В данной статье мы рассмотрим несколько упражнений направленные на изучение фигуры человека с нуля.
Для начала посмотрим на пропорции человека. Выполним построение фигуры с передачей пропорций, на две опорные ноги. Фигуру располагаем в фас, обе руки опущены и немного разведены в стороны. Прорисовываем все линии построения, груди, талии, бедер и т. д.
Далее выполняем построение фигуры с передачей пропорций, на одну опорную ногу. Фигуру располагаем в фас. Прорисовываем все линии построения, груди, талии, бедер и т.д.
Пропорции взрослого человека. Женская фигура.
Алгоритм выполнения рисунка.
1. Провести ось центра тяжести (вертикаль в центре листа).
2. Вертикальная ось симметрии делится на восемь участков. Разделить ось в соответствии с системой пропорционирования фигуры взрослого человека. Модуль пропорционирования – голова, она укладывается в росте 8 раз. Расположить на оси центра тяжести: голову, шею, плечи, линию груди, талии, бедра, бедер, колен, голени и пяток.
3. Плечи расположены на одну треть ниже горизонтальной линии, ограничивающей первый участок (голову) снизу. Ширина плечей равна удвоенной ширине головы.
4. Грудь находится чуть ниже горизонтали второго участка. Расстояние между сосками чуть меньше одного модуля.
5. Локти и талия расположены прямо на нижней линии третьего участка. - Пупок находится чуть ниже конца третьего участка. Талия по ширине составляет примерно один модуль.
6. Лобковая кость находится на нижней линии четвертого участка. Ширина бедер больше ширины талии, равна или чуть меньше ширины плечей.
7. Линия низа пятого участка приходится на середину бедра.
8. Длина рук доходит до середины бедра.
9. Колени расположены над нижней линией шестого участка.
10. Низ седьмого участка приходится примерно на середину голени.
11. Линия низа восьмого, линия пяток, участка соответствует уровню пола.
Изучаем скелет и мышцы
Упражнение направлено на изучение и освоение костной и мышечной системы тела человека графическими средствами.
На формате А4 рисуем скелет человека спереди, после накрывает изображение калькой и нанизываем мышечную систему на скелет. Выделяем основные крупные мышцы. В конечном итоге рисуем человеческую фигуру соответствующую скелету и мышцам.
Ниже приведены изображения скелета и мышечной системы для изучения и зарисовывания.
Также следует проработать скелет человека сзади, накрыть изображение калькой и на ней нарисовать мышечную систему, соответствующую изображению скелета.
Пробуем изобразить фигуры детей в возрасте 0, 2, 7, 14 лет с учетом изменений пропорциональных соотношений частей тела.
Пропорции ребенка (по возрастам)
Пропорции ребенка и подростка сложнее и их труднее уловить: они различны на разных стадиях развития. Голова является той частью человеческого тела, которая растет медленнее всего.
- Младенец: голова составляет четвертую часть его тела; полторы четверти приходятся на грудь и живот, полторы четверти – на ноги. Пуповина приходится на центр фигуры. Ширина головы новорожденного равна ширине бедер.
- 1,5 – 3 года: рост ребенка складывается из 4,5 модулей-голов.
- 4 – 6 лет: тело ребенка развивается так, что шкала роста имеет пять делений. Один модуль – голова, два модуля – длина тела и два модуля – длина ног.
- 7 – 9 лет: за этот период пропорции постепенно достигают соотношения 1 : 5,5.
- 9 – 10 лет: голова – один модуль, тело – два с половиной, ноги – два с половиной.
- 12 – 14 лет: пропорции постепенно достигают соотношения 1 : 6,5.
- 14– 16 лет: хорошо сформированная фигура подростка вписывается в шкалу из семи делений. При этом на ноги приходится от трех до четырех модулей. В соотношении длины ног и корпуса заключается последнее отличие подростка от взрослого.
Всем успехов! В следующей статье мы применим эти навыки в зарисовках настоящих фигур.