Найти тему
Звенимир

"Русский сувенир". Забытый фильм Г. Александрова с Л. Орловой

Рабочий момент съёмок фильма "Русский сувенир"
Рабочий момент съёмок фильма "Русский сувенир"

Отрывок из фильма

Отважная пятерка иностранцев во главе с Варварой Комаровой словно коротышки во главе с Незнайкой осматривают чудеса Солнечного города, то и дело встречаясь с разными чудесами. Ведь не даром мы говорили в свое время - совдепия - страна чудес!

Удивительно сейчас воспринимается фильм, после того как мы знаем, что сразу после его выхода на экраны была разгромная критика и сама Любовь Петровна Орлова сказала: "Нет, здесь что-то не то...", и даже просила вступиться своих знакомых за Г. Александрова и защитить его. Защитники нашлись, академик П. Л. Капица хотя бы, но в целом были недовольны практически все.

Любовь Орлова в роли Варвары Комаровой, героиня которая зажигает звёзды
Любовь Орлова в роли Варвары Комаровой, героиня которая зажигает звёзды

Для 1960 года этот фильм показался анахронизмом. Монументальным инородным телом, выкинутым морем времени на лучезарный берег Оттепели.

Солженицын уже писал свою нетленку, художники-авангардисты готовили "бульдозерные выставки", Хуциев вынашивал думы съёмок "Застава Ильича", а тут белоколонные здания, буйство лепнины, отделанные дубом палубы теплохода, лихие архитектурные излишества, пролёт самолёта над Кремлём и Университетом под песню "Вперёд к коммунизму!" и проч. Ну просто как продолжение "Светлого пути". Как-будто не было 20 лет между картинами.

Как зло шутил Никита Богословский про Исаака Дунаевского. Исаак - иссяк. Александров видно тоже иссяк.

Была у нашего мэтра знаменитая поездка в Голливуд в конце 20-х годов, вместе с С. Эйзенштейном и Э. Тиссе, с целью обучения звуковому кино. И вернулся он оттуда с богатой на идеи записной книжечкой. Он про неё не раз всем рассказывал. Так вот после просмотра еще кинофильма "Встреча на Эльбе" кто-то ехидно пошутил: "Всё! Кончилась у Александрова его записная книжечка". Видно к 1960 году эта книжечка уже просто в печке сгорела и пришлось нашему мэтру всё сочинять из своей головы. Вплоть до сценария.

Когда Г. Александров снимал кино на сценарии Ильфа и Петрова, или писал сценарии с Эрдманом и Массом, получалось смешно. Когда он сам всё писал, получалось не очень.

Так считали многие, и поэтому фильм "Русский сувенир" вскоре был предан забвению.

Главные герои в ватниках-телогрейках всех цветов. Такая мода даже Славе Зайцеву не снилась.
Главные герои в ватниках-телогрейках всех цветов. Такая мода даже Славе Зайцеву не снилась.

***

Впрочем на этом критическую часть хочется закончить. В фильме есть много интересных моментов и диалогов. Все главные роли играют звёзды нашего кино. Андрей Попов, Эраст Гарин, Павел Кадочников. И стоит сказать эта троица играет превосходно.

Андрей Попов в роли миллионера Скотта отпускает наиболее колкие остроты, особенно в диалогах со своим секретарём-писателем Гомером (Кадочниковым):

- Гомер сказал, что как только мы приземлимся, то увидим лицо социализма... И в это время в иллюминаторе появляется физиономия медведя.

- По-моему, это Великая Сибирская Стена (около стен острога)

(Внутри острога звучит песня)

- Гомер, пишите - "Русские песни унылы и безрадостны".

- Я не буду это писать, сэр.

- Почему?

- Потому что это американская песня.

- Вот он, Железный Занавес! А ещё говорят, что его придумали мы, американцы! (Сцена у ворот шлюза ГЭС)

Когда незадачливых героев переодевают в ватники-телогрейки всех цветов радуги, Скотт говорит: "О, удобная вещица! Ватники не требуют галстуков. Пока на Западе завязывают галстуки, русские уже работают!"

- А почему у русских все памятники в пальто?

- Климат у них такой...

После сцены с запуском ракеты, когда их везут в ЗИМе по ухабистой дороге, Скотт говорит: "Тоже мне. Ракеты в космос запускаете, а с дорогами разобраться не можете".

Герои у росстани с указателями
Герои у росстани с указателями

Ну и совершенно антисоветская сцена фильма, когда миллионер Скотт стоит около указателей в глухой тайге - "Путь к социализму", "Ленинский путь", "Путь к коммунизму". При этом указатели показывают в разные стороны. Это не просто дерзкая шутка, а чистая антисоветчина. При Сталине можно было и срок схлопотать за такое.

***

Божественно красива в фильме Элина Быстрицкая. Просто глаз не оторвать. Правда роль у неё скучноватая. Спустя много лет актриса вспоминая "Русский сувенир", всё время акцентировала внимание на том, что Л. Орлова очень стара была для этой роли. Правда она забыла, что сама в возрасте 50 лет исполняла роль молодой девушки на выданье, Лидии Чебоксаровой в спектакле «Бешеные деньги». По роли Лидии чуть больше 20 лет. Да, Быстрицкая там красива, но живости и молодости в помине нет, двигается плохо, и голос у нее не девичий.

Э. Быстрицкая. Мария-Пандора (Барбара) Монтези
Э. Быстрицкая. Мария-Пандора (Барбара) Монтези

Любовь Орлова, конечно уже в почтенном возрасте в "Русском сувенире", но временами еще как зажигает. Особенно это здорово получилось в кадрах где она является в коллективной галлюцинации Скотту и Пиблсу, где она в маске обезьяны танцует какой-то чудовищный танец в чаду и дыму.

Если верить Ф. Г. Раневской, то Л. Орловой уже могло быть в картине не 58, а целых 68 лет. Её настоящий возраст - тайна за семью печатями. Для такого возраста - она уж точно неплохо выглядит со своей точеной фигурой. Если конечно не приглядываться к лицу.

В фильме собрали столько известных актёров, даже на эпизодические роли. Ролана Быкова мельком можно заменить в кадре, Клара Румянова с алмазом в руках засветилась на пять секунд. Известный звукоимитатор Ефим Нейд, в роли журналиста. В этой же сцене осады журналистами миллионера мелькает известная Джемма Фирсова. Популярная Лариса Кронберг сыграла роль без слов. Она только аккомпанирует Гафту на рояле.

Кола Бельды и Андрей Попов
Кола Бельды и Андрей Попов

Юная Наталья Крачковская играет невесту встретившую жениха. Знаменитый наш Кола Бельды здорово изображает шамана в лесу, который потом оказывается студентом и ведёт героев на стройку ГЭС. Очень красива и мила в фильме Алла Будницкая в роли переводчицы.

Алла Будницкая. Кстати ей вполне бы было по силам сыграть роль Варвары Комаровой. (Если б предложили)
Алла Будницкая. Кстати ей вполне бы было по силам сыграть роль Варвары Комаровой. (Если б предложили)

Как всегда невероятно хорош и колоритен наш знаменитый комик Борис Новиков. Он так смело говорит с миллионером Скотом о политике и монополиях, так трескает по столу кулаком, что казалось, что точно сейчас разразится международный скандал. Но всё кончается сценой обнимания и братания.

Эта роль могла стать звёздной для Валентина Гафта. Если бы фильм не провалился. Пришлось Гафту еще 10-15 лет ждать своего звёздного часа. Он в фильме невероятно красив и больше похож на спортсмена-гребца, члена олимпийской сборной, чем на французского шансонье. В кадре он какой-то деревянный, хоть и пытается передать на экран сценические движения Ива Монтана. Наверно робел и не понимал как ему играть. Еще нет этой мудрой искорки в его глазах. Он сыграл опять француза, как в "Убийстве на улице Данте", и опять ничем не запомнился. Кстати в кадре мелькает Л. Изергина, его жена в то время, знаменитая советская манекенщица.

Э. Быстрицкая в сером ватнике и В. Гафт. Любовь с первого взгляда.
Э. Быстрицкая в сером ватнике и В. Гафт. Любовь с первого взгляда.

Еще была очень смешная и поучительная история с приглашением Григорием Александровым на роль бабушки главное героини, Варвары Комаровой, знаменитой Фаины Раневской. Фаина Георгиевна отреагировала в своём ключе: "Гриша, креста на тебе нет. Мы же с Любочкой ровесницы. Ты представляешь сколько мне должно быть лет чтобы я сыграла её бабушку!? Стоко не живут!"

В итоге получилось еще смешнее. Роль бабушки героини Л. Орловой сыграла Елена Понсова, преподаватель "Щуки", характерная актриса. Она была на целых 5 лет младше своей внучки. И это если верить тому, что Любовь Петровна Орлова 1902 года, а не старше.

Варвара Комарова (Л. Орлова) и ее бабушка (Е. Понсова)
Варвара Комарова (Л. Орлова) и ее бабушка (Е. Понсова)

Наверно это рекорд не перекрыт для нашего кинематографа. Мишенька Бальзаминов (Георгий Вицин) старше своей матушки (Людмилы Шагаловой) на 7 лет, а тут внучка старше бабушки на 5 лет.

***

Вообще в фильме много сюрреалистических сцен. После второго и третьего просмотра картины, уже не обращаешь внимание на внешность Л. Орловой и купание в коммунистических агитациях, а просто дробно его разбираешь по сценам и по репликам. После этого фильм уже не кажется провальным, а кажется оригинальным до безобразия и новаторским.

Шикарна сцена старта ракеты над байкальской гладью. И ведь это еще всё снято до полёта Гагарина. А сцена когда героев на ЗИМе захватывают ковшом какого-то немыслимого экскаватора и переносят в иные дали, там где есть хорошая дорога.

Шпионская тема с магнитофонами всех мастей - комична. Кстати личный врач графини мутузит её почти также как в "Цирке" бьёт героиню её муж-шантажист. В итоге он открывается как шпион. Аферист который пытался втюхать иностранцам настойку из женьшеня, напомнил иностранцам, что и в России расслабляться нельзя. И еще миллионера и священика обыграли в карты на плотах сплавщики-цыгане. Совершенный сюр. Цыгане, которые занимаются сплавлением леса... Полёт сверхзвукового самолёта поверг капиталистов в ужас. В Америке таких самолётов нет. А какой там тайный сибирский острог, прототип сталинского лагеря, в котором оказывается так весело, поют американские песни и дарят алмазы величиной с кулак.

Завершается фильм кремлёвскими похождениями героев и каким-то тайным и невероятным - не то венчанием, не то бракосочетанием - французского шансонье и итальянской графини под фресками кремлёвских храмов. И Варвара Комарова зажигает кремлёвские звёзды!

И сюр и сказка, и какая-то безумная фантазия авторов все полтора часа.

В общем чем больше смотришь этот фильм тем больше он начинает нравиться...

Купание нифм в водах водопада с уточками из Улан-Уде
Купание нифм в водах водопада с уточками из Улан-Уде

Еда
6,93 млн интересуются