Найти тему
Дмитрий Михайлов

Уфимский электротранспорт. Техника. Tatra T3.

Совместный проект с каналом "Уфимский транспорт".
В предыдущей статье речь шла о вагонах 71-608К/КМ.
Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Tatra T3 - один из самых популярных вагонов в мире. Производился в Чехословакии на предприятие ЧКД "Прага" с 1960 (серийно с 1962 г.) по 1999 гг. В зависимости от страны-получателя имеет множество различных модификаций. Также свои индексы имеют и некоторые модернизации.

Представляет из себя четырехосный одиночный вагон с двумя моторными тележками. В зависимости от года выпуска имел две или три входных проёма. Используется ножное управление.

Эксплуатация данных вагонов в Уфе в настоящее время ведётся лишь на одном маршруте - № 8 "Парк Калинина - ул. Интернациональная". Почему только на одном маршруте? Тут дело не в самих вагонах, а в том, что это единственный маршрут у трамвайного депо № 2 (документально - Трамвайное депо им. Зорина, площадка № 2). То есть, данные вагоны используются лишь в северной части города. Хотя, был период, когда данные вагоны использовались во всех трёх депо..

В Уфе эксплуатируется 3 различных модификации:

Фото собственного авторства.
Фото собственного авторства.

Tatra T3D - модификация вагонов для городов Германии. На данный момент Уфа является единственным российским городом, где эксплуатируются вагоны данной модификации.

Данные вагоны переданы из города Хемниц (Саксония). Поступали в период с 2000 по 2007 гг. Всего было передано 50 вагонов 1970-1978 г.в. Сейчас данная модификация является основой подвижного состава депо.

Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Основные черты:

Кузов:

  • Сцепка для работы в системе многих единиц (в Уфе данные вагоны не работали по СМЕ).
  • Узкий передний маршрутник (характерен для вагонов данных годов выпуска)
  • Расположение светотехники (по прибытию в Уфу задняя светотехника распологалась под стеклом).
  • Расположение решётки мотор-вентилятора (она расположена под 4м окном).
  • Ранее у данных вагонов были закрыты тележки фальшбортами.

Салон:

  • Накопитель на задней площадке.
  • Шкаф электрооборудования у второй двери.
  • Расположение второго сидения против хода у шкафа.
  • Тип сидений (среди фанатов получило прозвище "унитаз").

Сейчас данные вагоны возглавляют рейтинг самых старых линейных вагонов Уфы.

Фото: Андрей Раздорских
Фото: Андрей Раздорских

Tatra T3SU - самая массовая модификация вагонов Т3 в Уфе. SU - модификация для городов СССР. В городе эксплуатировались вагоны, как в двухдверном варианте, так и в трехдверном.

Фото: Артём Коновалов.
Фото: Артём Коновалов.

В настоящее время в эксплуатации находится лишь вагоны с тремя дверями. Двухдверные вагоны были выведены из эксплуатации в ноябре 2009 года (последним списанным линейным вагоном стал 2119 - списан приказом № 558 от 03.11.2009)

Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Окончательно эпоха "двухдверок" закончилась приказом № 446 от 08.07.2016, когда списали буксир с бортовым номером 552.

Сейчас в Уфе лишь "трехдверки". Года выпуска варьируются от 1982 до 1987 гг.

Данные вагоны работали во всех депо, в т.ч. и в депо им. С.И. Зорина. В последнем они работали недолго - с 1984 по 1988 гг.

Кроме того, многие вагоны работали в системе многих единиц. Также именно с вагонами данной модификации испытывались в СМЕ в трехвагонном исполнении, но испытания не увенчались успехом.

Фото: Ааре Оландер
Фото: Ааре Оландер

Отдельно стоит отметить токоприёмники. На вагонах данной модификации использовались все виды трамвайных токоприемников, что использовались в Уфе - бугель (характерен для вагонов РВЗ) стандартный токоприемник для Татры, так именуемый токоприемник для вагонов КТМ. Также на одной СМЕ использовался полупантограф.

Фото собственного авторства
Фото собственного авторства

Отличные особенности:

Кузов:

  • Прямоугольный маршрутник (характерен для более вагонов 1970-1980 г. в.) В настоящее время у большинства закрашен.
  • Отсутствует сцепка для работы в СМЕ (точнее, она срезана).
  • Наличие розетки под кабели для работы по СМЕ, прикрытой крышкой.
  • Наличие лестницы (зачастую у третьей двери).
  • Решётка мотор-вентилятора смещена ближе к задней части и меньше в размере.
  • Светотехника перенесена с борта за заднее стекло (данная мода пошла с приходом немецких вагонов, но сейчас пошёл процесс выноса светотехники обратно на заднюю маску).

Салон:

  • Демонтирован один ряд сидений у второй двери (установлено места кондуктора)
  • На задней площадке установлен дополнительный ряд сидений (то есть, в данных вагонах нет накопительных площадок).
  • В зависимости от года выпуска установлены сидения, напоминающие диваны или металлические сидения с прямой спинкой.
  • На весь салон одно сидение против хода - расположено у первой двери.
  • Последний ряд у третьей двери оснащён лишь одним сидением, но в некоторых вагонах установлено дополнительное сидение.

Постепенно, данные вагоны выводятся из эксплуатации.

Фото: Артур Янбухтин
Фото: Артур Янбухтин

Tatra T3R.P - фактически, это модернизированная версия вагона T3SU. Здесь установлено электрооборудование "ТВ-Прогресс". Модернизация проводилась силами депо в 2005 году. Всего модернизацию прошло 7 вагонов, но в настоящее время живых осталось 6 (один из вагонов, а именно № 2169, сгорел 6 сентября 2014 года).

Фото собственного авторства.
Фото собственного авторства.

Из особенностей бросается характерный звук при движении.

По кузову никаких изменений по сравнению с T3SU нет. В салоне виден шкаф электрооборудования, а также наличие накопителя напротив второй двери (демонтировано два сидения).

Вагоны Tatra T3 - легендарные вагоны, но они не вечные. Парк уфимского трамвая давно требует обновления, но с этим большие проблемы.

В следующей статье речь пойдёт о ВТК-24.
Ждём Вас на наших каналах "Дмитрий Михайлов", "Уфимский транспорт", "Матвей Скворцов" и группа ВКонтакте "Уфимский электротранспорт".

#tatra #трамвай #чешский трамвай #общественный транспорт #уфимский электротранспорт #уфимский транспорт #транспорт #маршрут #депо #подвижной состав