Найти тему

В России готовятся к продажам первого отечественного электромобиля. Эксперты телематики прогнозируют.

Как замена двигателя внутреннего сгорания на электромотор может повлиять на отрасль спутникового мониторинга транспорта.
Как замена двигателя внутреннего сгорания на электромотор может повлиять на отрасль спутникового мониторинга транспорта.

В конце сложного 2020 года завод в Тольятти переходит на массовый выпуск первого отечественного электромобиля Zetta. Сейчас на предприятии проходит опытно-промышленная сборка. Изначально транспорт задумывался как машина для людей с ограниченными возможностями, но затем проект трансформировался в нечто большее. Со слов разработчиков, Zetta на 99% будет состоять из российских комплектующих, и только батареи планируется заказывать в Китае. В базовом варианте с передним приводом электромобиль сможет проехать без подзарядки до 180 километров. «Средняя» версия рассчитана на 500 километров пробега. Люксовая модификация электрокара будет оснащена полным приводом, а ее запас хода также составит 500 км. Стоить такая модель будет 950 тысяч рублей. Базовый вариант обойдется в 2 раза дешевле. За первый год планируется выпустить 15 тысяч электромобилей, при этом, половина партии уйдет на экспорт.

По данным аналитического агентства «Автостат», в России на 1 января 2020 года насчитывалось 52,9 миллиона автомобилей. Поэтому, 5-10 тысяч электрокаров на отечественных дорогах навряд ли совершат революционный переворот по «переходу власти» от двигателей внутреннего сгорания к электромоторам. Однако, Европу уже накрыла электротранспортная волна, которая рано или поздно докатится и до России. В обозримом будущем наступят времена, когда не нужно будет контролировать расход топлива, так как никто из водителей не станет «сливать» ампер/часы. Тем более, если большинство авто перейдет на беспилотный режим управления. Что же станет с такой высокотехнологичной отраслью, как спутниковый мониторинг транспорта?

Контроль топлива уже сейчас не является ключевым элементом мониторинга. Сегодня системы фиксируют факты воровства (слива) или недолива топлива, но постепенно этот тренд уйдет и в ближайшие 10 лет эта проблема исчезнет. А вот отрасль спутникового мониторинга транспорта будет расти невероятными темпами. По моим оценкам, она вырастет в 10 раз в ближайшие 10-15 лет. Почему? Да потому, что с электромобиля нужно брать налог, по сути - за содержание дорожной сети. В стоимость электричества это заложить невозможно, так как стоимость электроэнергии для бытового потребителя возрастет в среднем в 1,5 раза или даже выше. Поэтому, каждый электромобиль будет оснащен специальной коробочкой, типа как у системы ПЛАТОН, которая будет считать километраж и выставлять счет за проезд по дорогам. Соответственно, будет расти производство таких устройств и тех сервисов, которые будут поддерживать услугу.

Если речь идет о налогообложении, то это, очевидно, будет монополия государства, тот же ПЛАТОН. Но в частных случаях, которых будет очень много, придется использовать коммерческие решения. Телематика транспорта будет именно полноценным мониторингом. Не просто координаты, а полный набор данных телеметрии. Страховые компании на основе этих параметров будут еще и страховку рассчитывать. На основе этих данных будут выписываться различные накладные, электронные путевые листы, будет проверяться допуск в те или иные зоны. И даже будут выписываться штрафы.

Бурному росту распространения электротранспорта препятствуют две основных проблемы: медленная зарядка и небольшой запас хода. Что касается зарядки, уже есть прекрасные решения от торговых центров, когда на подземной парковке владельцы оборудуют зарядные терминалы. Вы бродите по торговому комплексу, что-то покупаете и вам предоставляется скидка на электричество или оно вообще будет бесплатным. А вот на трассах непонятно – что делать? Не стоять же в ожидании несколько часов. Возможно это решится с помощью зарядок мощностью 110-200 кВт. Они заряжают машину за 15 минут до 80% заряда. Но как эту мощность подвести в «поля»? Наверно, это будут инвестиции в инфраструктуру со стороны государства, иначе эти затраты никогда не окупятся. Что касается запаса хода, то еще в 2018 году небольшими партиями начали производиться твердотельные литиевые батареи, которые при тех же размерах, что и обычные, дают запас хода в 1 200 километров. Это уже двукратно превышает стандартный пробег на полном баке бензина типичного легкового автомобиля.

Авто
268,3 тыс интересуются