Найти тему
Этноmix

Секреты древнейших календарей человечества

Оглавление

Всем известно, такие мегалитические астрономические комплексы как Стоунхендж, Египетские пирамиды, зиккураты в Вавилоне, которые стали возникать на рубеже 3-го тысячелетия до нашей эры.

Но мало кому известно, что древнейшие календари появились намного раньше и на территории России, в Дагестане сохранилось более 240 древнейших солнечных и лунных календарей и часов. Они представляют собой вырезанные или нарисованные на больших валунах знаки. Много подобных календарей было найдено на Хунзахском нагорье, в Табасаране, Ботлихе, и Карата, около селения Согратль.Как правило, такие календаи устанавливали на вершинах гор, что говорит не только о практическом, но ритуальном их значении.

Древнейший солнечный календарь в Дагестане найден в Ботлихе и относится он еще к ледниковой эпохе, возрастом 20 тыс лет. Однако как уже упоминалась в статье, про древнейшие изобретения человечества, с 12-10 тыс. лет д.н.э., когда закончился очередной ледниковый период, начался новый период межледниковья — голоцен, в котором мы сейчас и живем. Именно в этот период возникло земледелие и скотоводство. Видимо, в связи с этими процессами возникла аграрная магия и появилась потребность в более совершенном солнечно-лунном календаре.

В селе Куппа рядом с древним голоценовым солнечно-лунным календарем
В селе Куппа рядом с древним голоценовым солнечно-лунным календарем

Автор в 2020 г. побывал в даргинском селении Куппа Левашинского района Дагестана, расположенном на восточном склоне Кегерского нагорья. Многочисленные горные террасы, несомненно дававшие богатый урожай в период “климатического оптимума” голоцена и заброшенные теперь, занимают огромные площади на крутых склонах гор вокруг селения. Имеются следы и многочисленных древних ручьев и родников, стекавшихся по оврагам и долинам с гор. Сейчас многие горы постепенно оголяются в результате эрозии. На крутых, зеленных в начале голоцена их склонах трудно удерживаются и древние террасы. Каменные подпорные стены многих из них разобраны теперь для строительства домов.

Голоценовый солнечно-лунный календарь, возрастом 12-9 тыс. лет.
Голоценовый солнечно-лунный календарь, возрастом 12-9 тыс. лет.

Часы-календарь были найден в 2000 году на горе Талку вблизи селения во время заготовки бутового камня. Сейчас он перенесен в селение и находится у краеведа Иса Омарова. Календарь выполнен гравировкой (на камне весом более 250 кг треугольной формы. Толщина его 25 см. ширина в нижней части 60-75 см. В центре находится углубление, назначение которого неизвестно, можно предположить, что это был либо жертвенник, либо там скапливалась атмосферная влага.

Вид с горы Талку, где были найдены часы
Вид с горы Талку, где были найдены часы

Деление года на 40 солнечных циклов

А теперь самое интересное! Все мы привыкли жить в 12-месячном годовом и 7-дневном недельном цикле, которым пользовались в Древнем Египте и Греции, однако древние люди жили совсем в иных циклах. Голоценовые календари Дагестана имеет во внешнем, солнечном круге по 40 ямок, и во внутреннем, лунном круге 24 ямки. Число 40 говорит о том, что данный календарь опирается на одну из древнейших систем счёта. Все мы знаем, что с числом 40 связано множество самых разных поверий: поминки на 40-ой день, у евреев тору можно изучать только достигнув 40-летнего возраста, 40-летие не принято праздновать, Али-баба и 40 разбойников, и т.д. У кубачинцев в фольклоре это число повсеместно фигурирует, более того, именно четверг считался выходным днём.

Возможно, число 40 связано с охотниками палеолита, задолго до возникновения аграрных культов. Еще в прошлом веке считалось, что охотник имеет право убить за свою жизнь только сорок медведей, а сорок первый окажется для него роковым. По одной из версий, сорок на русском когда-то обозначало «мешок»; в мешок укладывали 40 собольих шкурок, которых хватало на полную шубу. На сунгирской «лошадке», возраст которой составляет около 25 тыс лет имеется два ряда по 20 ямок плюс по пять ямок на каждой ножке.

Сунгирская лошадка, 25 тыс лет.
Сунгирская лошадка, 25 тыс лет.

Но уже во времена шумерской астрономии произошел переход от 40-ричной системы счисления к 60-ричной, в результате чего мы имеет 60 минут в часе. В китайском календаре также имеется 60-летний цикл, который связан с движением Юпитера и Сатурна.

Вернемся к голоценовому календарю. Согласно солнечному календарю, каждая ямка отмеряла 9 дней, а год разбивался насечками по периметру на 8 сезонов. Получается, в каждом сезоне по 5 недель, состоящим из 9 дней, получается всего 360 дней. Возможно, корректировка дополнительных 5 дней в году совпадала с местами насечек.

-6

Имеются две выделяющиеся ямки диаметром 20-22 мм, три крестика, а в центре традиционная, встречавшаяся на календарях Кегерского нагорья овальная чаша диаметром 23 см и глубины до 2 см. Он функционировал аналогично приведенному ниже Кудалинскому календарю.

В крупные ямки О, O1 и А ставились гномоны (гномон по гречески — указатель). Из тени во внешнем круге показывали время в течении суток аналогично современным Солнечным часам, на восходе Солнца гномон в точке 0, а после в точке А. Одна ямка равнялась 15 минутам (либо 9 дней). Долгота предстоящего дня и Лунной ночи подсчитывалась по количеству ямок на северо-восточной стороне круга. При подсчете это время удваивалось, то есть одна ямка приравнивалась 30 минутам. В дни солнцеворотов тени обоих гномонов на восходе и закате пересекались в точка W, S, а равноденствие на линии ОА.

Лунный календарь с 24 циклами

Внутренний круг ямок служил Лунный календарем. Гномон ставился в ямке O1, который по сути в свою очередь состоит из двух соединенных ямок. Это традиционная для Лунных календарей элипсообразная чаша. В зависимости от «высокой или нижней» Луны гномон передвигался из одного его края в другой.

Внутренний круг разбит на 4 сектора насечками. Они нанесены через 6 на седьмой ямке. Число ямок во внутреннем круге указывает на количество фаз полумесяцев в году 360:24=15 дней. Лучи Солнца последовательно накрывали ямки и указывали месяц года.

Фото автора из музея «Музыка и время» в Ярославле
Фото автора из музея «Музыка и время» в Ярославле

Деление суток на 24 часа произошло от такого древнего лунного календаря, так как в году 12 лун и 24 лунных фаз. Так же и сутки делятся на две части по 12 часов в каждой, отражая годовые лунные циклы в течение дня.

Наиболее важные даты земледельческих и животноводческих операций, их сезоны зафиксированы “крестами” и овальной чашей в центре. Основные из них:

  1. Праздник весны (крестик №2).
  2. 10.01 и 04.12 — начало и завершение полевого сезона в году (крест №1), 22.05 и 25.07— сроки начала уборки урожая озимых и яровых.
  3. крест №3 — сев яровых с 10.02. по 05.05. и озимых с 05.08. по 10.11.

Линии 1-2 и 2-1, крестики №1 и №3 фиксируют и низкую Луну, их крайние позиции в году. Календарь, судя по углу наклона оси Земли и по срокам сельхозработ, конечно голоценовый.

Обломок камня с изображением солярного знака и женщины в виде креста, найденный в Куппе. 3-2-е тысячелетие д.н.э.
Обломок камня с изображением солярного знака и женщины в виде креста, найденный в Куппе. 3-2-е тысячелетие д.н.э.

В отличие от навечно связанных с массой Земли этот календарь имеет преимущество в том, что при миграции точек восхода светил на горизонте его можно снова ориентировать на них путем разворота основания камня.

Вполне возможно, что он был создан в самом начале голоцена, 12 тыс. лет назад, после увеличения наклона оси Земли и продолжал действовать вплоть до конца “климатического оптимума” голоцена до 2тыс. г. до н.э.

Попробуем реконструировать солнечный 8-месячный календарь с 40 ямками, исходя из того, что начало года приходится на 21 марта. В этом случае каждый месяц состоял бы из 45 дней, в котором было бы 5 недель. В таком календаре нам, возможно, пришлось бы работать по 9 дней с выходными среда-четверг, а может и четверг-пятница. Месяца выглядели бы следующим образом:

  1. 21 марта – 4 мая
  2. 5 мая — 21 июня
  3. 22 июня — 5 августа
  4. 5 августа — 21 сентября
  5. 22 сентября — 5 октября
  6. 5 октября — 20 декабря
  7. 21 декабря — 3 февраля
  8. 3 февраля — 20 марта.

Древняя ботлихская обсерватория

В 2020 г автор ознакомился не только с Куппинским календарем, но и побывал в очаге древнейшего земледелия в Дагестане, в Ботлихе, о чем написано в этой статье >

Ботлих также примечателен тем, что на его святых местах были найдены древнейшие обсерватории.

Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. К нему ведет почти километровая тропинка по крутому склону горы. Хребет сложен пластом крепкого верхнеюрского известняка с восточной стороны резко обрывается почти на 450м. в сторону Андийского Койсу.
Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. К нему ведет почти километровая тропинка по крутому склону горы. Хребет сложен пластом крепкого верхнеюрского известняка с восточной стороны резко обрывается почти на 450м. в сторону Андийского Койсу.

Неожиданным оказался возраст календаря, он оценивается довольно уверенно по величине зафиксированного угла наклона оси Земли, по положению Северного полюса и по величине тектонического разворота самого календаря. Возраст календаря составляет не менее 20 тыс. лет. Это пока единственный мегалитический календарь, созданный до голоцена, до периода «климатического оптимума», когда Северный полюс Земли находился примерно в середине Гренландии.

С другой стороны это и закономерно, что первые земледельцы долины Андийского Койсу обосновались в теплой ботлихской котловине. Надо заметить, что возраст культурных слоев Чохской стоянки археологом В. Г. Котовичем были оценены верхним палеолитом, поэтому возраст этого календаря более 20 тыс. лет может иметь подтверждение при проведении археологических раскопок.

Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. В древности здесь на самой высоте была в древности расположена сторожевая башня, на которой зажигались сигнальные огни. Здесь же ботлихцы организовывали массовые молитвы, чтобы просить у неба дождя в периоды летних засух.

Мегалитический календарь Ботлиха, 20 тыс лет. согдасно Исрапилову М.И.
Мегалитический календарь Ботлиха, 20 тыс лет. согдасно Исрапилову М.И.

Обсерватория заключает два самостоятельные мегалитических календаря. Один, более древний, мегалитический, в виде треугольника и голоценовый в виде круга. Голоценовый — более совершенный, чем предыдущий мегалитический календарь. Он позволяет разбить год не только на сезоны, но и на месяцы, дни, часы.

Мегалитический календарь представлен в виде неправильного треугольника, на остром угле которого установлен камень алтарь размерами примерно 30х40 см. Он выступает над землей на 26-30 см. На этом камне должен был стоять наблюдатель, который засекал восход солнца, «высокой» и «низкой» Луны над мегалитами, установленными на восточной, западной и южной сторонами треугольника. Размеры камней- фиксаторов колеблются от 30х40 до 50х60 см.

Стоячие камни выступают над землей на 50х80 см. и фиксируют главные азимуты восхода светил в году, а также сезоны древних сельхозработ. Лежачие камни фиксировали менее значимые сельхозоперации. Всего их насчитывается 24 стоячих и 6 лежачих. Расстояния камней – фиксаторов от камня-алтаря колеблются от 23 до 51 м. Большие размеры календаря существенно повышают точность измерений.

