Найти в Дзене
Закрытая книга

Как работает эффект «подавления недоверия»?

Оглавление
Этот эффект можно встретить в литературе, искусстве, кино... А также рекламе, сетевом маркетинге, «жёлтой» журналистике и много где ещё.
Особенность работы нашего мозга, которую можно использовать во благо или во вред.
«Здесь и сейчас» я предлагаю разобраться: что это за эффект, как он работает и как сознательно «отключить» его, если он вреден.
Небольшой лайфхак: простейший способ «сохранить» статью, если у вас остановка на метро — сделать репост в любой соцсети на свою страницу. Так вы её точно не «потеряете» на пути до дома.
То же самое работает и если вы хотите с кем-то поделиться: так быстрее!
Вот вы можете поверить в то, что такой вот вид есть где-то в реальности? И я нет.
А глаза верят, в том-то и «фишка».
Вот вы можете поверить в то, что такой вот вид есть где-то в реальности? И я нет. А глаза верят, в том-то и «фишка».

Что это вообще за зверь такой и откуда он взялся?

Пожалуй, проще всего это будет объяснить, зайдя с того, зачем он был нужен изначально. Если упрощать — это механизм, который позволял одному пещерному человеку выслушать историю другого о том, как он завалил мамонта и не послать в процессе, заявив «да что ты, чёрт-побери, такое несёшь?!».
Вместо этого эффект «подавления недоверия» позволял дослушать ту историю так, как будто это самая что ни на есть реальность, сколь бы тупо и приукрашенно она ни звучала, а уже
затем её обдумать.

Фактически — это полуосознанное отключение критического мышления в момент, когда «ненаучность» описываемого переходит некую грань.
От «промывки мозгов» в какой-нибудь секте, также сопровождаемой отключением этого самого критического мышления «эффект подавления недоверия» отличается тем, что в данном случае мозг не будет воспринимать никакую информацию, полученную таким образом всерьёз, пока её хоть как-то не обдумает.

По итогу «подавление недоверия» — это то состояние, когда ты ещё понимаешь, что что-то здесь явно и сильно не так, но уже согласен отложить вопросы «на потом», до конца истории (а самые главные, но при этом не применимые лично к тебе как к человеку, типа «Товарищ, но как они перемещаются быстрее скорости света» — и вовсе смело улетают куда-то в район «никогда» при наличии даже самого поверхностного объяснения... До тех пор, пока объяснение не начинает противоречить само себе).

Как оно работает...

Это была прекрасная история о... Чём?
Это была прекрасная история о... Чём?

Для того, чтобы «подавление недоверия» заработало нам нужны три кита: обыденность, целостность и «обоснуй».

  • Обыденность — это наличие в повествовании «житейских» элементов, близких реципиенту. Это могут быть диалоги на разговорном языке, детали обстановки, одежда, поведение, черты времени... Что угодно, что есть «здесь и сейчас».
    Обыденность закладывается «с запасом», так как со временем имеет тенденцию к сходу на нет по мере накопления культурных различий, особенно если речь идёт о фантастике. Именно огромный «запас» обыденности во многом послужил тому, что того же Жюля Верна знают до сих пор, в отличие от.
  • Целостность — отсутствие взаимных противоречий в повествовании и временная связность «начало—>середина—>конец». Когда в повествовании одни утверждения прямо противоречат другим, а вместо временной линии имеет место быть «хронокаша» с «на 30 секунд ранее» и далее по списку — это бьёт по эффекту кувалдой.
    Отсутствие взаимных противоречий, к слову, важнее.
  • Обоснуй — основная причина и следствие эффекта одновременно. Обоснуй отличается от обоснования тем, что он неправдоподобен/не объясняет ничего/слишком тупой/etc (нужное подчеркнуть, недостающее вписать).
    Если корабль бороздит просторы Вселенной потому что гладиолус — это одно, а если он бороздит те же просторы, но в корме стоит «
    генератор свёртки пространства системы Петрова-Боширова», а в рубке капитан с «нафигатором» прокладывают маршрут — совсем другое дело. Обоснуй нужен именно для этого.

Ключевое, что надо знать — это пограничный режим работы сознания. То есть потребитель контента подсознательно непрерывно ищет разрывы и дыры в сюжете, противоречия, логические ошибки и далее по списку, ежесекундно пытаясь из него выйти и найти повод перестать потреблять контент, так как мозг по природе своей стремится к ничегонеделанию.

Если «ляпов» было по минимуму, то всё будет хорошо, но вот если нет...

И как оно НЕ работает

И вот, хэппи-энд... Что? Не верите? Как это «а что там за штукатуркой»? Какое ещё «Кто лакуны замазывал»? Как это стабильность у нас отклеилась?!
И вот, хэппи-энд... Что? Не верите? Как это «а что там за штукатуркой»? Какое ещё «Кто лакуны замазывал»? Как это стабильность у нас отклеилась?!

А теперь прикинем самые частые случаи, из-за которых «подавление недоверия» может рассыпаться в одночасье.

