По сей день имеют место быть предвзятые мнения, касающиеся советского автопрома. Однако, обвинение в отсутствии собственных идей необоснованны.
Ни для кого не секрет, что первые советские легковые автомобили создавались по образу и подобию итальянских собратьев. Вот только для адаптации иномарок под суровые условия наших широт, инженерам и конструктором пришлось очень серьезно потрудиться и изменить практически все.
Сделка с Фиат
В качестве партнеров лидеры министерства автопрома рассматривали не только итальянцев.
Одним из вариантов был французский Renault16. Однако Франция предложила менее выгодные условия, нежели Италия. Поэтому в августе 1966 года министр Тарасов и президент концерна FIAT Валетта скрепили подписями соглашение о сотрудничестве. Помимо выгодных условий, роль в принятии такого решения сыграли политические мотивы.
Так началась история легендарной советской «копейки». С весны 1970 года по лицензии фирмы FIAT стартовал выпуск ВАЗ-2101 в кузове седан.
Это Вам не FIAT
После многочисленных испытаний и разработок советские конструкторы получили автомобиль, который разительно отличался от своего прообраза многими техническими решениями:
- Новый движок. FIAT-124 имел мотор с нижним расположением распредвала. В отечественном же варианте распределительный вал расположили в головке блока цилиндров. Такой способ позволил увеличить точность регулировок, а также значительно упростить ремонт.
Так выглядела доработанная версия советского мотора
- Увеличенный диаметр цилиндров «копейки». Нашим инженерам удалось добиться параметра 76 мм, сохранив рабочий объем двигателя. Наряду с этим, ход поршня уменьшился до 66 мм. Такие изменения сделали двигатель более приемистым.
- Более мощная электрика. На ВАЗ-2101 установили внушительный генератор переменного тока, оснащенный диодным выпрямителем и реле-регулятором выносного типа. Так улучшилось качество осветительных приборов и системы зажигания.
- Новы пружины и усиленная подвеска. Основные перемены коснулись задней части. Решено было избавиться от стабилизатора заднего моста, а также переделать крепления тормозов.
- Задние тормоза из дисковых превратились в барабаны увеличенного диаметра из легкосплавного металла и чугунной вставкой. Такая конструкция была новинкой советских разработок.
Тесты FIAT в СССР
Первым делом конечно же возник вопрос адаптации машины к особенностям местной географии и климата. Начались серии испытаний. Проводились они на Дмитровском полигоне. В качестве покрытия выбрали особую булыжную мостовую. Результаты утешительными не оказались. Неожиданностью ни для одной из сторон это не было. Спустя расстояние в пять тысяч километров практически полностью развалился кузов, элементы подвески и тормозной системы также провалили испытание.
На основе этих результатов и множественных доработок удалось создать весьма удачную модель, которая находилась на пике популярности. За тринадцатилетний срок продаж с конвейера ушло более двух с половиной миллионов «Жигулей» различных модификаций.
Особенное внимание уделялось экземплярам, предназначенным для экспорта. ВАЗ-2101 поставляли в страны социалистического блока, а помимо этого, в Швецию, Австрию, Канаду, и даже Новую Зеландию.