Истории о случайно найденных «капсулах времени» вызывают неподдельный интерес. Откуда взялись эти двадцати-тридцатилетние машины без пробега, да ещё и в заводском состоянии? Почему не заржавели и не сгнили, как им сулило время? Во многом потому, что постарались их владельцы: сохранили, спрятали или просто удачно забыли. Вот несколько примеров того, как хранение машины превращается в историю чудесного спасения.
Оставленные на стоянке
В странах с сухим и тёплым климатом всё чуточку лучше: фрукты, люди и, конечно, брошенные машины. В самом деле, историй о тачках, забытых на парковках, просто навалом. Например, в Дубае в одном из паркингов нашлись сразу десять новеньких Ford Excursion в заводской плёнке. Пробег каждого из внедорожников 2005 года выпуска ничтожен.Другой пример — из Италии, где из-за поломки грузового лифта заложницей туринского паркинга оказалась раритетная Alfa Romeo Giulietta SZ 1962 года. Купе работы Zagato оказалось брошенным на 35 лет и вернулось в строй лишь в 2019 году. К сожалению, после смерти владельца, зато в хорошем техническом состоянии и c пробегом в 94 тысячи километров. Словом, обычные парковки хорошо подходят для длительного хранения.
Не выехавшие из дилерского центра
Ещё более странными кажутся истории о машинах, оставленных прямо в автосалонах. Отличный пример — заброшенный шоурум Subaru на острове Мальта, где обнаружились несколько знаковых моделей 80-х и 90-х, включая седаны Impreza и редкое купе XT, а также несколько олдтаймеров других марок. Из-за банкротства дилера машины оказались не проданы и дожидаются лучших времён в добротном состоянии.Точно так же в салоне Nissan в японской Цукубе «застыли» купе Nissan Skyline серий R33 и R34, а во дворе дилера Lada во французском Маконе — экспортные «девятки» и «десятки» 90-х годов. Листайте галерею.
Помещённые в пузырь
Преимущества необычного способа консервации отлично демонстрирует 23-летняя BMW 740i, которую выставили на аукцион с подписью «Neuwagen» — «новый автомобиль». «Семёрка» 1997 года выпуска с пробегом в 255 (!) километров годами хранилась в специальной воздушной капсуле, которая защищала от пыли и обеспечивала циркуляцию воздуха. Как итог — седан кажется пришельцем из девяностых: каждый элемент, от металла до обивки, выглядит так, будто установлен сегодня. Со слов продавца, в мире не осталось подобных «семёрок» тех лет выпуска в подобном состоянии. Сами же капсулы при этом не уникальны — такие можно заказать через сервис Amazon и использовать для хранения своей машины. Попробуете?
Сохранённые в гаражах
В данном случае речь — про особые условия содержания раритета: температуру, влажность и свет. Обычно гаражи с подобным оснащением готовят задолго до приобретения или консервации какой-нибудь уникальной машины. Отличный пример — хранилище американского актёра, комика и петролхэда Джерри Сайнфелда на 47 машин с цифровым контролем микроклимата, в котором аукционные Porsche могут пребывать без ущерба для себя десятилетиями.Добротный пример, за которым не нужно ходить в Америку, — ВАЗ-2103 с пробегом 138 км, продававшийся на Авто.ру за 3,5 миллиона рублей. Со слов владельца, почти 40 лет пребывания в гараже с поддержанием оптимальной температуры в 18 градусов позволили седану сохраниться в идеальном состоянии.Пример похуже — чумазый Porsche 911 Carrera RSR из Германии. Но и здесь климатические условия частного гаража остановили время: редкий спорткар 1993 года почти не ездил по дорогам, не гонял по треку и лишь накопил пыли на кузовных панелях, не растеряв потенциала и аукционной ценности. В 2017 году спорткупе покинуло площадку аукциона RM Sotheby’s за 2 016 000 долларов.
Поставленные в гостинной
Мало гаража — храните машину ближе к кровати или к любимому дивану. Как, например, это делают владельцы Ferrari 512 BBi, LaFerrari, а также целого набора классических Lamborghini. В данном случае «въехавший» в дом спорткар выступает ещё и как заметный элемент дизайна. А уж если примеры домашнего хранения от Хольгера Шуберта и Рэндала Халила кажутся недостаточно смелыми, можно обратить внимание на подход владельца BMW M1, буквально повесившего купленную машину на стену.
Хранящиеся на балконе
Если сложно представить ситуацию, в которой машина может храниться на балконе хрущёвки, поможет история ВАЗ-2106 из Тбилиси. Резо Энкукидзе купил свою «шестёрку» в 1991 году и почти сразу лишился колёс. Чтобы сберечь всё остальное, владелец поднял машину краном на четвёртый этаж и разместил на балконе, где в течение 25 лет мыл и чистил кузов. «Шестёрка» спустилась на землю лишь после смерти Резо — всё так же без колёс, зато в отличном состоянии и с застывшим на ничтожной отметке пробегом. Владельцам прочных балконов — на заметку.
Закопанные в землю
Пожалуй, самой яркой попыткой создания «подземной» капсулы времени была история «Мисс Бельведер» из американского городка Талса, на 50-летие которого жители решили увековечить в подземном хранилище новенький Plymouth Belvedere. К сожалению, попытка оказалась провальной — спустя полвека заточения машину достали, но вместо идеального олдтаймера зевакам предстал разрушенный грунтовыми водами остов. Первозданными остались лишь альбомы, флажки, пластинки и канистра бензина, хранившиеся в герметичном сосуде. Самое интересное, что в 1997 году в той же Талсе, но уже в честь 100-летия решили повторить эксперимент и закопать в землю другой «Плимут» — спортивный родстер Prowler. Ошибки учли, подземный «бункер» изолировали, а саму машину запаяли в алюминиевом коробе. К сожалению, результаты этого эксперимента будут известны лишь в 2048 году — как раз к 150-летию Талсы.В отличие от длительного эксперимента с «Мисс Бельведер», три года подземного хранения не уничтожили раритетный Ferrari Dino GTS из Лос-Анджелеса. Да и подготовкой ту историю не назвать — машину наспех укрыли плёнкой, заткнули все отверстия, после чего захоронили. Причиной спешки была инсценировка кражи с целью получения страховой выплаты. Забавно, что изначально Ferrari планировалось утопить, но в какой-то момент идея закопать, переждать и продать оказалась более «выигрышной». Проведя три года под землёй, купе отправилось на ремонт и аукцион. Сегодня о «подземном» прошлом машины не говорит почти ничего.