В конце сложного 2020 года завод в Тольятти переходит на массовый выпуск первого отечественного электромобиля Zetta. Сейчас на предприятии проходит опытно-промышленная сборка. Изначально транспорт задумывался как машина для людей с ограниченными возможностями, но затем проект трансформировался в нечто большее. Со слов разработчиков, Zetta на 99% будет состоять из российских комплектующих, и только батареи планируется заказывать в Китае. В базовом варианте с передним приводом электромобиль сможет проехать без подзарядки до 180 километров. «Средняя» версия рассчитана на 500 километров пробега. Люксовая модификация электрокара будет оснащена полным приводом, а ее запас хода также составит 500 км. Стоить такая модель будет 950 тысяч рублей. Базовый вариант обойдется в 2 раза дешевле. За первый год планируется выпустить 15 тысяч электромобилей, при этом, половина партии уйдет на экспорт.
По данным аналитического агентства «Автостат», в России на 1 января 2020 года насчитывалось 52,9 миллиона автомобилей. Поэтому, 5-10 тысяч электрокаров на отечественных дорогах навряд ли совершат революционный переворот по «переходу власти» от двигателей внутреннего сгорания к электромоторам. Однако, Европу уже накрыла электротранспортная волна, которая рано или поздно докатится и до России. В обозримом будущем наступят времена, когда не нужно будет контролировать расход топлива, так как никто из водителей не станет «сливать» ампер/часы. Тем более, если большинство авто перейдет на беспилотный режим управления. Что же станет с такой высокотехнологичной отраслью, как спутниковый мониторинг транспорта?
Контроль топлива уже сейчас не является ключевым элементом мониторинга. Сегодня системы фиксируют факты воровства (слива) или недолива топлива, но постепенно этот тренд уйдет и в ближайшие 10 лет эта проблема исчезнет. А вот отрасль спутникового мониторинга транспорта будет расти невероятными темпами. По моим оценкам, она вырастет в 10 раз в ближайшие 10-15 лет. Почему? Да потому, что с электромобиля нужно брать налог, по сути - за содержание дорожной сети. В стоимость электричества это заложить невозможно, так как стоимость электроэнергии для бытового потребителя возрастет в среднем в 1,5 раза или даже выше. Поэтому, каждый электромобиль будет оснащен специальной коробочкой, типа как у системы ПЛАТОН, которая будет считать километраж и выставлять счет за проезд по дорогам. Соответственно, будет расти производство таких устройств и тех сервисов, которые будут поддерживать услугу.
Если речь идет о налогообложении, то это, очевидно, будет монополия государства, тот же ПЛАТОН. Но в частных случаях, которых будет очень много, придется использовать коммерческие решения. Телематика транспорта будет именно полноценным мониторингом. Не просто координаты, а полный набор данных телеметрии. Страховые компании на основе этих параметров будут еще и страховку рассчитывать. На основе этих данных будут выписываться различные накладные, электронные путевые листы, будет проверяться допуск в те или иные зоны. И даже будут выписываться штрафы.
Бурному росту распространения электротранспорта препятствуют две основных проблемы: медленная зарядка и небольшой запас хода. Что касается зарядки, уже есть прекрасные решения от торговых центров, когда на подземной парковке владельцы оборудуют зарядные терминалы. Вы бродите по торговому комплексу, что-то покупаете и вам предоставляется скидка на электричество или оно вообще будет бесплатным. А вот на трассах непонятно – что делать? Не стоять же в ожидании несколько часов. Возможно это решится с помощью зарядок мощностью 110-200 кВт. Они заряжают машину за 15 минут до 80% заряда. Но как эту мощность подвести в «поля»? Наверно, это будут инвестиции в инфраструктуру со стороны государства, иначе эти затраты никогда не окупятся. Что касается запаса хода, то еще в 2018 году небольшими партиями начали производиться твердотельные литиевые батареи, которые при тех же размерах, что и обычные, дают запас хода в 1 200 километров. Это уже двукратно превышает стандартный пробег на полном баке бензина типичного легкового автомобиля.