Новая работа - это возможность начать практически с чистого листа, вдохновение и, вместе с тем, стресс.
Незнакомые лица, обстановка - всё это заставляет даже опытных людей напрягаться, терять покой и сон.
Безусловно, удачное прохождение испытательного срока - это в большей степени вопрос организации процесса адаптации со стороны компании. Но и новый сотрудник должен приложить определённые усилия, чтобы полноценно войти в рабочее русло.
1. Установить контакт с коллегами
Главное - влиться в коллектив. Любая организация, даже самая бюрократизированная - это прежде всего люди с их многочисленными особенностями.
- Представление. Обязательно представьтесь или попросите вашего руководителя/наставника представить вас. Это не должно быть огромное сообщение с перечислением всех регалий и продающих достижений. Важно показать своё дружелюбие и открытость к сотрудничеству. Любой новый коллега воспринимается настороженно, поэтому необходимо с первых дней понять отношение коллектива к себе и улучшать его.
- Понять, кто есть кто. В первую очередь, нужно пообщаться с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, коллегами по отделу и коллегами из смежных отделов. Бухгалтерию, куда вы понесете документы для оформления, и айтишника, который будет настраивать программы, также очень важно сразу расположить к себе, т.к. это люди, которые, как правило, сложно идут на контакт.
- Совместные обеды. Если работа офисная, отличная идея - ходить на обеды с коллегами. Обстановка, с одной стороны, неформальная, с другой стороны, даёт возможность пообщаться за стенами офиса и узнать друг друга лучше. Личный опыт показывает, что самая ценная информация приходит именно во время таких бесед - на сытый желудок и хорошее настроение.
- Сглаживайте углы. Безусловно, отстаивать свои интересы можно и нужно, но сразу вовлекаться в конфликты - недальновидно, даже если их провоцируют коллеги. Коллеги могут бояться конкуренции, особенно если вы молоды, красивы и выделяетесь. Лучше проявите себя с профессиональной точки зрения - это поможет завоевать авторитет и доверие эффективней, чем подковерные игры.
2. Изучить имеющуюся информацию
Люди могут не всё помнить и знать, хоть и являются важнейшим источником информации, поэтому стоит изучить документы, имеющиеся в компании. Прежде всего, касающиеся ваших прямых должностных обязанностей.
- База знаний. Любая средняя компания имеет хотя бы минимальную базу знаний, где собраны ответы на часто задаваемые вопросы, корпоративные правила, стандарты, регламенты и инструкции. Это то, что может стать отправной точкой работы (если, конечно, стандарты соблюдаются), чтобы не изобретать велосипед. Если же таких правил и стандартов нет, вы можете впоследствии проявить инициативу и предложить руководству их создать. Это одна из возможностей получить повышение и стать руководителем.
- Сайт и презентационные материалы. Без понимания продуктов компании и конкурентных преимуществ невозможно приносить пользу, даже если не общаешься с клиентами. Важно осознавать ценность продукта и свою причастность к этому.
- Договоры. Можно сколько угодно, что договоры никто не читает, но они имеют юридическую силу, защищая интересы сторон. Поэтому нужно понимать, что именно компания обязуется предоставить клиенту, что компания ждёт от поставщика и пр.
- Чаты. С одной стороны, чаты - это, как правило, сильно захламленное поле. С другой стороны, кладезь ценной информации. По ним можно выявить активистов компании, критиков, контролеров и прочие роли. Советую не лениться и изучить внутренние ресурсы общения сотрудников.
3. Составить план
Конечно, уважающая себя компания должна иметь адаптационный план для сотрудника, чётко понимать, что от него требуется на каждом этапе и поэтапно ставить задачи.
Однако, на практике лишь небольшой процент компаний имеют выстроенные процессы. В большинстве своём везде царит хаос, и новичкам приходится барахтаться и самым выплывать из него.
Поэтому следует:
- Обсудить с руководством ожидания. Даже на этапе финального собеседования не всегда понятен функционал, поэтому стоит ещё раз поговорить на тему будущих задач - самых важных и второстепенных.
- Понять, чего не хватает. Это могут быть документы, софт и прочие инструменты, необходимые для работы. Об их получении также нужно договориться с руководством.
- Расставить приоритеты. Не нужно сразу хвататься за всё, чтобы произвести впечатление сверхчеловека и покрасоваться перед остальными. Лучше обозначить важнейшие задачи и сосредоточиться на них, делая второстепенные и опциональные по остаточному принципу.
4. Быть готовым к изменениям.
Начало работы - турбулентное время, т.к. работодатель может не до конца понимать будущие задачи и нагрузку, не успевать помогать в адаптации. В целом, мир очень быстро меняется.
Быть гибкими и вырабатывать в себе привычку адаптироваться к любым условиям - универсальный секрет успеха успешного развития карьеры.
Всегда ли вам легко на новом месте? С какими трудностями сталкивались?