё же можно.

Я искренне считаю, что наши друзья — это показатель нашего внутреннего и сокровенного. Они могут сподвигнуть нас на подвиги и разделить их вместе с нами, могут дополнять наши «пробелы», а могут тащить вниз и разрушать.

Каждая семья по-своему ведёт быт, проводит праздники, и у всех свои домашние «законы». Всё, что я могу сделать — поделиться с вами своими домашними правилами относительно дружбы. Ведь каждая семья — это маленькое государство, где без свода понятных правил и поведенческих основ долго ничего не продержится.

Итак, с самого детства я очень внимательно следила за друзьями детей.

Каждый раз, наблюдая за новыми знакомыми, я задавала детям вопрос: почему вы дружите? Мне думается, что откровенный запрет на дружбу с кем бы то ни было способствует внутреннему протесту у ребёнка, и если ваши отношения и без того напряжённые, то это будет ещё один пункт против вас.

Поэтому я искренне рекомендую вести диалог и следить, на что ребёнок делает акценты в дружбе, почему именно так и разбирать с ним морально-нравственные принципы. Ведь если он неправильно расставит приоритеты или сочтёт деструктивное поведение за норму, в дальнейшем повлиять на его выбор будет очень проблематично.

При этом я считаю важным высказать своё мнение о друге ребёнка, но не решать за него в различных ситуациях, как себя повести. В конце концов, ребёнку лучше преодолеть некоторые ошибки самому. А потом с помощью родителей просто вынести мораль и оклематься.

Так повелось, что в нашей семье многие друзья детей или мои друзья становились друзьями семьи. Они приходили на праздники, устраивали совместные вечеринки и ходили в походы, а я, в свою очередь, всегда старалась лично поговорить с каждым и понять, с кем дружат мои дети.

-2

Поэтому дети моих друзей зачастую становились друзьями моих детей.

Меня радовал такой ход событий, а в детстве им никогда не было скучно, пока взрослые были заняты разговорами или прочими скучными делами.

Что я делаю, чтобы помогать детям находить достойных друзей?

  • Всё повелось с детского возраста, где я помогала составлять детям анкеты для друзей, чтобы те знали, кому что нравится, кто чем увлекается, что кого раздражает и прочее. Куда проще в игровой форме объяснить, как важны эти пункты, и как интересно изучать друг в друге новые качества.
  • Я никогда не запрещала детям приводить в дом гостей, наоборот, это приветствовалось. Хотя, важно уточнить, что время всегда ограничивалось 2-3 часами и домашние обязанности должны были быть выполнены, хоть заранее, хоть совместно.
  • Я всегда рекомендовала детям узнавать о семье друзей, быть причастными к праздникам их близких (хотя бы просто запоминать и поздравлять устно) и не отказываться от приглашений разделить какие-то события. Конечно, в этом был мой «корыстный» умысел, ведь я всегда считала очень важным для детей видеть различные семейные ценности и традиции, замечать различия и делать выводы, формируя своё собственное миропонимание.

  • У нас всегда было правило — ходить в гости с гостинцем. Сначала, конечно, детей это касалось только в том, что гостинцы приносили им, но когда те выросли, то стали приносить гостинцы для младших или детей своих друзей. Разумеется, речь не идёт о полноценных подарках, но принести конфет или фруктов всегда можно. Я говорила им, что так отдаётся дань уважения семье и дому, в который они приходят. А ещё им и самим нравилось, как радостно дети реагируют на такие визиты.
  • Важной рекомендацией было не отлынивать от совместного труда и смотреть, участвуют ли друзья в помощи. Ведь даже такая нелюбимая часть, как поклейка обоев или посадка картошки могут стать весёлым опытом. После таких трудовых дней мы обязательно устраивали совместный отдых с «плюшками» для участников.
  • Помогать в трудных жизненных ситуациях — святое дело. Если у кого-то из друзей случались различные форс-мажоры, я всегда поддерживала инициативу в помощи. Будь то передержка животных, уход за кем-то из родных или другие обстоятельства. Опять же, я поясняла, что отношение порождает ответную реакцию, поэтому так важно ценить своих друзей.
  • Если дети заигрались и разнесли с друзьями полдома, то убирать помогают все участники происшествия. Я всегда считала неадекватным, чтобы убирать оставались хозяева дома. Конечно, ситуации бывают разные, но в большинстве случаев свою позицию я считаю верной по нескольким причинам. Дети сразу учатся нести ответственность за свои поступки; общая деятельность объединяет; они учатся уважать труд и понимать его ценность.
-3

  • Семейные ценности превыше всего. Выбирая между друзьями и семьёй, предпочтение должно отдаваться последнему. Речь тут идёт о семейных праздниках, важных общих мероприятиях (ремонты, переезды, бытовые задачи, помощь кому-то из родственников и т.п). Поэтому у нас в семье не стоит вопрос об этом. Если друзья по какой-то причине совпадают с семьёй, то или ищется компромисс, или они присоединяются к семейным событиям.

Вот такой набор нехитрых устоев не раз помогал нам и расставлял точки над и. Писались эти правила совместно всей семьёй, и поэтому все были сразу согласны с таким положение дел, т.к. каждый предлагал свои пункты, а участники могли вносить правки или соглашаться единогласно.

Конечно, я перечислила не всё, но это, по моему мнению, самое актуальное. Со временем, когда дети становятся всё старше и старше, мы переписываем какие-то пункты, что-то добавляем. Это становится ещё одним поводом собраться вместе и передать мудрость в дружеских отношениях из поколения в поколение.

А мне всегда очень нравится слушать мнение детей и то, как они делятся опытом с младшими.

-4

Наверное, моё убеждение в том, что друзей выбирать надо и надо изучать их, совместно развиваться и поддерживать друг друга, помогли нам избежать многих неприятностей, а с детьми у меня не было конфликтов на эту тему. Мы могли расходится во мнениях, но как правило, это было не так существенно.

Ведь дети собирают все модели поведения с родителей, поэтому, если озадачиваться своим окружением, то у детей изначально будут заложены паттерны ваших выборов и поведения.

Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-5

Читайте также статьи автора:

Как просто научить детей ораторскому мастерству, даже если вы сами боитесь выступать

Как успеть важное и сохранить близость в семье?

5 идей досуга для сплочения семьи – советы многодетной мамы и бизнесвумен

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.