Книги М.И. Исрапилова 1990 гг. «Солнечные календари Кегерского нагорья», «От Кегера до Стоунхеджа», а также его последняя книга «Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене» (Махачкала, 2003), раскрывают тайны древнейших в мире дагестанских памятников доисторической астрономии, которые тесно связаны с производственной культурой человека.
Книги М.И. Исрапилова 1990 гг. «Солнечные календари Кегерского нагорья», «От Кегера до Стоунхеджа», а также его последняя книга «Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене» (Махачкала, 2003), раскрывают тайны древнейших в мире дагестанских памятников доисторической астрономии, которые тесно связаны с производственной культурой человека.

Одно только удивляет,— это очень длительное применение функционирования двадцатеричной системы счета времени на всех этапах функционирования Боилихской обсерватории.

-15

На основании изучения календарей, Исрапилов в своих работах делает вывод об изменени угла наклона Земной оси. Самой работы у меня нет на руках, более подробно с ней можно ознакомится в книге ниже.

-16

Календарь Табасаран

Одна из древнейших менгирных обсерваторий, аналогичная ботлихской и каратинской была найден в Табасаране. Интересно сопоставить календарь древних земледельцев с табасаранским календарем, который был зафиксирован в наши дни. Интересно, что первое полугодие и второе полугодие разбивается на 10 сезонов, каждый из которых имеет свое название. Получается 20 сезонов с названием и два межсезонья без названия, что хорошо согласуется с 40 ямками древнего календаря.

Табасаранка
Табасаранка

Праздники Табасаран восходят к древним земледельческим обычаям и во многом совпадают с праздниками лезгин. Праздники табасаранов были связаны со своим календарем сельскохозяйственных работ, который назывался ухнар.

Год табасаран включал в себя 8 месяцев, состоящих из дробных периодов, и 4 месяца «несчитаемых дней». Точками отсчета служили дни солнцестояния и равноденствия. Подробнее здесь >

Календарь в женских украшениях

Для понимания того, как аграрная магия проявляется в женских украшениях народов Дагестана, приведу для примера лезгинский пояс, где отчетливо прослеживаются календарные циклы: 1-ый уровень: 24 крупных камня или 12 камней и 12 выступов соотносятся с 12 месяцами или 24 часами в сутках; 2-ой уровень: 25 лепестков, в каждом из которых треугольник, состоящий из 15 точек, всего 375 точек. Если вспомнить, что неделя на древнем календаре равнялась 9 дням, то получается, что три таких лепестка равняется 5 неделям, совпадает с древним календарным месяцем. 3-ий уровень - 14 лепестков, в каждом из которых по 2 круга, всего 28 точек, то есть лунный цикл.

Таким образом, лезгинский пояс также представляет собой солнечно-лунный календарь.

-18

Более подробно о женских украшениях Дагестана читайте тут >

Стоунхендж

Строительство Стоунхенджа проходило в три этапа. Первые следы строительства в этом месте отсылают нас к 1900 г. до н. э., когда началось возведение комплекса, называемого сейчас для удобства Стоунхендж I.

Строительство Стоунхенджа велось в три этапа
Строительство Стоунхенджа велось в три этапа

Стоунхендж, возведенный первыми строителями, был достаточно простым объектом и представлял собой пространство, обнесенное рвом и двумя валами с входом с северо-востока и стоящим снаружи камнем.

На первом этапе строительства Стоунхендж состоял из внешнего и главного валов, стоячих камней “Эшафот”, “Алтарный” и 56 лунок Обри. В нем сутки равнялись 56 единицам времени. Одна лунка при этом равняется 25,4 минутам. Мера времени, конечно, непривычная для многих стран. Однако, для англичан это привычный, родной свой дюйм.

По версии Исрапилова, за год линия восхода Солнца накрывает 40,5 лунок Обри, т.е. год состоит точно также как и на Дагестанских календарях опять из 40,5 недель по 9 дней каждая, разделен на 4 сезона по 10 и 10,5 недель. Причем сезоны весна-лето включают 100 дней, а зима-осень по 82 и 83 .

Стоунхендж-2
Стоунхендж-2

Около 1700 гг. до н.э., по данным археологов начался второй этап строительства сооружения. Были установлены 82 камня – столба голубоватого цвета весом до пяти тонн каждая, которые образовали два концентрических круга .

1. Точки восхода Солнца на горизонте за полгода проходят через 13 радиальных лучей – просветов камней – столбов, т.е. в году 26 полумесяцев – 13 Лунных месяца также, как и на Дагестанских древних Лунных календарях.

2. Дуга между крайними линиями «высокой» Луны включает 18 просветов, то есть 18-летний цикл Сароса, по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке.

Стоунхендж-3
Стоунхендж-3

Строительство третьего этапа относится к 1600 гг до н.э. Этот этап строительства исследователи разделяют на два подэтапа. На первом были сооружены лунки, а на втором — подкова и кольцо трилитов, а также внутреннее кольцо “голубых” стоячих камней. Представляется, что служители храма, разочаровавшись в двойном кольце столбов, увидев их неудобства, снова вернулись к системе лунок. Но на этот раз они усовершенствовали саму систему, построив вместо одного два круга.

-23

1. Год по этому календарю равен 16 месяцам. Такой календарь бронзового века действительно описан в книге Д. Вуда. Им пользовались древние жители Англии, что опять хорошо коррелируется с 8-месячнымы календарями Дагестана.

2. Дуга между крайними точками восхода «высокой» Луны включает 12 интервалов между лунками, то есть 12 месяцев лунного года.

Древнейшая обсерватория Караундж в Армении

Исследования и расчеты, проведенные учеными в многочисленных экспедициях, показывают, что основным объектом наблюдения древнейших астрономов в Караундже являлось Солнце – его восходы и закаты, дни зимнего и летнего солнцестояния.

-24

Поле, усеянное острозубыми, кривыми базальтовыми камнями, которых здесь насчитывается 223. Посередине этой цепочки выложена окружность из 40 камней (опять 40, как и в голоценовых календарях), диаметром около 38 метров. Больше сотни караунджских камней в своей верхней части имеют круглые отверстия диаметром до 5 см. Они пронизывают камни насквозь и направлены на определенные точки на горизонте и небосводе.

Он также использовался для изучения Луны и звезды Денеб – самой яркой в созвездии Лебедя, которую можно было наблюдать в зените в течение века более 7600 лет тому назад.

Древнейшая обсерватория Караундж в Армении
Древнейшая обсерватория Караундж в Армении

В пользу того факта, что древние астрономы посредством Караунджа наблюдали за небом, говорит сама форма этого мегалитического комплекса – с высоты она с удивительной точностью повторяет расположение основных звезд созвездия Лебедя, которое шумеры изображали в виде грифа. У древних людей созвездие Лебедя всегда ассоциировалось с особой силой – это место для входа в небесный мир, в котором можно получить необычайные знания. Неудивительно, что такой «говорящий» символ был выбран при строительстве Караунджа.

Шумерский календарь

В IV–III тысячелетиях до н. э. в Шумере, согласно археологическим находкам, существовало несколько календарей. Но в начале II тысячелетия до н. э. один из них, а именно ниппурский календарь, был принят в качестве единого для всей Вавилонии.

-26

Месяцы ниппурского календаря связаны с движением Солнца относительно небесного экватора и соседних с ним созвездий. Ниппурский календарь состоит из 12 месяцев, разделенных на два полугодия, называемых «жара» (1–6 месяцы) и «холод» (7–12). Кроме того, древние шумеры делили год на сезоны, похожие на современные европейские весну, лето, осень и зиму. Календарный год начинался весной. Исследователь ниппурского календаря Владимир Емельянов полагает, что событием, от которого начинался месячный счет, был разлив месопотамских рек, по аналогии с годовым циклом древних египтян.

-27

Александрийский календарь

Древние египтяне вели отсчет года от первого гелиакического восхода звезды Сириус после летнего солнцестояния. В течение нескольких месяцев в году каждая звезда находится на дневном небе и потому невидима, а гелиакический восход звезды — это первый в году момент появления этой звезды над горизонтом, который случается один раз в год, всегда на утренней заре. В древности это событие предвещало начало разлива Нила, который играл огромную роль в жизненном цикле египетской цивилизации.

-28

С течением времени гелиакический восход Сириуса сдвигался от своей первоначальной даты, и в 26 году до н. э., во времена римского владычества, в Египте была произведена реформа календаря. В новом «александрийском» годе было 12 месяцев (совпадавших с названиями месяцев по древнеегипетскому календарю), к которым прибавлялось 5 дополнительных дней (в високосные годы — 6). Этот календарь до сих пор используют копты — египетские христиане, прямые потомки древнего населения Египта.

-29

Древнекитайский календарь

До объединения Китая, т.е. до установления династии Цинь (221 г. до н.э.), существовало «шесть древних доциньских календарей». Все они состояли из 12 лунных месяцев с дополнительными вставками и отличались в основном по тому, какой месяц считать первым. В Древнем Китае использовался земледельческий солнечный календарь, разделенный на 24 «сезона» (наряду с ним существовал лунно-солнечный календарь). Земледельческий календарь Китая впоследствии заимствовали японцы, корейцы и вьетнамцы.

-30

Что касается связи китайского календаря с Юпитером, то можно сказать следующее. В те древние времена, хотя наука не имела точных данных о времени обращения планет, учёные всё же установили, что Юпитер совершает один оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет (при этом считалось, что все планеты обращаются вокруг Земли). Поскольку в Китае всегда придавалось большое значение числовой символике, поискам циклов в движении космических тел, то китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Поэтому они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60-ти годам, что соответствует пяти оборотам Юпитера. К тому же цифра 5 являлась символом пяти элементов, которым соответствуют пять цветов, пять времён года, пять географических направлений и др. Естественно, что символы природных элементов были использованы при составлении календаря 60-летнего цикла.

-31

Так как в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается пять раз с 12-летним промежутком, то для уточнения года используется дополнительно цветовая символика, где каждый цвет символизирует один из пяти элементов

Календарь Славян

Интересно, что у Сундакова приводится информация о том, что славянский круголет состоял из 9 месяцев, каждый из которых состоял из 40 или 41 дня, при этом по его версии день делился на 16 часов. В то время как на голоценовом календаре каждая ямка из 40 штук отмеряла по 9 дней, а год разбивался насечками по периметру на 8 сезонов. Откуда у Сундакова такие сведения, выяснить не удалось, возможно он перепутал годовое деление и дневное деление древних землепашцев, выдавая это за славянский календарь. Однако в обоих случаях имеем связь с древним числом 40 и делением на 8 сезонов.

Славянский календарь по Сундакову
Славянский календарь по Сундакову

Более научно обоснованными выглядят работы по реконструкции славянского календаря академиком Рыбаковым, изучавшим ритуальные чаши, найденные на территории Украины, предположительно 4-го века. В данном случае имеем деление года на 12 месяцев, то есть солнечный календарь, основанный на лунных циклах.

Славянский календарь по Рыбакову
Славянский календарь по Рыбакову

В любой из версий мы имеем либо деление на 9 месяцев солнечного голоценового календаря, либо на 12 месяцев лунного.

Ацтекский календарь

В году шиуитль 18 месяцев по 20 дней (с двумя исключениями). Кроме того, один год от другого отделяют пять «пустых» дней, когда никакие ритуалы не производятся.Ацтекский солнечный земледельческий календарь называется «шиупоуалли» («счет весен»), а год в этом календаре — «шиуитль» («весна», буквально — «отравянение»). Этот календарь имел 365-дневную структуру, и тем не менее сопоставить его с григорианским можно лишь примерно.

В заключении отмечу, что древние люди пользовались двумя параллельными солнечно-лунными годовыми календарями, а наш, современный 12-месячный календарь это только его лунная часть.

Читайте также: