Ритуальное унижение это манипулятивный приём, который практиковался во многих тоталитарных государствах и сектах. Но не только. И кто-то скажет: "Да когда это было". Не спешите.
Суть приёма в том, чтобы заставлять людей терпеть дурное обращение. При этом идёт посыл, что вы получаете по заслугам и справедливого отношения не заслуживаете. Через некоторое время объект (чаще группа) начинает это терпеть, а некоторые принимают и начинают винить себя. В любом случае в результате происходит подавление объекта и подчинение его воле манипулятора.
Всё это не ушло в историю с падением тоталитарных государств, а работает и сегодня. Различные закрытые группы, студенческие братства, корпорации, армия, тюрьма, секты, религиозные учреждения и другие практикуют подобное. Человека, принимая в эти группы, подвергают унижению. Помимо подавления и подчинения воли это привязывает объект к группе за счёт того, что человек пытается рационализировать происходящее и ищет смысл. В итоге находит для себя какое-то объяснение зачем он через это прошёл. И все эти касты, должности, звания, субординация и посвящения обретают смысл, значимость и силу.
Но наиболее любопытно на сегодняшний день, я бы сказал, всё это применяется в маркетинге особенно на территории России/СНГ (благо инерция тоталитарного прошлого ещё не исчерпана).
Например, сначала человека приучили покупать странные автомобили с сомнительными характеристиками и экстерьером холодильника.
Потом он платит больше 1 000 000 рублей за "бюджетные" авто очень сомнительного качества и красоты. И даже если когда-то сам он отзывался негативно о конкретный модели, то после её приобретения рационализирует своё действие, выискивая плюсы.
Или как люди привыкли потреблять дрянную еду.
Например: колбасные изделия из мяса механической обвалки. В ход идёт всё: кожа, кости, куры целиком с перьями, костями, лапами и гребнями. И если для собак и кошек это вполне допустимо, то человеку это точно не на пользу.
То что человек готов платить за откровенно низкопробные товары тоже является следствием ритуального унижения потребителей. Ведь никакого разумного объяснения такому поведению нет.