Отрывок из фильма
Отважная пятерка иностранцев во главе с Варварой Комаровой словно коротышки во главе с Незнайкой осматривают чудеса Солнечного города, то и дело встречаясь с разными чудесами. Ведь не даром мы говорили в свое время - совдепия - страна чудес!
Удивительно сейчас воспринимается фильм, после того как мы знаем, что сразу после его выхода на экраны была разгромная критика и сама Любовь Петровна Орлова сказала: "Нет, здесь что-то не то...", и даже просила вступиться своих знакомых за Г. Александрова и защитить его. Защитники нашлись, академик П. Л. Капица хотя бы, но в целом были недовольны практически все.
Для 1960 года этот фильм показался анахронизмом. Монументальным инородным телом, выкинутым морем времени на лучезарный берег Оттепели.
Солженицын уже писал свою нетленку, художники-авангардисты готовили "бульдозерные выставки", Хуциев вынашивал думы съёмок "Застава Ильича", а тут белоколонные здания, буйство лепнины, отделанные дубом палубы теплохода, лихие архитектурные излишества, пролёт самолёта над Кремлём и Университетом под песню "Вперёд к коммунизму!" и проч. Ну просто как продолжение "Светлого пути". Как-будто не было 20 лет между картинами.
Как зло шутил Никита Богословский про Исаака Дунаевского. Исаак - иссяк. Александров видно тоже иссяк.
Была у нашего мэтра знаменитая поездка в Голливуд в конце 20-х годов, вместе с С. Эйзенштейном и Э. Тиссе, с целью обучения звуковому кино. И вернулся он оттуда с богатой на идеи записной книжечкой. Он про неё не раз всем рассказывал. Так вот после просмотра еще кинофильма "Встреча на Эльбе" кто-то ехидно пошутил: "Всё! Кончилась у Александрова его записная книжечка". Видно к 1960 году эта книжечка уже просто в печке сгорела и пришлось нашему мэтру всё сочинять из своей головы. Вплоть до сценария.
Когда Г. Александров снимал кино на сценарии Ильфа и Петрова, или писал сценарии с Эрдманом и Массом, получалось смешно. Когда он сам всё писал, получалось не очень.
Так считали многие, и поэтому фильм "Русский сувенир" вскоре был предан забвению.
***
Впрочем на этом критическую часть хочется закончить. В фильме есть много интересных моментов и диалогов. Все главные роли играют звёзды нашего кино. Андрей Попов, Эраст Гарин, Павел Кадочников. И стоит сказать эта троица играет превосходно.
Андрей Попов в роли миллионера Скотта отпускает наиболее колкие остроты, особенно в диалогах со своим секретарём-писателем Гомером (Кадочниковым):
- Гомер сказал, что как только мы приземлимся, то увидим лицо социализма... И в это время в иллюминаторе появляется физиономия медведя.
- По-моему, это Великая Сибирская Стена (около стен острога)
(Внутри острога звучит песня)
- Гомер, пишите - "Русские песни унылы и безрадостны".
- Я не буду это писать, сэр.
- Почему?
- Потому что это американская песня.
- Вот он, Железный Занавес! А ещё говорят, что его придумали мы, американцы! (Сцена у ворот шлюза ГЭС)
Когда незадачливых героев переодевают в ватники-телогрейки всех цветов радуги, Скотт говорит: "О, удобная вещица! Ватники не требуют галстуков. Пока на Западе завязывают галстуки, русские уже работают!"
- А почему у русских все памятники в пальто?
- Климат у них такой...
После сцены с запуском ракеты, когда их везут в ЗИМе по ухабистой дороге, Скотт говорит: "Тоже мне. Ракеты в космос запускаете, а с дорогами разобраться не можете".
Ну и совершенно антисоветская сцена фильма, когда миллионер Скотт стоит около указателей в глухой тайге - "Путь к социализму", "Ленинский путь", "Путь к коммунизму". При этом указатели показывают в разные стороны. Это не просто дерзкая шутка, а чистая антисоветчина. При Сталине можно было и срок схлопотать за такое.
***
Божественно красива в фильме Элина Быстрицкая. Просто глаз не оторвать. Правда роль у неё скучноватая. Спустя много лет актриса вспоминая "Русский сувенир", всё время акцентировала внимание на том, что Л. Орлова очень стара была для этой роли. Правда она забыла, что сама в возрасте 50 лет исполняла роль молодой девушки на выданье, Лидии Чебоксаровой в спектакле «Бешеные деньги». По роли Лидии чуть больше 20 лет. Да, Быстрицкая там красива, но живости и молодости в помине нет, двигается плохо, и голос у нее не девичий.
Любовь Орлова, конечно уже в почтенном возрасте в "Русском сувенире", но временами еще как зажигает. Особенно это здорово получилось в кадрах где она является в коллективной галлюцинации Скотту и Пиблсу, где она в маске обезьяны танцует какой-то чудовищный танец в чаду и дыму.
Если верить Ф. Г. Раневской, то Л. Орловой уже могло быть в картине не 58, а целых 68 лет. Её настоящий возраст - тайна за семью печатями. Для такого возраста - она уж точно неплохо выглядит со своей точеной фигурой. Если конечно не приглядываться к лицу.
В фильме собрали столько известных актёров, даже на эпизодические роли. Ролана Быкова мельком можно заменить в кадре, Клара Румянова с алмазом в руках засветилась на пять секунд. Известный звукоимитатор Ефим Нейд, в роли журналиста. В этой же сцене осады журналистами миллионера мелькает известная Джемма Фирсова. Популярная Лариса Кронберг сыграла роль без слов. Она только аккомпанирует Гафту на рояле.
Юная Наталья Крачковская играет невесту встретившую жениха. Знаменитый наш Кола Бельды здорово изображает шамана в лесу, который потом оказывается студентом и ведёт героев на стройку ГЭС. Очень красива и мила в фильме Алла Будницкая в роли переводчицы.
Как всегда невероятно хорош и колоритен наш знаменитый комик Борис Новиков. Он так смело говорит с миллионером Скотом о политике и монополиях, так трескает по столу кулаком, что казалось, что точно сейчас разразится международный скандал. Но всё кончается сценой обнимания и братания.
Эта роль могла стать звёздной для Валентина Гафта. Если бы фильм не провалился. Пришлось Гафту еще 10-15 лет ждать своего звёздного часа. Он в фильме невероятно красив и больше похож на спортсмена-гребца, члена олимпийской сборной, чем на французского шансонье. В кадре он какой-то деревянный, хоть и пытается передать на экран сценические движения Ива Монтана. Наверно робел и не понимал как ему играть. Еще нет этой мудрой искорки в его глазах. Он сыграл опять француза, как в "Убийстве на улице Данте", и опять ничем не запомнился. Кстати в кадре мелькает Л. Изергина, его жена в то время, знаменитая советская манекенщица.
Еще была очень смешная и поучительная история с приглашением Григорием Александровым на роль бабушки главное героини, Варвары Комаровой, знаменитой Фаины Раневской. Фаина Георгиевна отреагировала в своём ключе: "Гриша, креста на тебе нет. Мы же с Любочкой ровесницы. Ты представляешь сколько мне должно быть лет чтобы я сыграла её бабушку!? Стоко не живут!"
В итоге получилось еще смешнее. Роль бабушки героини Л. Орловой сыграла Елена Понсова, преподаватель "Щуки", характерная актриса. Она была на целых 5 лет младше своей внучки. И это если верить тому, что Любовь Петровна Орлова 1902 года, а не старше.
Наверно это рекорд не перекрыт для нашего кинематографа. Мишенька Бальзаминов (Георгий Вицин) старше своей матушки (Людмилы Шагаловой) на 7 лет, а тут внучка старше бабушки на 5 лет.
***
Вообще в фильме много сюрреалистических сцен. После второго и третьего просмотра картины, уже не обращаешь внимание на внешность Л. Орловой и купание в коммунистических агитациях, а просто дробно его разбираешь по сценам и по репликам. После этого фильм уже не кажется провальным, а кажется оригинальным до безобразия и новаторским.
Шикарна сцена старта ракеты над байкальской гладью. И ведь это еще всё снято до полёта Гагарина. А сцена когда героев на ЗИМе захватывают ковшом какого-то немыслимого экскаватора и переносят в иные дали, там где есть хорошая дорога.
Шпионская тема с магнитофонами всех мастей - комична. Кстати личный врач графини мутузит её почти также как в "Цирке" бьёт героиню её муж-шантажист. В итоге он открывается как шпион. Аферист который пытался втюхать иностранцам настойку из женьшеня, напомнил иностранцам, что и в России расслабляться нельзя. И еще миллионера и священика обыграли в карты на плотах сплавщики-цыгане. Совершенный сюр. Цыгане, которые занимаются сплавлением леса... Полёт сверхзвукового самолёта поверг капиталистов в ужас. В Америке таких самолётов нет. А какой там тайный сибирский острог, прототип сталинского лагеря, в котором оказывается так весело, поют американские песни и дарят алмазы величиной с кулак.
Завершается фильм кремлёвскими похождениями героев и каким-то тайным и невероятным - не то венчанием, не то бракосочетанием - французского шансонье и итальянской графини под фресками кремлёвских храмов. И Варвара Комарова зажигает кремлёвские звёзды!
И сюр и сказка, и какая-то безумная фантазия авторов все полтора часа.
В общем чем больше смотришь этот фильм тем больше он начинает нравиться...