Найти тему
Улучши свою жизнь

Выученная беспомощность. Что заставляет чувствовать себя неудачником?

Случалось ли с вами такое, что знакомый человек преуспевает, а вы в то же самое время чувствуете себя неудачником? Хотя изначально вы оба находились в равных условиях. Данная статья посвящена поиску ответа на вопрос: откуда появляется такое чувство и как избавиться от этого?

В 1967 году известный психолог Мартин Селигман проводил ряд исследований на собаках. В ходе изучений он сделал грандиозное открытие, которое впоследствии послужило толчком к пониманию устройства восприятия человека и его реакции на внешние факторы, в том числе и случайные, особенно когда неизвестны причины данных явлений. В дальнейшем другие учёные на основе его открытий вывели множество теорий и получили новые сведения в области человеческого сознания.

Эксперименты над собаками

-2

Исследования Селигмана заключались в следующем. Он разделил собак на три группы. На две из них, через равные промежутки времени, независимо от действий собак, по методологии Павлова, оказывалось физическое воздействие – их ударяло током. Разряд был невысокий, однако, неприятный для организма. Первая группа собак могла предотвратить такое негативное воздействие, нажав на кнопку. На вторую группу собак оказывалось такое же воздействие - их ударяли током, в тот же самый момент, что и собак из первой группы. Но у второй группы не было кнопки, и отключить электричество они не могли. Собаки бегали, лаяли, но после некоторого времени пробежки по загону, из которого они не могли выбраться и отключить ток, они ложились на пол и жалобно скулили. Примерно в тот же самый момент, когда они обречённо ложились и смирялись с неизбежностью от ударов тока, первая группа собак догадывалась нажать кнопку и разряды прекращались, но заканчивались они для обеих групп. И была третья группа собак, контрольная, которая просто находилась в своём загоне и на них не оказывали никакого воздействия.

Предварительный итог из этого исследования. На первую и вторую группу собак производили удары током. Примерно в тот самый момент, когда собаки из первой группы догадывались нажимать кнопку, собаки из второй смирялись с участью и принимали удары током. При первых разрядах, собаки из двух групп принимали разные действия, но при последующих разрядах, у них вырабатывалась практика и условный рефлекс, на то, как вести себя в подобной ситуации. И собаки первой группы при получении разряда сразу подбегали к кнопке, чтобы отключить электричество, а собаки второй группы ложились на пол и скулили, таким образом, они смирялись с ударами и ожидали конца своей «экзекуции».

Следующие исследования Селигман продолжил с этими же тремя группами. Однако условия у них были изменены. Теперь собак поместили в загоны с одной невысокой стеной, которую любая собака из всех трёх групп могла с лёгкостью перепрыгнуть. Одновременно на все три группы собак пустили разряд по полу, как и в первоначальном эксперименте. Собаки из первой группы вначале обратили своё внимание на поиск кнопки, но, не найдя её, перепрыгнули через невысокую стенку, тем самым, смогли избежать разрядов электричества. Собаки третьей группы были удивлены, заскулили и полаяли, после чего также как и собаки из первой группы перепрыгнули через стену. Удивительное было продемонстрировано собаками из второй группы. Они оказались в новых условиях, загон был изменён и визуально и тем, что появилась невысокая стенка. Но внешний фактора негативного воздействия повторился, на который они раньше не могли никак повлиять и изменить свои ощущения. Они, вместо попыток изменить свои действия, так как изменилась и среда, повторили свои действия, как и в первом эксперименте. Собаки вновь улеглись на пол и стали жалобно стонать, ожидая, что рано или поздно прекратятся разряды током. Ими не были предприняты никакие попытки для изменений своего положения, не смотря на боль, получаемую от электрических разрядов и на изменённую окружающую обстановку.

Выученная беспомощность

Данное явление Селигман назвал выученная беспомощность или приобретённая беспомощность. Если вкратце подытожить результаты этих исследований, то мы получаем, что выученная беспомощность – состояние индивида, при котором не принимаются никакие попытки к изменению своего состояния (не улучшить его через позитивные стимулы или не избавиться от негативных воздействий), хотя он имеет такую возможность. В основном появляется после несколько неудачных попыток, которые не привели человека к требуемым результатам и не изменили негативные обстоятельства внешних факторов. Для человека, у которого проявляется приобретённая беспомощность, характерна пассивность, отказ от любых действий для изменения враждебной среды или попыток избежать её, даже тогда, когда появляется такая возможность. У таких людей заметно подавление свободы воли, неверие в собственные силы и возможности. Они проявляют апатию к жизни, оказываются в депрессивном состоянии. Были установлены связи с тем, что люди с выученной беспомощностью, обвиняя себя как "неудачника по жизни" сокращали свою жизнь, находясь в постоянно подавленном состоянии.

Мартин Селигман сделал основной вывод из своих исследований о том, что беспомощность у животных, а другие учёные доказали, что это же самое проецируется и у человека, вызывают не сами по себе негативные или неприятные происшествия или события, а опыт их неконтролируемости. Человек становится беспомощным, если начинает привыкать, что от его активных действий ничего не зависит и воздействия, внешних негативных факторов на человека, не прекращаются. Неприятности продолжают происходить и на их возникновение и прекращение никак нельзя повлиять.

Другими словами, когда человек не может объяснить действие случайных факторов и когда он никак не может с ними справиться, он не станет атрибутировать свою невозможность к факторам внешней среды. Ведь она для него всегда непредсказуема, он просто начнёт атрибутировать причины неуспеха самому себе. В результате человек начинает переживать, что это именно он – неудачник. Человеку начинает казаться, что он не умеет действовать в той или иной ситуации, начинает придумывать множество отговорок, которые уменьшают и унижают его возможности и личность. Теперь он отказывается действовать совсем. Как результат отказа он становится апатичным, у него возникает подавленность, а дальше, возможно, депрессивное состояние.

Человек видя, как его знакомый справился с примерными трудностями, и теперь получает позитивные стимулы в виде различных материальных благ, начинает завидовать своему знакомому. Но себя он будет обвинять в неудачах и беспомощности что-либо изменить.

Человек легко сдаётся

-3

Интересный опыт провели в одном университете Америки. Всем студентам раздали карточки с тремя разными словами. Задание заключалось в том, что студенты должны были изменить слова, переставляя буквы так, чтобы получилось новое слово, в русском аналоге допустим, колба - бокал. В общем, таких анаграмм было всего три. После того как раздали всем студентам карточки с заданием и спустя какое-то время, преподаватель задала вопрос о выполнении первой анаграммы. Половина студентов справилась с данным заданием, и подняли руки, вторая половина расстроилась, что они не могут справиться за то же время, что и остальные. Через некоторое время преподаватель спросила вновь, о выполнении второй анаграммы. Опять половина студентов справилась с заданием, другая же половина была угнетена, теперь у них опустились руки на дальнейшее выполнение. Они видят, как их одногруппники успешно справляются с такими же заданиями, а они – неудачники, не могут. Через определённое время преподаватель вновь задаёт вопрос, как успехи с выполнением третьего задания. Половина студентов – неудачников, вновь не справилась с заданием, растерянно и подавленно оглядывая своих успешных одногруппников.

В конце данного эксперимента преподаватель раскрыла секрет, карточки, которые раздали студентам, были не одинаковые. Та половина студентов, которые успешно справлялись со своими заданиями, в первых двух заданиях имели простые анаграммы, в то время как студенты, которые не смогли выполнить первые два задания, имели не решаемые задачи. Однако третья анаграмма была одинакова для всех, но студенты, которые видели, как выполняют задания их одногруппники, опустили руки, и не смогли решить третью анаграмму, считая себя неудачниками. После этого эксперимента у них брали интервью, какие они испытывали чувства и как воспринимали свои «неудачи».  Почти все студенты, завидовали и говорили, что те студенты умнее их, а некоторые, когда они узнали о том, что им достались решаемые задания сказали про них, что те студенты более удачны, чем они. «Я всегда по жизни лузер» - была основная мысль той половины студентов, которые не справились с заданием.

Самое главное то, что это было дело случая. И ни один из студентов не задумался, что он исполнил роль в данном эксперименте и это никак не отображается на нём, как неспособной личности. Каждый из студентов, атрибутировал неудачу с решением задний с собой, что это он имеет недостаточно умственных способностей или менее удачлив, ведь ему могла достаться другая карточка. Ни один из них не произнёс идеи и мысли о том, что это было просто дело случая. И увидев, что другие выполнили первые два задания, надо было продолжать попытки и решать третье задание, а не сдаваться.

Так же происходит и не только в экспериментах, но и постоянно в нашей жизни. Сталкиваясь с проблемой или каким-то заданием, мы пытаемся её решить по своим знакомым методам. А после нескольких неудачных попыток мы бросаем все наши действия, ссылаясь на то, что мы неудачники, замечая, что другие преуспели в той сфере, в которой мы хотели стать лучше. Люди не задумываются, что каждому из нас раздали «разные карточки» и внешние действия, которые могут быть случайными и не подвластны нашим действиям, решаются по другой системе, не через нажатие на «кнопку», а просто перепрыгивая и уходя с места, где человек получает негативные стимулы. И не надо сдаваться и опускать руки и скулить, как собаки из второй группы, а действовать. Вы успешны, а не неудачники. Будьте настойчивы и не сдавайтесь, идите к своей цели, избавляйтесь от внешних негативных факторов, какими бы они не были. Вы справитесь, и не разочаровывайтесь в себе, причина не в вас!

Добра вам и успехов!

Статья была опубликована ранее на моём сайте http://upgrade-life.ru/psihologija/pochemu-chelovek-neudachnik/