  1. Внутреннее противоречие.
    На странице 525 прошлого тома было указано, что наш суперзвездолёт может делать до 10 прыжков без дозаправки. Или об этом мельком сказал хвастающийся техник в начале фильма, суть одна. Главное — теперь, здесь и сейчас, корабль делает одиннадцатый прыжок и...

    Всё. «обоснуя» этому нет, все идет как по плану, возможно даже что и автор про это банально забыл, вот только вот режим «подавления недоверия» он на то и пограничный, что подсознание повесило на тот «обоснуй» крючочек и решило, что раз история противоречит сама себе — ценности в ней нет вовсе.

    Это, например, случилось с новыми «звёздными войнами» от Disney. Или с теми же «позорами» Лукьяненко, когда писать стало не о чем. Это же может случиться и при совсем уж неумелом/повторном «
    откачивании» героя из сюжетной комы.
  2. Противоречие с реальностью.
    Чаще всего случается в рекламе, «попаданческом» худлите или пропаганд...истских псевдодокументалках от «звезды-и-иже-с-ними».

    Происходит когда человеку демонстрируют нечто, с чем он уже в реальности сталкивался, ведущим себя ирреально.
    Например — в рекламе нового «супергеля для мытья посуды» продукция от конкурента не моет посуду вовсе и/или ей приходится тереть весь день, хотя у тебя на кухне как раз такое вот чудо-средство из «fix price» работает хорошо.
    P.S. Показали бы разницу в те же «на 25% быстрее» и реальную эффективность конкурента — эффект бы раскрылся в полной мере, и клиентура побежала бы купить «
    хотя бы для сравнить, а там посмотрим». Это именно то, за счет чего мои рекламные статьи реально привлекали клиентов.
  3. Паршивый «обоснуй».
    Придумать «нетакуюкакувсех» магию много ума не надо. Гораздо сложнее сделать так, чтобы в обоснуй местной магии/технологий будущего/альтистории поверил читатель.
    Именно поэтому мы столь редко видим
    фундаментальные перемены в жанре, сопровождающиеся отколом поджанра типа появления «Постулата Метельского» в фэнтези (с другой стороны — именно такие удачные попытки и могут быть наиболее коммерчески успешными, так что совсем уж без новых идей мы не останемся).
  4. Вопиющая безграмотность автора...
    А также «спецдефекты»/«экшн-понос» в кино и сериалах: всё это порождает громкое «
    НЕ ВЕРЮ!». Именно это зачастую добивает попытки всяких «молодых, подающих милостыню надежды» в написание хорошей книги, и именно из-за этого у наших режиссёров раз за разом вместо «трёхсот спартанцев» получается «Викинг».

Как с этим бороться?

И даже эти тупейшие «разводы» «работают» на эффекте подавления недоверия, разве что на людях, у которых его планка совсем уж низка.
Авторство скриншота @viscoserull
И даже эти тупейшие «разводы» «работают» на эффекте подавления недоверия, разве что на людях, у которых его планка совсем уж низка. Авторство скриншота @viscoserull

Казалось бы, зачем? Полезный во всех отношениях феномен... Но если вы читали Юдковского и научились рациональному мышлению, то должны знать, что ничего абсолютно полезного в этом мире нет, а любые «багофичи» мозга они на то и «багофичи», что могут быть легко и непринуждённо применены к вам во вред.

Это делают «рекламщики», подчас создавая целые мини-истории для лучшего усвоения информации и активации эффекта, этот эффект «в наглую» используют политики, строя вам радужные картины стабильности/прекрасной страны будущего с активным ростом всего, блогеры вырывают куски вашего времени словесной водой, предварительно активировав этот самый эффект интересной завязкой...

Что самое печальное — тут всё как и с другими когнитивными искажениями: опознать их не так просто. Тем не менее в случае с подавлением недоверия всё проще: помните, что я говорил?
Пограничный режим работы сознания. Выработайте в себе привычку критично относиться абсолютно ко всему, что вам говорят, некоторую долю разумной паранойи. Это тяжело, но возможно, и после наработки такого рефлекса даже небольшие «разрывы в канве» будут выкидывать вас в унылую реальность.

Из побочных эффектов — резкое поднятие планки качества в литературе и кино, так как по факту вы заставляете ваш мозг ещё внимательнее следить за отсутствием вещей из прошлого пункта. Для кого-то это хорошо, для кого-то это плохо, но плюсы перевешивают однозначно:
Вы заметите, что ваш пылесос и так неплохо пылесосит и его рановато менять, «чмo в телевизоре» обещает вам одно и то же десятый год подряд, а блогер за последние пятнадцать минут так ничего и не сказал.

По итогу

А по итогу я всё сказал выше. Могу разве что предложить посмотреть мультик, где наглядно демонстрируется важность «подавления недоверия» и то, насколько глубоко оно укоренилось в нашей культуре.
Да, на примере той самой «охоты на мамонта» в самом начале, у меня ничего просто так не пишется.

***

Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи

—>Стоит почитать: Сергей Лукьяненко, «Искатели неба»
—>
Как недобросовестные авторы «разводят» вас на покупку заведомо плохих книг
—>
4 факта, которые могут изменить мнение о Мире Полудня Стругацких. Коммунизм, увы, не наступил даже там.