Найти тему
Этноmix

Табасараны — народ Дагестана

Оглавление

Численность — 150 тыс. Табасараны – вторая по численности народность лезгинской языковой группы. Живут они в юго-восточной части республики, в Табасаранском и частично Хивском районах.

Табасараны — один из коренных народов Дагестана, ведущий историю со времен существования античной Кавказской Албании. Не отрицая вхождения в состав многоплеменной Кавказской Албании предков современных аварцев, лакцев, даргинцев, татов, ученые склонны считать, что основное население в ее центральной части составляли лезгинские племена. Это были предки удинов, будугов, хиналугов, крызов, лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов.

-2

Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период. По другой версии, Табас-арран -это табасаранское слово, означающее жителей, живущих в горах(табар) и на равнине(арран).

Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Агулы называют табасаранцев уханар (лесные люди),

История табасаран

Наиболее рано из среды народностей лезгинской группы отпочковалось племя табасаранцев. О них, как о самостоятельном племени, мы имеем сведения уже в ранних средневековых источниках. Ко времени распада Кавказской Албании в IV века нашей эры.они уже имеют отдельную область — Табасаран. Армянский историк Егише (V в. н. э.) сообщает, что в горах, неподалеку от Дербентского прохода, проживает одиннадцать «горных народов», среди которых впервые упоминается племя «таваспаров». Жили они между Дербентом и рекою Самур.

Равнинная часть Северного Дагестана и его прибрежная полоса до Дербента в VI—VII вв. оказались под властью хазарского каганата. В борьбе с хазарами персы-сасаниды пытаются обосноваться в районе Дербента. Укрепив Дербент мощными оборонительными сооружениями, персы сасаниды вторгаются в Табасаран и Лезгинстан. Для упрочения на этой территории сасаниды переселяют сюда иранских колонистов — татов. В результате вокруг Дербента и близлежащих земель Табасарана возникают поселения: Джалган, Митаги, Мугатиры, Зидиан, Камах, Билгади.

В 630—633 гг. Персия была завоевана арабами и вошла в состав Халифата. Арабские завоеватели так же, как персы придавали важное значение Дербенту и Южному Дагестану. Этим завоевателям понадобилось более ста лет, чтобы овладеть Дербентом и некоторыми близлежащими районами. Как и персы-сасаниды, арабы, завоевав часть территории Южного Дагестана, принуждают покоренное население принять ислам, вводят сюда арабских колонистов. Арабские поселения возникают в окрестностях Дербента. Несмотря на попытку арабов захватить весь Южный Дагестан, часть лезгин и табасаранцев (лезгинские населенные пункты: Микрах, Ахты; табасаранские—Дарваг, Зиль, Ерси) оставались хазарскими.

Табасаранка
Табасаранка

Арабские географы IX—X вв. очень часто сообщают о хазарах, лезгинах, табасаранах, которые в борьбе с арабами-завоевателями выступают совместно.

В IX—X вв. арабская агрессия в Дагестан усиливается, и хазары терпят одно поражение за другим. Однако в X веке еще имели место совместные выступления хазар, лезгов, алан, русов против мусульманского Ширвана.

Позже регион все же вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии.

Вильгельм Рубрук, посланный в 1253 г. французским королем Людовиком IX к монгольскому хану Мангу, сообщает, что лезги, хазары и аланы оказывали мужественное сопротивление монголам.

Общая протяженность 45 километров от Каспия до с.Хучни. Хребет усеян остатками оборонительных сооружений, который делал Табасаран непроходимым для неприятеля.
Общая протяженность 45 километров от Каспия до с.Хучни. Хребет усеян остатками оборонительных сооружений, который делал Табасаран непроходимым для неприятеля.

Табасараны на своей территории построили величественное сооружение, состоящее из 64 крепостей протяженностью 45 километров-Табасаранскую Оборонительную Стену. По версии табасаранцев, эту стену в древности построили их предки. По другой версии, это бала оборонительная стена персов от набегов со стороны хазарского каганата. Вероятно, в связи с этой обороной в Табасаране появились горские евреи, о чем читайте тут >

В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.

Табасаранский язык

Табасаранский язык относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы, северокавказской языковой семьи. Вот как он звучит:

Сложность табасаранского в первую очередь связана со сложностью грамматического строя. Особенно известен этот язык своей категорией падежа. Традиционно в научной литературе выделяют целых 46 падежей. Четыре основных (номинатив, эргатив, датив, генитив) и сорок два местных падежа, они образуют семь серий по шесть падежей.

В языке насчитывается шесть гласных звуков: {a}, {и}, {у}, {э} и произносимые с сужением глотки {аь}, {уь}. Любопытно, что звук {о} не характерен для табасаранского языка и встречается только в словах, заимствованных из русского. А произношение согласных осложняется тем, что в языке более 50 фонем!

-6

В табасаранском языке нет предлогов, хотя существуют послелоги (соответствуют предлогам по грамматической функции, но находятся после самостоятельного слова). Функцию называния предметов в пространстве и времени отчасти выполняют падежные формы.

-7

В табасаранском языке три диалекта: сувакский, нитрихский, галинский. В основу лёг нитрихский диалект.

Табасаранский язык – это особая система мировосприятия. Например, женскую походку в русском языке могут сравнить с павой: «ступает павой». В табасаранском же, это не считается достоинством и красиво идущую девушку сравнят с куропаткой.

-8

Одежда

Традиционный табасаранский костюм соответствовал общедагестанскому стилю. Мужчины носили свободные штаны, рубаху с высоким воротом, бешмет, черкеску, папаху. В холода и в пути грелись буркой, поверх папахи надевали капор. Обязательный элемент мужского наряда — пояс для холодного оружия, ношение которого считалось делом чести.

Девушки носили длинные туникообразные рубахи с округлым вырезом, под них надевали шаровары. Дополняли костюм распашным платьем с длинными рукавами, украшенным вышивкой по подолу, рукавам, груди. Голову обязательно покрывали специальным плотным чепцом — «чухтой». Замужние полностью прятали волосы под тканью, девушкам разрешалось оставлять косы на виду.

Табасаранские нагрудники из серебряных монет интересны тем, число монет может нести символическое значение, но это нуждается в дополнительном исследовании.

Традиции о обычаи

Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад и главенствующую роль мужа, в семье и обществе почитали, уважали женщин, физическое насилие не применялось. Достоинствами жены считались скромность, трудолюбие, красота, но главное — способность иметь здоровых детей. Значительная часть элементов свадебной обрядности связана с деторождением: осыпание ячменем и орехами, включение в свадебный поезд мальчика и многодетной родственницы, пожелание родить одну дочь и 7 сыновей. Например, младенцу перед первой стрижкой ногтей руку опускали в муку: верили, что, когда этот малыш вырастет, его первый ребенок будет мужского пола.

Табасаранка
Табасаранка

Особое внимание уделяли беременным. Женщинам запрещалось выходить из дома в темноте, вязать, переходить реку, посещать кладбище: нарушение запретов позволит злым духам навредить матери и плоду. Особо опасались духа ал, овладевающего внутренностями роженицы. В случае тяжелых, долгих родов жители селения на ковре обносили женщину по всем источникам, защищая от злого воздействия. В первые 40 дней жизни младенцу мазали лицо золой, не оставляли одного, не подшивали края рубашки. Существовал обычай называть ребенка чужим именем, не шить собственную одежду: считалось, так злые духи не узнают о существовании малыша.

Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.

Любимый обряд молодежи — девичник, на который собирались не только девушки, но и дружка, и другие молодые люди. Часто его называли «ломанием орехов»: приглашенные девушки приносили орехи для приготовления свадебной халвы. Весь вечер они общались, пели песни, готовили халву, а в конце вечера проводили обряд «тушения светильника», длившийся 1-2 часа. В это время юноши могли объясниться в любви понравившимся девушкам, остаться наедине, что в другое время не позволялось.

Подробнее о традициях Кавказа читайте тут >

Календарь Табасаран

Праздники Табасаран восходят к древним земледельческим обычаям и во многом совпадают с праздниками лезгин. Праздники табасаранов были связаны со свом календарем сельскохозяйственных работ, который назывался ухнар.

-14

Первое полугодие

  1. ЦIижан – 21 января – 1 февраля. Брачный период волков, когда они особенно агрессивны. В этот период занимаются подсобными промыслами, вывозят навоз на поля.
  2. Туршан – 2-е февраля – 13 февраля. Время выпадения большого снега.
  3. Куршан – 14 февраля – 25 февраля. Время оттепели.
  4. Хяллин – 26 февраля – 9 марта. Кошачьи дни (гатдин йигъар), когда появляются первые подснежники.
  5. Дакьракьин – 10 марта – 21 марта. Период тресканья. В этот период сажают фасоль. Существуют приметы: Если в это время потеплеет – буйвол в грязь ложится (от жары), если похолодает – у козла рога лопаются (от холода); Когда в период Дакьракь раздается треск, этот момент считается первым днем периода Мулух, в который празднуется Эбельцан.
  6. Мулухдин – 22 марта – 2 апреля. Время посева ячменя, укатывания земляных крыш и походов за орешником для плетения корзин и изгородей.
  7. Хилин – 3 апреля – 14 апреля. Время посева конопли, вспашки, приготовления сыра. Говорят, если в этот период пойдет даже такой дождь, что намочит крыло курицы, будет богатый урожай.
  8. Даркъан –15 апреля – 26 апреля. Время посева зерновых и картофеля. Возможны похолодания, существуют такие приметы: Если в это время не выпадет снег, то он выпадет летом; Снег, выпавший в этот период, должен падать хлопьями размером с кувалду.
  9. Иран – 27 апреля – 8 мая. В первые шесть дней этого периода нельзя пахать и сеять, а то посеянное «заболеет». Опасно это время и для скота. Появляются змеи. Мистическими свойствами наделяется дождь (лейсандин мархь), если помыть дождевой водой голову, то пройдут все болезни. Если человек в этот период съест семь орехов, то станет сильным и здоровым.
  10. ДумуркIин – 9 мая – 20 мая. Время посадки огородных и бахчевых культур, перегонки скота на летние пастбища.

Далее идут «несчитаемые дни», количество которых в каждом полугодии равнялось 63.  И первую среду летнего солнцестояния начинается новый отсчет календаря. Второй этап длится до конца ноября, после чего опять идут «несчитаемые дни» до зимнего солнцестояния. Таким образом, год включал в себя 8 месяцев, состоящих из дробных периодов, и 4 месяца «несчитаемых дней». Точками отсчета служили дни солнцестояния и равноденствия.

-15

Второе полугодие

  1. ДумуркIин – 22 июля – 2 августа.
  2. Иран – 3 августа – 14 августа.
  3. Даркъан – 15 августа – 26 августа.
  4. Хилин – 27 августа – 7 сентября.
  5. Мулухдин – 8 сентября – 19 сентября.
  6. Дакьракьин – 20 сентября – 1 октября.
  7. Хяллин – 2 октября – 13 октября.
  8. Куршан – 14 октября – 25 октября.
  9. Таршан – 26 октября – 6 ноября.
  10. ЦIижан – 7 ноября – 18 ноября.

Эбельцан — главный праздник в году

Заметную роль в бытовой культуре табасаранцев играли их прежние язы­ческие религиозные представления, культы и верования. До сих пор табасаранцы почитают пещеру Дюрхъ, поклоняются священным деревьям и рощам, камням и скалам, источни­кам воды. У старших поколений сохранилось в памяти имя верховного Бога в прежнем пантеоне табасаранцев - Умчара, бытует вера в домового Рух, демо­ническую женщину Ал, нападающую на рожениц, домовых змей (подобно лакцам).

Главными праздниками издавна считались праздник весны – Эбельцан (у лезгин — яран сувар), Праздник черешни, Праздник сенокоса, Праздник коллективного сбора съедобных трав и другие.

Эбельцан
Эбельцан

Наиболее древним календарным праздником табасаранцев является Эбелцан, который приурочен ко дню весеннего равноденствия и начинался тогда, когда трескал первый лёд, то есть мог отмечаться дней за 10 до его фактического наступления. Он знаменовал собой начало нового сельскохозяйственного года. Подготовка к празднику начиналась задолго до дня весеннего равноденствия. Примерно за месяц до него дети начинали играть в игру муртйир йивуб («яйца бить»). Большое место в празднике занимали огонь и обрядовые действия с ним.

Вечером 21 марта мужчины устраивали на кладбище поминки за упокой душ умерших. По возвращении с кладбища на возвышенностях по периметру села разжигали костры. Примечательно, что только в дни праздника для костров разрешали использовать хворост священных деревьев, тогда как в обычное время на это существовал запрет. В селе Фурдаг во время праздника разрешали устраивать качели, концы которых прикрепляли к ветвям священных деревьев. Раскачивание на качелях исследователи относят к приемам продуцирующей магии. Юноши и девушки в этот вечер играли в игру уф цIа («дунь на огонь»). Одним из развлечений молодежи было перепрыгивание через костер с произнесением определенных магических формул.

-17

На праздник готовили обрядовую пищу, состоявшую из 7 блюд: блинов гъванжрар, пирогов афрар, цIикбар, чIиргъни галар с различными начинками, вареных курицы и яиц, халвы аварша, орехов и т.п. Центральное место занимало варево кьуяр из смеси зерновых и бобовых культур, сушеных бараньих или говяжьих ног, языков, хребтовой части. Относительно схожего русского новогоднего ритуального блюда кутьи В. И. Чичеров писал, что оно является земледельческой ритуальной едой и характеризует примитивные способы приготовления пищи. Во время праздника пекли также различные виды хлебов, украшенных солярными знаками. Все это разнообразие хлебной пищи (зерно, каша, блины и печеный хлеб) имело символическое значение и было связано с культом плодородия.

-18

Непременными атрибутами ряженых гъямпI и других участников праздника были цIару маргъар («узорчатые/пестрые палки»), изготовленные из орешника (фундук). На них наносился причудливый узор. Эту разукрашенную палку (посох, шест) из фундука, использовавшуюся ряжеными и в других календарных, аграрных, семейно-бытовых и общественно-бытовых праздниках и обрядах, можно рассматривать как сакральный атрибут и олицетворение божества, религиозную инсигнию, знак властных полномочий, эмблему и символ (в том числе и фаллический) плодородия.

В ночь праздника не спали до утра. Юноши с факелами в руках, исполняя обрядовые песни, ходили по дворам села и собирали продукты. Ради смеха они надевали на себя вывернутые мехом наружу шубы или маски, изображавшие козла или медведя. Вывернутая мехом наружу шуба, как и приписываемая козлу особая плодовитость, также связываются исследователями с культом плодородия.

Существовало поверье, что в полночь, в определенный промежуток времени, вода в родниках и реках замирает («шид бисуру»), и если в этот момент загадать желание, оно обязательно исполнится. В с. Хурсатиль молодежь рано утром отправлялась к родникам «с воды сливки снять» («штлан хах ултIухуз»). Считалось, что вода в них обладала способностью исцелять болезни и исполнять желания.

-19

До наступления праздника Эбелцан и во время него исполнялись особые ритуальные песни. В них содержатся прямые обращения к «бабушке Эбелцан», которая «бродит, костры из дубовых поленьев разжигая», «бежит» и «кружит».

Персонификация мифологического персонажа Эбелцан наблюдалась и при произнесении формул обмана детей. Так, когда уставшие от беготни за день дети засыпали, взрослые мазали им сажей (символ плодородия) лицо, живот и спину. Утром удивленным детям говорили: «Йишвну Эбелцан-баб куьмгъригъян дуфну, мелз гъявну» («Ночью из очажного дымохода приходила бабушка Эбелцан и лизнула вас языком»). Следы сажи на телах детей служили знаком ее посещения. В с. Чере ночью под подушки спящих детей клали яйца, а утром им говорили, что это Эбелцан гостинцы оставила.

-20

Здесь теоним Эбелцан рифмуется со словом «бац» — «медвежья лапа». Как видно, произошла контаминация образов Эбелцан и медведя. Следует подчеркнуть, что образ медведя широко представлен на этом празднике. Считалось, что именно в день праздника Эбелцан медведь просыпается от зимней спячки. Для того чтобы обеспечить себе удачу и благополучие в новом году, полагалось на рассвете громко крикнуть в сторону леса: «Моя лень чтоб на медведя перешла!».

В этой персонификации прослеживаются существенные различия с аналогичным праздником у лезгин Яран Сувар. В то время, как Яр означает Солнце, аналог Ярило у славян, у табасаран главные персонаж — бабушка, великая матерь. Ритуал с сажей напоминает сказку про бабу Ягу, в которой она также клала детей в печь.

Тотемические животные табасаран

В верованиях табасаран сохранились реликты древнейших верований, связанных с тотемизмом, которые проявлялись в различного рода табу. Например, у табасаранцев такого рода табу были связаны с именем волка, которого называли подменными именами вроде «большие уши», «уши имеющий» и т. д. «Длительные табу на произношение имени волка и подмена эвфемизмами привели к полной утрате общедагестанского слова барцI «волк» у табасаранцев и других представителей лезгинской языковой группы, у которых этот зверь, вероятно, был тотемным. Исконное название забыто, а употребляется персидское жанавар «зверь».

-21

У табасаранцев существовали поверья о том, что на кладбище можно встретить волка-оборотня, и что встреча в пути с волком – к удаче. Также у табасаранцев табуировалось также название лошади, вследствие чего и оно оказалось утраченным, и в настоящее время вместо него используется арабское гьяйван «животное».

Табасаранские ковры

На формирование табасаран повлияли азербайджанская, арабская, персидская, русская культуры, что внесло в жизнь и традиции кавказского народа неповторимые особенности. На весь мир славятся аутентичные табасаранские ковры: изделия зародившегося полторы тысячи лет назад промысла сегодня выставлены в музеях всего мира.

-22

На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля.

Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.

Можно выделить восемь основных типов южно-дагестанских ворсовых ковров — три лезгинских ("ахты", "микрах", "касумкент"), рутульский ("рутул"), дербентский ("Дербент") и три табасаранских ("рушуль", "хив", "табасаран").

Типы ковров отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса. Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью (от 1444 до 1764 узлов) при довольно высоком ворсе (6 мм) ковры типа "хив", которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района (Кандик, Ляхля и др.). Ниже плотность (от 900 до 1600 узлов) в коврах типа "табасаран" (аулы Хучни, Халаг и др.) и "рушуль" (аулы Рушуль, Аркит, Татиль и др.).

Ковры типа «Рушуль»

Высокими декоративными качествами отличаются ковры типа "рушуль", в которых большие плоскости яркого главного фона сочетаются с насыщенным цветом элементов орнаментального узора. Например, в узоре "сульфи" сложные по очертанию медальоны дополняются крючкообразными фигурами, которые все вместе образуют на центральном поле сложную композицию, придающую орнаментальный характер и свободным местам фона.

В коврах типа "рушуль" при малиново-красном фоне в узорах может преобладать голубой, оранжевый, желтый, зеленый, темно-синий и темно-красный цвета.

Ковры типа «Табасаран»

Ковры типа "табасаран" изготовляются в десятках аулов, в каждом из которых преобладают два-три излюбленных рисунка. Практически ковры этого типа имеют бесконечное количество вариантов орнаментальных узоров. Широко распространены узоры "топанча" (крупные, диагонально расположенные Х-образные фигуры), "чере" (несколько центральных фигур как бы обрастают разнообразными геометрическими формами) и др.

Ковры типа «Хив»

Табасаранские ковры Хивского района также имеют большое количество вариантов орнаментальных узоров. Один из них (имеющий два названия "мерхер" - санки или "чархар" - колеса) состоит из расположенных по продольной оси крупных медальонов, сложная конфигурация которых придает орнаментальность и фону.

Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.

Фигуры крупным планом:

Подробнее о ковроделии Дагестана читайте тут >

Известные личности

В истории Дагестана, Кавказа и России известны знаменитые личности из числа табасаранов. Среди них поэт-воин Мирза Калукский (1697–1741 гг.). В 1741 году под его руководством табасараны доблестно сражались в составе объединенных сил дагестанских горцев в Андалалской долине, разгромивших полчища Надир-шаха. В этом бою в возрасте 27 лет погиб и сам Мирза Калукский.

Участником Русско-японской и Первой мировой войны был полковник царской армии Абдула-Бек Табасаранский (1870–1918 гг.). С 9 декабря 1915 г. по 18 мая 1917 г. он являлся командиром Осетинского конного дивизиона.

Заметный след в культуре республики и страны оставили композитор Касум Магомедов, заслуженный артист РД Ахмед Оруджев, художники Сейфулла Саидов, его сын Айдемир Саидов и Сефер Гусейнов.

Елена Исинбаева — олимпийская чемпионка
Елена Исинбаева — олимпийская чемпионка

Известной дочерью табасаранского народа является легкоатлетка Елена Исинбаева (род. 3 июня 1982, Волгоград). Отец Елены по национальности – табасаранец, а мать – русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой.

И в заключении, послушайте песню про Табасаран.

Читайте также: