Моя история будет интересна владельцам малого бизнеса и тем, кто собирается им стать. Я не собираюсь никого учить и давать советы, у каждого из нас свой путь, я просто расскажу как это сделала я и разберу открыто свои ошибки.
Речь пойдет о моем первом бизнесе, который я открыла в 2005 году, на тот момент я, можно сказать, была вчерашней студенткой, с момента получения диплома прошло всего четыре года. С первого курса университета я работала журналистом в печатных изданиях и на ТВ. Жила я тогда в Новосибирске (сейчас живу в Москве и возглавляю кинокомпанию «Северное сияние» - это мой второй бизнес).
В середине 2000-х случился глянцевый бум, мой на тот момент генеральный директор Андрей Каменский на совещании издательского дома вскользь сказал, что неплохо было бы открыть глянцевый журнал, это при том, что его издательство выпускало четыре газеты: «Доска объявлений», «От и до», «Окна» и «Новосибирские новости», где я работала корреспондентом. Мне очень понравилась его идея, всю ночь я писала концепцию нового глянцевого журнала и составляла бизнес-план. Конечно, сейчас бы я не назвала это концепцией и бизнес-планом:)) На утро стояла с кипой бумаг и маленькой надеждой, что генеральный сказал серьезно об открытии журнала, а не ляпнул просто так. На мое удивление Андрею Владимировичу понравилась моя концепция, он назначил меня главным редактором журнала, при этом оклад оставил как у журналиста. Мне было страшно и одновременно очень интересно. Я полностью погрузилась в работу, сидела ночами с дизайнером-верстальщиком, сама писала тексты и собирала рекламу, договаривалась с типографией. Формат журнала был небольшой А5. Как-то я приезжаю в типографию за тиражом, смотрю на обрезанные листы с моего журнала и спрашиваю, а чего ж так много бумаги остается, давайте увеличим формат в притык. Директор типографии начал высчитывать, потом говорит – это будет не стандартный Б5, так никто не делает. На что я ответила: «А мы будем делать!» Потом этот формат за мной повторят другие издания. Не буду описывать реакцию коллег на мое повышение, скажу только, что через год генеральный забежал в мой кабинет, сказал, что он закрывает журнал, а меня и весь коллектив увольняет. До сих пор не могу понять, что на него нашло. Единственное предположение: перед этим я поругалась с его любовницей, работающей в бухгалтерии. Она сильно накосячила с документами, за что я ее отчитала немножко в грубой форме. Может, были еще какие-то причины. Если кто-то из моих бывших коллег прочитает этот текст или сам Андрей Каменский, расскажите, что случилось. Мне очень интересно.
Я никогда не мечтала стать бизнес-леди, я творческая личность, хороший организатор, у меня не было ни опыта, ни желания открывать свой бизнес. А еще я очень ответственный и честный человек. У нас была акция для рекламодателей: покупаешь макет на полосу в один номер, во второй идешь бесплатно. Когда я сказала Каменскому, что надо выпустить еще номер, чтобы выполнить условия договора с клиентами, он послал меня по известному русскому направлению.
Коллектив пошел со мной. Помню, как мы шли к лифту с пакетами личных вещей и пачками журналов под смешки и издевки уже бывших коллег. Всех сотрудников я отпустила домой, а одну девочку Лесю Животягину пригласила к себе в гости. Мне нужно было рассуждать вслух, а для этого нужен слушатель.
Леся пришла недавно в журнал, бывшая учительница истории, даже не знаю, чем она мне тогда понравилась, но я с ней возилась как с ребенком. Отучила ее говорить учительским тоном с рекламодателями, объясняла как вести переговоры, что не нужно давить на клиентов, надо им дать возможность самим принять решение. Задача менеджера ярко презентовать проект, чтобы люди сами захотели разместить рекламу в нашем журнале. Мы пили Лесей чай у меня дома, когда позвонил Сергей Беседин, он был главным редактором газеты «От и до», сказал, что у него есть деловое предложение. Сергей мне не нравился, какой-то он скользкий, даже внешне на Мальчиша-Плохиша похож: пухлый, неаккуратный, с хитрыми, маленькими глазками. Каким-то образом он убедил меня, что сама я не смогу вести бизнес, предложил войти в компанию своих знакомых, которые были совершенно другого профиля. Я согласилась. Мы выпустили первый номер журнала «ПИР» и даже с небольшой прибылью. Каменский поторопился меня выгнать, он не знал, что я вела переговоры с московским РА, которые купили три обложки. Я им просто выставила счет на новые реквизиты.
Я совершенно не понимала зачем мне нужен учредитель, если я сама договорилась с типографией, нашла дизайнеров, все тексты тоже написала сама, вместе с Лесей мы собрали рекламу в номер (остальные сотрудники быстро сдулись), а еще учредители взяли арендную плату за офис! Дело было летом – мертвый сезон для рекламы, со вторым номером было финансово сложно. Когда меня не было в офисе, Беседин пришел и забрал у Леси наличку от рекламодателей. Я даже не стала ее ругать, она и так сильно переживала. Потом он позвонил мне и сказал, что его друзья-учредители решили не выпускать дальше журнал. Поговорив с директором, выяснила, что это было решение Сергея. Звоню ему и требую вернуть деньги клиентов, он не имеет к ним никакого отношения, это мы с Лесей нашли рекламодателей, он вообще не имеет никакого отношения к журналу, он меня обманул, обворовал и подставил. Что это за учредители, если я сама платила даже за аренду офиса! На что он ответил: «Ты, девочка с Севера, с тобой так и надо поступать. Ты ничего не докажешь». У меня перехватило дыхание, как я могла поверить этому мошеннику, он же мне никогда не нравился, да я же толком его и не знала, просто здоровались в коридорах редакции! Я написала заявление в ОБЭП. Привет Ленинскому ОБЭПу г. Новосибирска. Ребята, наверное, до сих пор ржут как ныл Беседин у них в отделении и как звонила его мама и говорила: «Он хороший мальчик (детине было хорошо за тридцать), он в детстве даже тараканчика не мог тапочкой хлопнуть». Особенно их весила его любовь к тараканам:)
Беседин напугался, вызвал меня на переговоры. Вместе с ним были еще какие-то дядьки, один его знакомый работал в мэрии, кажется, Михаилом зовут. Они давили на меня, чтобы я забрала заявление, аргументом было, что не отдадут мне название журнала. О, как же я была наивна! Журнал «ПИР» был уже в Москве и Питере, это просто название и мне все равно пришлось платить за регистрацию СМИ, теперь уже на нового учредителя – себя. Я открыла ИП Ефремова. Так за один месяц у журнала сменилось три учредителя и началась история моего издательского бизнеса длиною в восемь лет. Кстати, через год я оформила ООО.
Вернемся к событиям лета 2005 года, я забрала заявление из ОБЭПа, Беседин так и не вернул, сворованные у меня деньги. Я заплатила за открытие ИП, регистрацию СМИ. У меня осталось несколько тысяч рублей и совершенно нечем было платить за съемную квартиру. Мы с Лесей нашли офис, я договорилась, что отдам три с половиной тысячи за последние дни месяца, т.к. мы въезжали в двадцатых числах, а потом буду платить первого числа за предыдущий месяц. Набрала еще менеджеров и вдохновила людей верой в великое будущее журнала «ПИР».
Уж не знаю, действовали ли бывшие коллеги самостоятельно или по указу Каменского, только они обзвонили моих рекламодателей и наговорили кучу гадостей про меня. С нами начали расторгать договора. Кроме того, модельное агентство Elite Stars, девушек которого мы ставили на обложки еще, когда я была гл.редактором у Каменского, тоже отказались со мной сотрудничать. И это при том, что они меня хорошо знали, я училась в их модельной школе, они предлагали мне ехать в Китай работать моделью, но я отказалась, т.к. привыкла зарабатывать умом и талантом, а не внешностью. По их просьбе я участвовала в конкурсе красоты и даже стала Первой вице-мисс, хотя мне это было совершенно неинтересно.
Помню, как я сидела на подоконнике в офисе, поджав ноги и смотрела на прохожих, они не знали как мне плохо, я совсем запуталась, абсолютно не знала, что делать. Мы договорились по бартеру на наружную рекламу с РА «Фараон», нам нужна была девушка, из которой мы бы создали образ Клеопатры. В 2005 году еще не было соцсетей, где можно было бы сделать клич.
Раньше у меня была привычка, когда нервничаю, брызгать себе холодной водой в лицо. Стою в офисном туалете, хлещу воду в лицо и вдруг смотрю на себя в зеркало, выбегаю и кричу: «Я нашла Клеопатру!» Сотрудники смотрят на меня в недоумении: «Где нашла? В туалете?» и тут до них дошло, что я сама могу выступить моделью для рекламного макета.
Мы еще не успели развести второй номер журнала, как Новосибирск заговорил обо мне. Мои же бывшие коллеги теперь обзванивали клиентов и если раньше они говорили: «Да кто она такая? Кому вы даете деньги?. Один номер выпустила, а потом закроется» теперь кричали: «Как вы не знаете Марию Ефремову? Да она же еще на телевидении работала? Представляете поставила себя на обложку журнала! А слово редактора вы видели? Ее фото на всю полосу! Такое никто не делает!» Через пять лет ко мне придет устраиваться менеджером выпускница рекламного факультета и расскажет, что в университете их учили как грамотно проводить PR-кампании, приводя в пример журнал «ПИР», в котором главный редактор поставила себя на обложку и моментально сделала новый журнал популярным. Они разбирали и описывали в рефератах как PR-отдел журнала "ПИР" разрабатывал эту идею. Эх, знали бы они, что это решение я приняла от отчаянья в офисном туалете:) И не было у меня никогда никакого PR-отдела. Весь коллектив: я (директор, гл.редактор, журналист), дизайнер-верстальщик и три девочки - менеджеры по продажам рекламы.
В общем, если со вторым номером мы ушли в минус, то в третий собрали денег в четыре раза больше. Популярность – великая сила!
А это номер "ПИРа" уже 2013 г. и я снова поставила себя на обложку. Это был последний номер «ПИРа» под моим руководством, я продала издательский бизнес, выплатила ипотеку за квартиру и уехала в Москву снимать кино, открыла кинокомпанию «Северное сияние». Такое название у кинокомпании, потому что я же "девочка с Севера", родилась в Норильске, и видела это чудо природы своими глазами. И название журнала "ПИР" тоже со смыслом. В переводе с греческого "пир" означает огонь, наш слоган был "Мы зажигаем сердца!"
Текст получился и так слишком длинным, поэтому читайте продолжение, где я рассказываю как первая в Новосибирске стала проводить авторские проекты-шоу, которые показывали по федеральным телеканалам, как стала банкротом, но выкрутилась, как от меня разбежался коллектив, отвернулись все близкие, как стала выпускать программу «Журналист говорит» и как после одного выпуска мне угрожали, как решила уйти в кино, продала бизнес и уехала в Москву.
Я не могу научить вести бизнес, но я могу на своем примере показать, что не стоит никогда сдаваться. Мой девиз в жизни: «Нет выхода - найду вход!» Читайте всю историю:
Посмотрите мою авторскую программу "Журналист говорит" 2012 г., тема "Мифы о бизнесе". Очень многое узнаете и поймете о малом бизнесе! О создании программы я рассказываю в пятой части своей истории.
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, читайте продолжение истории. Буду рада, если у вас есть предложения по сотрудничеству.
Читайте также про историю создания моего второго бизнеса - кинокомпании:
С любовью к читателям и зрителям Мария Ефремова