Здорово, господа и дамы!
Сегодня у нас судебная драма 1998 года, режиссёра Стивена Зеллиана, "Гражданский иск".
Живёт-поживает адвокат по гражданским делам Ян Шлихтман, и в ус не дует - клиентов хоть отбавляй, клиенты все жирные, его маленькое адвокатское бюро цветёт и пахнет. Однажды его даже приглашают на радио, в программу типа "Скорая юридическая помощь" - он там долго рассказывает, как переживает за своих клиентов, буквально ночи не спит, чувствуя их боль... Но тут в эфир дозванивается какая-то женщина и рассказывает о деле, от которого отказался и Шлихтман, и его коллеги. Неудобно получилось. Оказывается, адвокатов это дело не заинтересовало по той простой причине, что денег на нём не заработаешь, а увязнешь так, что не выберешься. Но всё же Шлихтман едет в тот городок и встречается с инициативной группой граждан, которые обеспокоены ростом онкологических заболеваний в их краях - ведь страдают не только взрослые, но и дети. Он их выслушивает и пытается объяснить, что их претензии к местному химическому заводу не будут удовлетворены никогда, это невозможно, слишком большие дяди владеют этим заводом...
По пути домой Шлихтмана на его великолепном "Порше" за превышение скорости останавливает полиция, и он вдруг бросает взгляд на реку, воду в которой испоганил химический завод. Он спускается к реке, осматривает берега, и вдруг что-то в нём щёлкает. Он понимает, что этим людям, людям у которых погибли дети из-за того, что кто-то заработал много денег - этим несчастным людям надо помочь. Прорубает его.
Маленькое адвокатское бюро ввязывается в драку с двумя огромными корпорациями. Находятся свидетели, вырисовывается линия обвинения. Адвокаты выгребают все свои сбережения, берут огромные кредиты, закладывают свои дома - всё для фронта, всё для победы... Но силы слишком неравны, и корпорации просто откупаются от истцов. Друзья-адвокаты бросают Шлихтмана. Он, потеряв всё, начинает адвокатскую практику заново, с грошовых семейных ссор и угонов автомобилей. Но ему не даёт покоя то проигранное дело, он снова и снова мыслями возвращается к нему.
Чем измеряется жизнь? Что делает её - настоящей, наполненной? Вменяемые деньги, модель смартфона, машина (уж конечно не Логан), загородный дом, две любовницы, путешествия? В связи с фильмом "Гражданский иск" я хотел бы вспомнить шедевральный телесериал "Лучше звоните Солу".
Главная идея его в том, что талантливый, может быть, даже гениальный адвокат - раз за разом портит себе карьеру и жизнь только из-за того, что он человек хороший. Нет, недостатков у него хватает, и претензий к нему - миллион, но как только у него в жизни начинает всё налаживаться, ему... не то, что становится скучно, нет - у него вдруг просыпается совесть, ему сразу же, срочно, нужно помочь кому-то, тому, кому кроме него помочь просто-напросто некому. И эта не самая оригинальная сюжетная линия - вдруг даёт потрясающий эффект, идея о том, что не всё в жизни измеряется деньгами и личным успехом делает из обычного, судебного сериала шедевр, новый сезон которого, например, даже на Каннском фестивале показывают.
Возвращаясь к фильму "Гражданский иск", хотелось бы сказать, что герой его - конечно, немного не от мира сего. В конце картины он выглядит уже натуральным блаженным. Отринувшим всё земное ради высшей цели, которую декларирует его профессия - ради справедливости. И, кстати, он тоже среди наказанных, за своё невнимание, за свою гордыню.
А это цель (справедливость) действительно высшая? Наш великий актёр Евгений Леонов как-то сказал: "Я теперь стал верить в то, что выше закона может быть - любовь, выше права - милость, выше справедливости - прощение".
Как это "выше справедливости может быть прощение"? У меня, к примеру, убили друга, а я должен простить убийцу? Я думаю, что здесь пропущено очень важно слово - "раскаяние". Если человек искренне раскаялся, умылся слезами от того, что сделал - тогда его и простить можно. А без раскаяния - прощения ему быть не может.
И ещё насчёт справедливости вспомнилась такая история. У Лермонтова есть поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Её в школе когда-то проходили. Вкратце суть: у купца Калашникова была очень красивая жена, и приглянулась она молодому опричнику. Опричник подкараулил красавицу, накинулся и давай "целовать-ласкать". Дело было на улице, ничего особенно криминального не произошло, жена отбилась и убежала. Рассказала мужу, и купец вызвал опричника на поединок, в ходе которого убил его. Царь Иван Васильевич узнал все подробности дела, повелел купца казнить, а семье его выделить помощь. И купец с приговором согласился. Смотрите, как путешествует вина (грех) от персонажа к персонажу: опричник возжелал жену купца (грех опричника), за это был убит Калашниковым (грех Калашникова), купца казнил царь (грех царя). Это средневековая матрица справедливости, которая ни у кого не вызывала вопросов. Все виновны, но весь грех в итоге концентрируется на царе, как земном отце народа, представителе власти, данной богом. Каждый понёс своё наказание, и царь тоже понесёт наказание, и это справедливо.
Есть ещё такой анекдот: не просите у бога справедливости, по справедливости он вас больно накажет. Справедливость иногда больно кусается, господа и дамы, и тут точно есть над чем подумать.
В предыдущих сериях из 90-х:
Кое-что о Генри-1991
Билли Батгейт-1991
Звезда шерифа-1996
Непрощённый-1992
Сила личности-1992
Рука, качающая колыбель-1992
Непристойное предложение-1993
На грани-1997
Войны Пентагона-1998
Благодетель-1997
Джеки Браун-1997
Безумный город-1997
Простая история-1999