Найти тему

РЕСТОРАН «АРАГВИ»

Оглавление

«Знаменитые рестораны старой Москвы» - продолжение рубрики.

Интернет-сайт 4banket.ru делится очередной историей про знаменитые в прошлом московские рестораны…

Лучшие банкетные площадки Москвы и Московской области на нашем интернет-ресурсе!

Весь советский период московский ресторан «Арагви» был символом и эталоном грузинской кухни. О его шашлыке по-карски и цыплёнке табака слагались легенды, а о постоянных посетителях – говорили с опаской и шёпотом. Попасть в «Арагви» мог не каждый, и этот статус элитного заведения ресторан бдительно охранял всё время своего существования. Как ему это удавалось? Тому было несколько объяснений.

Влиятельный основатель, покровитель и контролёр

-2

Считается, что инициатором открытия в Москве ресторана грузинской кухни выступил влиятельный грузин, глава комитета госбезопасности – Лаврентий Берия. Это он выбрал для своего детища помещение и руководителя. Он же обеспечил «Арагви» продуктовыми поставками прямиком из Грузии и стал главным дегустатором местной кухни.

Факт: ресторан «Арагви» открылся в 1938 году в 3-этажном здании на Тверской площади, в котором располагалась гостиница «Дрезден» (бывшая «Север»), а до революции были винные погреба князя Голицына.

Оформление интерьера ресторана было поручено художнику Ираклию Тоидзе, автору портрета молодого Сталина и знаменитого плаката времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!». В «Арагви» он увековечил себя росписью сводов большого зала в грузинском национальном стиле.

Большой общий зал ресторана назывался «Столичный». По бокам от него располагались малый зад и череда отдельных кабинетов. Все официанты были одеты в национальные грузинские костюмы.

Руководство новым рестораном Берия доверил своему земляку – Лонгинозу Стажадзе. С ним он познакомился многим ранее, когда однажды зашёл перекусить в московскую столовую на Пушечной. Местный повар своей инициативной энергией произвёл на Берию впечатление. И когда идея создать в столице первый грузинский ресторан обрела конкретные очертания, то вопроса с выбором кандидата на должность его директора для Берии не стояло.

Лонгиноз Стажадзе оправдал возложенные на него ожидания. Он наладил грамотный менеджмент, организовал эталонный ресторан с особенным грузинским этикетом и радушной обстановкой.

Факт: Лонгиноз Стажадзе в 12-летнем возрасте был в услужении у одного из грузинских князей. Мальчика определили на кухню, где он обучался поварскому делу. Традиции именно княжеской кавказской кухни он и перенёс позже в «Арагви», поэтому готовили здесь не просто хорошо, а отлично, по высшему классу.

Шеф-поваром при Стажадзе был Николай Кикнадзе. Этот тандем служил репутации «Арагви» верой и правдой 18 лет, вплоть до ареста Берии. В 1953 году Стажадзе ушёл с поста директора ресторана, и Кикнадзе ушёл вслед за ним. Но пришедшие им на смену прекрасно понимали специфику своего рабочего места и старались не ударить в грязь лицом. Благодаря этому, «Арагви» до самого конца, до 2000-х имел репутацию заведения с качественным сервисом и вкусной кухней.

Кто был посетителем «Арагви»?

-3

В первые годы после открытия ресторана, его главным клиентом был Берия. Он любил местную кухню и постоянно здесь ел. Если государственные дела не позволяли ему приехать в «Арагви» пообедать, то обед – суп харчо и шашлык по-карски, доставлялся Лаврентию Павловичу в рабочий кабинет.

Факт: в «Арагви» у Берии была своя приватная комната с выходом на балкон, с которого главный зал ресторана «Столичный» был как на ладони. Говорят, Берия любил наблюдать за посетителями ресторана с высоты своего расположения.

А понаблюдать тут было за кем. Местная публика в основном состояла из видных представителей творческой интеллигенции – известных учёных, писателей, композиторов, актёров. Также здесь любили бывать спортсмены, в особенности футболисты. И, конечно, партийная элита не обделяла «Арагви» своим вниманием. Иными словами, ресторан пользовался популярностью у высшего класса советского общества. Случайных людей, практически, не было. Их отсеивали высокие цены и жёсткий фейсконтроль на входе в виде швейцаров. А потому каждый попавший внутрь чувствовал себя членом клуба по интересам. Здесь не было разухабистых песен и танцев. Обстановка царила дружелюбная и комфортная.

Факт: во времена оттепели и застоя двери «Арагви» приоткрылись пошире, и перед рестораном стали выстраиваться очереди. Чтобы не ждать на улице, давали денег швейцару, и тот пропускал в зал. Поговаривают, что швейцар в «Арагви» зарабатывал в итоге больше, чем почётный академик.

После распада СССР «Арагви» облюбовали руководители кавказских преступных группировок.

Чем кормили в «Арагви»?

-4

Ресторан славился не только широчайшим ассортиментом блюд кавказской кухни, но и свежайшими, отборными продуктами, из которых эти блюда делались.

Факт: в пору открытия ресторана, Л. Берия плотно занимался восстановлением народного хозяйства в Закавказье. В частности, ему приписывают заслугу поднятия сельского хозяйства Грузии. Берия организовал в Россию регулярные поставки грузинских фруктов, вина и чая по хорошим закупочным ценам, так что грузинские крестьяне стали одними из самых зажиточных в стране. И, конечно же, в первый столичный ресторан грузинской кухни свежую зелень, овощи, сыры, мясо, рыбу, вина тоже везли прямиком из Грузии.

Фирменным блюдом «Арагви» были: шашлыки (особенно славился по-карски), лобио, цыплята по-чхмерски, осетрина на вертеле. А про местного цыплёнка табака говорили, что тот, кто его здесь не пробовал, тот не знает истинного вкуса этого кулинарного творения – сочный, поджаристый, с румяной корочкой, цыплёнок подавался обложенный зеленью, с ароматным лавашом и острой чесночной подливкой.

Выбор грузинских вин здесь также был самым большим в Москве: цинандали, хванчакара, саперави, киндзмараули, кахетинское…

Чем закончилась история «Арагви»?

-5

«Арагви» вошёл в число немногих ресторанов, что работали даже во время Великой Отечественной войны. Его не перепрофилировали, и не превратили в рядовую столовую в голодные военные годы. Он так и остался высококлассным заведением с отменной кухней. Правда, заведение это в 40-е годы было закрытого типа, только для «спецконтингента». Двери приоткрыли пошире после Победы и то не сразу. Да, и позволить себе местный коммерческий ценник мог далеко не каждый. Но тот, кто позволял, убеждался, что качество полностью цене соответствует.

Пережив перестроечные 90-е годы, «Арагви» был закрыт на реконструкцию в 2000 году. Капитальный ремонт затянулся на 16 лет. Менялись владельцы здания и кураторы стройки, в ходе работ возникали разные форс-мажоры. Так, например, неожиданно наткнулись на кирпичную кладку палат 17 века. Пришлось московской мэрии брать ход реконструкции дома №6 на Тверской под свой контроль. В итоге, обнаруженный древний фрагмент вписали в интерьер открытого таки ресторана.

В 2016 году «Арагви» вновь заработал, правда, это был уже совсем другой ресторан – с мраморной отделкой, девятью залами, шикарным интерьером. От первоначального «Арагви» не осталось и следа – ни интерьера, ни атмосферы. И даже кухня поменялась – новые хозяева решили уйти от узкой специализации грузинской кухни в широкое пространство общекавказской.

В таком виде «Арагви» проработал всего три года, а потом закрылся. Предприятие признали убыточным. В настоящее время здание ресторана пустует. Его владельцы ищут арендаторов.

Вы бывали в «Арагви»? Если да, поделитесь впечатлениям. Ждём Ваши комментарии…

Если у Вас предстоит счастливое событие и Вы ищете место для свадьбы в ближайшем Подмосковье, предлагаем воспользоваться поисковыми возможностями сайта www.4banket.ru Наши банкетные менеджеры к Вашим услугам! Форма для подачи заявки на бесплатный подбор здесь

Или, если Вы хотите перейти сразу в диалог с Вашим персональным банкетным менеджером, воспользуйтесь формой через WhatsApp

Подписывайтесь, и следите за нашими подборками для Ваших праздников!

Радостных и счастливых вам событий!

К другим интересным статьям:

70 любопытных фактов про Новый год
КОРПОРАТИВНЫЙ НОВЫЙ ГОД
Кто родители Снегурочки: мифы и факты