Найти тему
Этноmix

Ботлихцы — народ Дагестана

Оглавление

Издавна, территорию от Каспийской низменности, на запад Предгорного и Нагорного Дагестана через гребень Кавказского хребта до Алазанской низменности Грузии, шириной 80 км и длиной более 200 км, населена аварская группа народностей. Южные скаты Андийского хребта и бассейн левого притока Андийского Койсу населяли андийцы и ботлихцы. Западнее жили годоберинцы. По соседству с ботлихцами правобережье Андийского Койсу населяли каратинцы, багулалы, чамалалы и тиндинцы. Жители селения Ботлих — ботлихцы, относятся к народам аваро-андо-цезской группы (подгруппа андийских народов).

Ботлихцы — это малочисленный народ Дагестана, который относят к аварской группе, наряду с другими аварскими субэтносами, а именно:

  • Цезские народы: Дидойцы (цезы, 15-30 тыс), Бежтинцы (7-13 тыс.), Гунзибцы (1,5-3 тыс.), Гинухцы (0,5-4 тыс.), Хваршины (500 чел).
  • Андийские народы: Андийцы (25-40 тыс.), Ахвахцы (10 тыс.), Каратинцы (8 тыс.), Тиндинцы (10 тыс.), Багулалы (10 тыс.), Годоберинцы (8 тыс.), Ботлихцы (6 тыс.), Чамалалы (7 тыс. чел.), Арчинцы (1200 чел.).

У ботлихцев существует свой ботлихский язык, не похожий на аварский.

В настоящее время очень трудно установить численность ботлихцев. По данным районного статистического управления в Ботлихе проживают около 11 тыс. жителей (2008 г.) и более 2 тыс. ч. в военном городке.

По материалам Ботлихского сельского совета непосредственно ботлихцев в данном селении около 5,5 тысяч человек. Ботлихцы живут также в селении Миарсо, хуторе Ашино и частично в крупных городах Дагестана и России.

Тесное соседство с аварцами, каратинцами, андийцами, ахвахцами, годоберинцами, чеченцами и другими народностями укрепляло возникшие еще раньше хозяйственные и культурные связи с ними.

Исторические сведения

Несмотря на то что по соседству с Ботлихом в Андийском селении были найдены следы поселения 3-го тысячелетия д.н.э., территория непосредственно с Болихом все еще мало обследована.

К примеру, на холме около Ботлиха была найдена солнечно-лунная обсерватория, но нет никаких сведений о ее датировке. Аналогичная обсерватория в селе Куппа датируется возрастом от 8 до 12 тыс. лет.

В 1,5 км к югу от селения Ботлих на территории поселения гончаров был найден могильник с деревянными гробами в грунтовых ямах. Инвентарь могильника относится к VIII-X вв.

Ботлихцы
Ботлихцы

Топонимы "Ботлих" и "ботлихцы" появились скорее всего в раннем средневековье (VIII-IX в.н.э.). Первое письменное упоминание конкретно о Ботлихе относится к 1648г. Об этом свидетельствует запись в конце переписанной от руки арабской книги «Мингадт», в которой собраны все шариатские нормы о наказаниях и преступлениях. Это упоминание важно тем, что подтверждает утверждение здесь ислама не позднее нач. XVIIв.

Название главного селения ботлихской этнической группы (ботлихцев, миарсинцев, ашининцев и анховцев) «Ботлих» происходит, по одной из версий, от слов "бо" (аварское - "войско") и "лъалхъ" (аварское - "остановка", "привал"), что буквально означает "место привала войск". Это название объясняется тем, что в средние века на территории современного Ботлиха собирались отряды из Горного Дагестана, а также из других частей нашего края, для того чтобы совершить набег на Восточную Грузию. Это явление в грузинской исторической науке получило название "лекианобы". Таким образом, это название (т.е. термин "Ботлих" закрепилось за поселением ботлихцев.

По другой версии Бо — означает войско, а тлих — место, где дали отпор войскам Тимура. В Ботлихе имеется место, которое называется: "игьа биххамалаб рекъа" - место откуда было изгнано иго. Вероятно, это память о столкновение с одним из разведывательных отрядов Тимура, которые после стыки повернули вспять.

Что касается этнонима "Буйхе" (так ботлихцы называют своё село), можно расшифровать как: "буй" - войско, "-хе" - суффикс принадлежности к местности.

Ботлих — древнейший центр земледелия

Так как Ботлих находится в котловане и окружен вокруг горными массивами, то это создает благоприятные природно-климатические условия для хозяйственной деятельности, основой которой стало садоводство, в основном, террасной формы. Ботлихцы выращивают такие плоды как: груши, яблоки, абрикосы, сливы, персики и все разных сортов.

Имеются десятки разных сортов абрикос, яблок, груш, которые являются ботлихскими сортами. Некоторые сорта яблок и груш ботлихцы использовали и в лечебных целях.

Одна из древних культур — виноград (существует собственное название - кIикIи). Ботлихцам были известны девять сортов винограда, в том числе и выведенные ими самими.

Кроме садоводства большую роль в жизнедеятельности жителей Ботлиха играли также земледелие (преимущественно террасное) и скотоводство (в основном отгонное).

Развитию садоводства способствовали почвенно-климатические условия долины Андийского Койсу и Ботлихского котлована, где и расположен Ботлих.

В сентябре 1935 г. Н. И. Вавилов обследовал земледельческие культуры низменных и горных районов Дагестана — Дербент — Ахты — Рутул — Махачкала — Буйнакск — Гуниб — Хунзах — Ботлих — Гергель — Хасавюрт.

Вавилов высказал предположение, что особые климатические условия Ботлиха могут говорить в пользу того, что эти земли могли возделываться еще в далеком прошлом. В другой своей работе Н.И. Вавилов отмечает культуру земледелия ботлихцев, подчеркивая при этом террасную ее форму.

Уникальная система ботлихского поливного террасного земледелия вызывает интерес по сей день. Следует сказать и о своеобразной системе ирригации у ботлихцев. Она регулировала очередность полива, которая в прошлом устанавливалась раз и навсегда. С нарушителя порядка полива взимался бык в пользу общества или же его лишали очереди, что являлось очень болезненным наказанием для хозяина земли.

Традиции Ботлихцев

Праздник поливной воды

С системой поливного земледелия у ботлихцев имеется собственный новогодний праздник, который заменяет праздник первой борозды, характерный для других земледельцев Кавказа, приходящийся на дни весеннего равноденствия. Называется праздник Тхени Этайхаб Зив, праздник поливной воды, когда прочищаются поливные каналы. Отмечается он в конце марта — начале апреля в выходной день. Праздник не исчез даже в советское время: в эти дни председатель колхоза делал годовой отчет.

-9

День «ЦIайя мигьи бацIаб зив»

Название буквально означает «когда солнце достигло звезды», то есть время между зимним и весенним солнцестоянием, около 6-го февраля. В этот день глашатай объявлял о наступлении этого дня и добавлял: «кто разводится разводитесь, а кто женится женитесь». Объяснялось это тем, что в старые времена в это время могли закончиться съестные запасы и развод с новой свадьбой был нужен для того, чтобы выжить.

Особенности свадьбы

На свадьбе ботлихцев присутствовали ряженые – хIохIокIобалъи, которые выступали с шуточными номерами. Они обильно обмазывали лица сажей, стараясь быть неузнанными. Одеждой для них служила вывернутая наизнанку шуба. На голову они надевали чабанскую папаху. Вместо пояса использовали грубую веревку. На свадьбу они приходили обычно по приглашению хозяина торжества.

Примечательно, что в ботлихской свадьбе роль ряженого хIохIокъ могла исполнять и женщина, вопреки бытующему мнению о табу на участие в театральных сценках женщин на Северном Кавказе, кроме как у горских евреев.

Древняя ботлихская обсерватория

Ботлих также примечателен тем, что на его святых местах были найдены древнейшие обсерватории.

Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. К нему ведет почти километровая тропинка по крутому склону горы. Хребет сложен пластом крепкого верхнеюрского известняка с восточной стороны резко обрывается почти на 450м. в сторону Андийского Койсу.
Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. К нему ведет почти километровая тропинка по крутому склону горы. Хребет сложен пластом крепкого верхнеюрского известняка с восточной стороны резко обрывается почти на 450м. в сторону Андийского Койсу.

Неожиданным оказался возраст календаря, он оценивается довольно уверенно по величине зафиксированного угла наклона оси Земли, по положению Северного полюса и по величине тектонического разворота самого календаря. Возраст календаря составляет не менее 20 тыс. лет. Это пока единственный мегалитический календарь, созданный до голоцена, до периода «климатического оптимума», когда Северный полюс Земли находился примерно в середине Гренландии.

С другой стороны это и закономерно, что первые земледельцы долины Андийского Койсу обосновались в теплой ботлихской котловине. Надо заметить, что возраст культурных слоев Чохской стоянки археологом В. Г. Котовичем были оценены верхним палеолитом, поэтому возраст этого календаря более 20 тыс. лет может иметь подтверждение при проведении археологических раскопок.

Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. В древности здесь на самой высоте была в древности расположена сторожевая башня, на которой зажигались сигнальные огни. Здесь же ботлихцы организовывали массовые молитвы, чтобы просить у неба дождя в периоды летних засух.

Одно только удивляет,— это очень длительное применение функционирования двадцатеричной системы счета времени на всех этапах функционирования Боилихской обсерватории.

Подробнее об обсерватории в Ботлихе и древнейших календарях Дагестана читайте тут >

Фольклор

Фольклор ботлихцев в XIX - начале XX в. был двуязычен, что является следствием длительного развития бытового двуязычия. Одна часть фольклорных произведений - плачи, пословицы, поговорки, прозаические жанры, детский фольклор, связанные с историей Ботлиха и его жителей, а также сказки - на родном ботлихском языке, другая - на аварском языке. Преобладали лирика, в особенности необрядовая, некоторые пословицы и поговорки. И, наконец, третья часть фольклорных произведений - это материал, который бытует на ботлихском и аварском языках, в зависимости от конкретной ситуации, места, аудитории (сюжетная проза). К последнему типу можно отнести пословицы, поговорки, плачи. В XIX - начале XX в. появился своеобразный жанр обрядовой поэзии, в котором половина строк в песне или плаче могла исполняться по-ботлихски, половина - по-аварски.

Национальная одежда

Национальная одежда сходна с одеждой других народов аваро-андо-цезской группы (за исключением ботлихского женского головного убора "рогатая чухта"). В комплекс мужского костюма входила нательная рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы разнообразной формы, бурка, папаха. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи в виде полуботинок с ноговицами и без них, войлочные теплые сапоги, деревянные башмаки, легкая летняя обувь с ноговицами и без них.

Женщины носили нательную рубаху, платья в талию, штаны, головной убор кIаштIа, платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздник поверх рубахи надевали хъабало – отрезное шелковое платье с рукавами с разрезом у локтя. Многочисленные украшения оберегали женщину и привлекали изобилие.

О рогатых головыных уборах читайте тут >

-13

Болтих как узловой центр

Издавна сам Ботлих являлся крупным торговым центром Западного Дагестана и был связан с другими торговыми центрами Дагестана. Через Ботлих шли основные торговые магистрали, которые связывали ботлихцев с основными торговыми точками Кавказа. Из Ботлиха шел торговый путь (Ботлих - Агвали - Цумада - Урух - Сагада - Хупро - Кодорский перевал-Телави-Тбилиси) связывающий Западный Дагестан с Грузией. Другая дорога шла через Агвали, Хуштада, Хвариш, Шаитль, Кидеро, перевал Ниникос Цхе, Лагодехи (Грузия).

-14

Одна из дорог, следовавшая через Ботлих связывала жителей данного региона с плоскостной частью Дагестана: Ботлих-Тлох-Нижнее Инхо,Чир-ката, Гуна, Каранай, Темир-Хан-Шура. На север шел торговый путь в Чечню: Ботлих-Андийский перевал - Харачой - Ведено - Грозный. Из Ботлиха шла также торговая магистраль в Хунзах, Карата, Ахвах, где реализовывались продукты земледелия и скотоводства, а также садоводства и промыслов. Среди них важной была Хунзахская дорога, которая шла через Муни, Тлох, Харахи в Хунзах.

Таким образом, из Ботлиха как узлового центра по всем направлениям шли торговые пути, которые играли огромную роль в экономике ботлихцев.

О наличии торговых связей с Южным Дагестаном можно судить исходя из того, что в Ботлихе нашли образцы бирюзовой керамики XIII -XIV вв.

Ботлихцы вместе с жителями Западного Дагестана на протяжении всего средневековья вели оживленную торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом. Однако после присоединения Грузии к России в 1801 г. была установлена торгово-экономическая блокада, суть которой - ограничить или вовсе запретить горцам вести в Грузии торговые дела.

Вместе с тем жители Технуцалского и Андийского обществ без разрешения, тайком, в тяжелейших условиях везли свой товар в Грузию. Такая торговля им обходилась очень дорого, часто товар конфисковывали, а сами торговцы нередко расплачивались за нарушение запрета своей жизнью. Будучи заинтересованными в развитии торговых сношений, ботлихцы и другие сельские общества выражали готовность выполнить все условия царского командования и не раз обращались с просьбами о принятии их в подданство России, что сняло бы торговые барьеры.

В 1809 г. ботлихцы приняли присягу на верность России. Однако это не принесло им желаемых результатов. Ботлихцам и другим жителям общества Технуцал не разрешалось выезжать по торговым делам в Грузию. Такая политика царизма привела к тому, что ориентировавшиеся на Россию общества Западного Дагестана начали постепенно отходить от нее. В 40-е годы XIX в. царское командование окончательно запретило жителям этого края иметь сношения с Грузией и равнинной частью Дагестана. В подобных условиях ботлихцы стали активными участниками национально-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля. Достаточно сказать, что Ботлих в ранний период движения, имея 446 человек мужского пола, выставил 300 человек пехоты и 30 конных. После покорения Дагестана князь Барятинский, понимая стратегическое положение Ботлиха, приступил к строительству Преображенского укрепления, а в самом селении был дислоцирован гарнизон царских войск. Хотя это и сдерживало ботлихцев от антиколониальных выступлений, они все же приняли активное участие в движениях, разгоревшихся в этом регионе в 1861, 1862, 1863 и 1867 гг.

После окончания Кавказской войны Ботлих становится экономическим и культурным центром Западного Дагестана. В 1861 г. из Терской области были переданы в Дагестанскую область общества Ункратль, Чамалал, Технуцал, Андия, Гумбет и образован Андийский округ с центром в Ботлихе. В 1891 г. в селении открывается первое в Нагорном Дагестане светское училище. Оно сыграло огромную роль в подготовке местных кадров.

Археологический музей в Ботлихе

В Ботлихе находится частный археологический музей, под руководством Абу Али, который автору статьи посчатливилось посетить в 2020 г. Многие экспонаты все еще требуют своей разгадки и датировки, но местные власти не спешат помогать в этом направлении. Наличие частных археологических музеев в Дагестане без какой-либо поддержки властей — довольно странное явление.

Состоятельные ботлихцы украшали жилища резьбой (камень и дерево). В кладке стен некоторых старых домов встречаются большие плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображениями животных, крестами. Часты в резьбе на деревянных изделиях и на камнях солярные мотивы.

Ботлих во время второй чеченской войны

Что касается событий августа 1999 г. в Ботлихском районе, то до сих пор жители района и данного села живут воспоминаниями об этом, так как агрессия боевиков нанесла огромный ущерб как в материальном, так и в моральном отношении. Захват Басаевым и Хаттабом Ансалты, Шодрода, Рахата, Тандо и прямая угроза Ботлиху, был серьезным экзаменом для жителей села, которую они выдержали с достоинством.

Профессионально обученной армии террористов бой дало народное ополчение, не дожидаясь, пока профессиональная армия придет им на помощь.

Ботлих стал центром, где был создан штаб и расположены российские войска и дагестанские ополченцы, которые совместными усилиями изгнали захватчиков за пределы нашей республики.

Страшное произошло, когда по приказу российского командования бомбы, предназначенные боевикам, посыпались на головы ополченцев. Много позже одному из командующих авиацией во время телепередачи задали вопрос: «почему погибли ботлихские милиционеры, ведь у вас были точные координаты расположения боевиков?» Он ответил, что по их данным милиционеры собирались перейти на сторону боевиков.

В этот сложный период для района и республики, Ботлих дважды посетил Президент Российской Федерации Путин В.В., который сумел сплотить все силовые структуры и общество в целом для решения данной проблемы.

Ботлих, вид свеху
Ботлих, вид свеху

Это про них Путин тогда сказал: «Видя, как они защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».

В подготовке материала выражаю признательность Хайбулаевой Ирине, заведующей экспозиционно-выставочным отделом ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул», Чамсадиновой Амине, консультанту отдела Минкультуры РД и Муртузу Магометовичу Гасангаджиеву.

Читайте также: