16,1K подписчиков

КрАЗ из "капиталки". Или прощай "крокодил".

14K прочитали
Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

Конец 80-х , зима сдавала свои позиции , с каждым днём температура на градуснике стремилась к нулю , а иногда заползала в плюс . Я на своём КрАЗ-256Б1С опять работал так сказать "вне бригады" , после эксперимента по созданию комсомольско-молодёжной бригады , по неизвестной нам причине нашу "банду " разогнали и мы опять работали в одиночку ,куда пошлют . Возил я песок , ПГС и прочую "сыпучку" в Ясную, Мирную , Безречную , в Оловянную ФБСки , а оттуда иногда известь . Мне такая работа нравилась : это не на стройке толпой ,как троллейбус, целыми днями по 50 -70 рейсов , на короткие расстояния ездить . И вот как стал замечать что как то не так у меня сцепление работает : на поворотах стало оно пробуксовывать , ничего не пойму , не так давно диски же менял. Заехал в ремзону и начальнику ремонтников : объяснил Михалычу что и как .

-Раму смотрел ?

-А рама то при чём ? Я не первый день на КрАЗе говорю же сцепление ,пусти на яму , я коробку сброшу и посмотрю что и как.

-Пошли посмотрим КрАЗист-"ветеран" ты наш)).

Начало пути)).Советская Армия 1985 год . Я и КрАЗ-256.
Начало пути)).Советская Армия 1985 год . Я и КрАЗ-256.

Так и есть : рама двух местах лопнула , трещина в районе "раздатки" и возле крепления "телеги".

-Ну что ещё искать будем ? -Нет и так всё понятно. -Ну тогда иди к главному инженеру , пусть он решает что делать , вроде как на планёрке разговор был что теперь рамы менять в автобазе не будем.

Ладно пошёл я к инженеру , объяснил всё . А он в ответ :

-Михалыч смотрел ?

-Ну да , он меня к вам и отправил .

-Было указание из Братска (тогда подчинялись мы автоуправлению "Братскгэстроя") на КрАЗах самостоятельно рамы не менять , отправлять их на АРЗ , а в замен после капремонта получать .

-Ну как так то ?! У меня вон какой КрАЗ , движок огонь ,коробка мосты , "раздатка" как новые , кабина не битая , кузов весь я "проварил" и усилил !

Мой КрАЗ сделан мною в масштабе 1/43 , по памяти.
Мой КрАЗ сделан мною в масштабе 1/43 , по памяти.

Дайте мне раму я сам переберу !

-Нет я же сказал только на АРЗ , грузи его в МАЗ "шаланду" и вперёд на Братск . Или он у тебя своим ходом дойдёт ?

-Да он пять раз туда обратно без единого ремонта сходит ! Ну дайте мне раму !

-Сказал же нет , хочешь иди к заму по эксплуатации или даже к директору они тебе тоже самое скажут !

Я для начала пошёл к заму , рассказал ему о своей проблеме ,жалко мне было первый в своей жизни грузовик , я взял его с "тигрятника" и сам весь "перетрёс " от переднего бампера до кузова ! Выслушал меня Васильевич улыбнулся и говорит :

-Ну ты же давно просишься в третью колону к междугородникам , так ?

-Так , ну и что ?

-Давай так сделаем : через пару дней три МАЗа идут на Братск , ты с ними и езжай , сдашь там своего КрАЗа и получишь с "капиталки" пригонишь его , а примерно через месячишко я тебя переведу в третью колону , сначала подменным ,а там как себя покажешь ...

-Да как то и не знаю ,я подумаю ...

-Да какого ...тут думать то ! Мозги мне не пудри ! А то я могу и другого подменного в "рейсовую" бригаду найти ! Всё "кругом"!Так перетак ! Марш готовиться .....!

-Понял , уже пошёл))!

Васильевич у нас был из бывших зампотехов и "кружева" (как он выражался) не любил плести , команды отдавал резко и кратко да ещё и обильно приправлял их русскими ненормативными словами)).

А ладно , будь что будет что не делается всё к лучшему !...

Стою возле ремонтного бокса ,готовлюсь : камеры в "вулканизаторную" отдал на проверку , колёса , карданы проверяю проверяю , масло в "поросёнке... Подходит один из МАЗистов "стариков" один из тех с кем мне предстояло в Братск ехать:

-Ты же хвастался что у тебя вся "топливка" новая?

-Ну да , месяц как от "вояк" привёз, а что ?

-Так ты у Гришки "топливщика" возьми насос и форсунки , у него их гора лежит, ЯМЗовских ,В Братск приедешь перед сдачей своего КрАЗа заменишь , а новые свои себе оставишь .

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

-Точно ! Я ещё и КрАЗовскую "кастрюлю" со "штанами" возьму с собой для замены , а КамАЗовский фильтр с прибамбасами заберу .

-Ну правильно сечёшь ! ))...

...Через день , рано утром наша колонна, три МАЗ-504В и я на КрАЗе, выехали в Братск ,

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

как мог я старался не отставать от "стариков" на МАЗах , но они и сами от меня сильно не убегали . За день прошли прилично , точно не помню но наверное километров семьсот или около того . Спать в КрАЗе это конечно не в МАЗе на спальнике, но терпимо )) . Наследующий день дошагали мы аж до самого Байкальска ! Ну вот на кой я такую машину в "капиталку" гоню ?! Только масло пару раз в движок долил и всё ! Уже перед сном когда допивали чай Вовка "Сусанин" ,был он тогда бригадиром "рейсовиков", говорит :

-Завтра когда Иркутск и Ангарск пройдём загрузим твой "крокодил" навозом .

-Это ещё зачем?!

-В Братске у многих дачи есть , а вот навоз в большом дефиците , смекаешь ?

-Ну и ?

-Пришагаем в Братск и выгодно продадим , там только увидят такое "добро" с руками оторвут! Бабульки поделим , будет на что погулять на "Конюшне" !

-Ну теперь ясно всё , да а кто грузить то будет ? Сами что ли , лопатами ?

-Да брось ты ! Мимо деревень поедем увидишь сколько там техники всякой , не боись загрузимся . не впервой))...

...Навоз нам загрузили в какой то деревне прямо возле трассы , не далеко от города Черемхово трактором МТЗ , обошлось нам это в две пачки "беломора".

Фото для примера из свободных источников
Фото для примера из свободных источников

Груз не тяжёлый , а мне только в радость : КрАЗ слегка "придавило" и теперь по плохой дороге я шёл первым и ждал МАЗы )) В Тулуне остановились , нет всё таки не рассчитан КрАЗ для таких скоростей : сальник хвостовика на заднем мосту стал подтекать , "поросёнок тоже мок , фланцы на ступицах ослабли . Осталось то всего ничего , дойду , блин, колесо заднее внутреннее почти пустое, по привычке начал доставать домкрат и ключ с монтажкой .

-Игорь да брось ты это грязное дело ! Осталось то ерунда , подкачай его и поедем и охота тебе в грязи возиться .

-А ладно , поехали , если что светом "моргните" .

-Давай шагай "гонщик"))...

И в самом деле , не успели мы еще в Братск заехать , как уже заметив в кузове "навоз" мне уже начали "семафорить" . "Старики" остановились и устроили чуть ли не аукцион : кто больше даст , а Володька так вообще расхваливал "товар" :

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

-Да посмотрите что за навоз ! Да его чуть ли не на хлеб мазать можно ! Да с таким удобрением вы по два урожая снимать будете ! Да у нас в Забайкалье только им и пользуются ! Картоха с твою голову родиться ! ))

-Так вы что его с самой Читы везёте ?!

Ну так ! Берите не пожалеете ! Ещё и телеграммы нам слать будете : "отгрузите ещё такого добра !"

Продали и походу даже очень выгодно ! А затрат то всего две пачки папирос)). Приехали на "Конюшню" , это что то типа общаги для командировочных шоферов которые работали в системе "Братскгэстроя". Где "старики" купили водку мне сие не ведомо , так как в городе тоже действовал горбачёвский сухой закон , то есть продавали , но только в нескольких магазинах и по-моему только четыре часа в день . Нас всех четверых заселили в одну комнату , как полагается отметили приезд, я сильно не налегал на "косорыловку",так поддержал компанию и всё . Утром сразу же приступил к замене ТНВД и форсунок , снял дополнительные фары и фара-искатель , воздушный сигнал от тепловоза, снял воздушный фильтр с трубами и "штанами" , поставил КрАЗовскую "кастрюлю" , ну всё теперь можно и сдавать своего "первенца" , жалко конечно , но всё : обратного пути нет ! После обеда Володька и Серёга поехали со мной на АРЗ сдавать КрАЗ , Вовка отдал документы и я загнал на огороженную территорию свою машину где в ожидании капремонта стояли десятки КрАЗов ,МАЗов и по-моему несколько ЗиЛов ММЗ.

-Ну всё завтра с тобой придём получать "новый крокодил")) , возьмём "литру" и выдадут тебе хорошую машину , я знаю с кем договориться .

С утра мы были уже у ворот АРЗа , нашли какого начальника , тот забрал у нас "презент" и сказал покажет КрАЗ который будет с новым, не расточенным коленвалом , с передним мостом на клиньях, ну и вообще с большим количеством новых , а не восстановленных деталей .

-А можно мне кое что вон в том "калашном ряду" поменять ?

-А что надо ?

-Бак большой , сидушку видел какую то импортную, руль по моему от ТАТРы .

-Ладно как свой КрАЗ получишь подгонишь туда , пару часов дам тебе , но не больше и то после пяти вечера .

Получил я "новый" КрАЗ , давление масла отличное , движок работает ровно ,передачи включаються нормально без "рыка", мост передний МАЗовский , подогнал его куда было сказано , заменил бак и руль ,

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

а вот водительское сидение не успел , как то оно было установлено хитро , да и ладно , вроде мне на этом КрАЗе не долго работать, если Васильевич не соврал . Выехал из ворот в направлении Падуна , где находилась "Конюшня" .

-Ну что Игорёха как "крокодил" ?))

-Да всё не так : мотор какой то слабенький , сцепление тугое , в кабине оглохнуть можно , а печка то вообще убожество ...

-Ну а что ты хотел то , ну сейчас поди не замёрзнешь не январь месяц !))

-Ну и не май , но за то рулевое лёгкое , даже легче чем у меня было .

-Ничего домой приедешь опять всё облагородишь , утеплишь, и будет у тебя машина не хуже старой . Да не хмурься ты ! Нашёл из за чего переживать , мы завтра грузимся , ну и к вечеру домой пошагаем .

ТНВД и форсунки я поменял на свои и больше ничего делать не стал , времени уже не было возиться со всем остальным . К вечеру выехали мы из Братска , радости ни какой от "новой" машины , в кабине свежо ,ночью бы не околеть от такой печки . Дошли до Тулуна и спать , через пару часов я вспотел зубами стучать ! Ну вот для чего такая печка ?! Только для Африки ! , взглянул на приборы , температура чуть за сорок и "шторка" до конца закрыта ! Пошёл по стоянке нашёл какие то картонки , напихал перед радиатором , температура поднялась ну совсем чуть чуть , короче так всю ночь и промаялся от прохлады ... Утром выпивая вторую кружку горячего чая пожаловался мужикам на "жару" в кабине.

-Так какого хрена ты к кому нибудь в кабину не постучался ?! На сидушках бы и устроился в тепле ! Ну ты даёшь !)) Ладно вечером порешаем , поехали ...

Еду я и всё больше меня псих на главного инженера душит : такую машину на этот колун пришлось поменять ! А с другой стороны ...,а ладно сейчас главное домой добраться ,а там видно будет ! Дорога пошла ну просто "убитая" , начал я переключаться с "четвёртой" на "третью", объезжая "воронки" , а рычага то нет ! Да что за фигня то !? А он на полу себе спокойно полёживает ! Обломился почти под корень ! Да как так то ?! Ногой выбил передачу, остановился , МАЗы тоже .

-Нет Игорь , тебя больше не кормим ! Что дальше то будет , если ты сейчас уже "кочергу" сломал как спичку !))

Посмеялись, и я полез снимать рычаг , потом мы с Серёгой поехали в ближайший посёлок ,на трассе, искать сварщика ...нашли в каком то небольшом гараже , тот среди всякого хлама нашёл поршневой "палец ", подточил оба конца рычага, нагрел "палец " "автогеном" собрал всё и обварил сваркой конструкцию :

-Держи , теперь если сломаешь то только в другом месте !

-Сколько я тебе должен ?

-Да пошёл ты ! Знаешь или подсказать направление ?

- Понял, не надо !))

-Закурить дайте лучше , Серёга сходил в МАЗ и принёс две пачки "Астры" .

-А вот за это спасибо мужики ! Если что надо будет забегайте , знаете к кому !

- Добро !...

Остановились ночевать , вроде не так холодно , как прошлой ночью , я и отказался идти к кому нибудь в МАЗ , уснул сразу же, а где-то в час ночи проснулся и пожалел что отказался. Набравшись смелости всё таки постучался в Серёгину кабину...

Утром опять проблема : оба редуктора в масле ! Гайки крепления редукторов к мостам ослабли , а может быть закрутили слабо на заводе , протянул их и дальше в путь дорожку . А перед Улан-Удэ радиатор потёк , да что же это за напасть такая ! Пришлось несколько трубок пассатижами пережать ...

Вот и до Читы уже рукой подать , где то МАЗы отстали , а ладно в авто-колоне нашей подожду их , всё равно все сюда заезжают: заправиться , подремонтироваться , да и у Серёги в кузове два движка и "коробка" "капремонтовские " КрАЗовские для читинской авто-колоны лежат , не проедут мимо . Час прошёл, два , а их всё нет . Ещё подождал и уже собрался выезжать , заезжает Володька , один !

И сразу на меня набросился :

- Ты что же слепой ?! ....! Или как ....?! Зеркала то тебе зачем.....?!....!

-Да ты что базлаешь то ! Толком скажи что стряслось !

-Ты когда через переезд проезжал не видел и не слышал что тебе Серёга светом и "воздушком" сигналил , а потом и я ?!

-Нет не видел ! А что случилось ?

-Так встал он ! Мотор у него сразу за переездом "брякнул" !

-Так ,а я то причём ?!

-Идёшь с кем то, смотри в зеркала ! А вдруг что с напарником серьёзное случилось и каждая минута на счету ! Привык на своём "совке" один за огородами ездить ! Смотри в следующий раз и по загривку можно отхватить за такое !

-Да я и ответку могу...

-И даже так ?!...

-Ну прости , я же не специально ! Да я ...ну не знаю как так получилось , виноват !

-Ладно , на твои года спишем , давай я сейчас своего МАЗа поставлю и поедем Серого тащить , справишься? Или мне в колонне другого искать ?

-Справлюсь , тралы же таскал , да и КрАЗы тоже. Только жёсткую сцепку надо спросить .

-Да есть у нас и уже зацепили , тебя только замучались ждать )).

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

Приехали к месту где "помер" Серёгин МАЗ , прицепили его к КрАЗу при помощи самодельной сцепки , протянули шланг подкачки , проверили : качает воздух , я врубил пониженную передачу в "раздатке" и тронулись , ехать предстояло километров пятьдесят . И только когда проехал пару километров вспомнил : заправиться то я забыл ! Только бы не заглохнуть ! А то вообще меня "старики" замордуют своим стёбом и подколками !...

Вот и ворота авто-колоны и уже темнеет . Затащил я МАЗ , хватило мне солярки ! Пока шель шевель , КрАЗ мой и заглох , а заправщик то уже домой ушёл , пришлось мне ведром из МАЗовского бака солярку переливать , что бы до утра хватило .

А утром начальник колоны позвонил в посёлок директору и тот дал "добро" на то что бы Серёга поменял свой застучавший мотор на один из тех которые с "капиталки" он вёз . От помощи Серёга наотрез отказался :

-Ну вот ещё будем здесь всем "колхозом" вокруг МАЗа круги нарезать , я же не на трассе , сейчас в бокс на яму затащат , да ещё слесаря попрошу и всё нормуль ! Давайте шагайте домой . Оставили Серёге консервы и сигареты , нам то до дома триста вёрст осталось, и уехали ...

  • ... Я по приезду в родную автобазу ещё почти неделю простоял на ТО протягивая ,затягивая и доводя до ума "крокодила" ,
Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

а Серёга в автобазу приехал на третий день ...

Сдержал слово всё таки Васильевич : через три недели меня перевели в третью колону в междугороднюю бригаду подменным , "старики" приняли меня нормально , но нет нет, а подкалывали !

Одному из них я всё-таки "табло" подрихтовал , но он сам виноват был и меня ни кто за это не осудил , но это уже совсем другая история !)))....

Фото для примера из свободных источников.
Фото для примера из свободных источников.

А всё таки я "старикам" очень благодарен за уроки которые они мне преподали !

Все коллажи созданы автором для примера , фото взяты из интернета и свободных источников.

Спасибо огромное всем за внимание ! Ставьте лайки , помогите продвинуть канал , ваши оценки и внимание очень важны для меня !

Подписывайтесь на мой канал (каждый новый подписчик большая радость для меня)будет много интересного из жизни людей 90-х годов ! И не только ! Обещаю новые темы!

Всем , а особенно шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !