Найти тему

Как я открыла бизнес без денег, связей и опыта. Часть четвертая

Это уже четвертая часть создания моего первого бизнеса. Начало читайте здесь.

Я открыла свой первый бизнес без денег, связей и опыта. Все, что у меня было – это море идей в голове, юношеский задор и вера в себя. Меня кидали, предавали и подставляли как и всех начинающих бизнесменов. Неслучайно бизнес называют детищем, он как ребенок сначала зарождается в нас внутри в виде идеи, потом появляется на свет, учится ходить, спотыкается, падает, набивает шишки, но благодаря этому опыту растет, становится сильным и самостоятельным. Первый год для бизнеса самый трудный. Согласно статистике, в первые три года закрывается 70% компаний.

Я продержалась, пусть и с долгом, но перешла на второй год. Я обзвонила всех, кому должна и сообщила примерные даты оплаты. К директору типографии «Тираж-С» приехала на встречу лично. Предложила продолжить сотрудничество на таких условиях: за печать текущего номера буду рассчитываться сразу, а долг за предыдущие закрывать постепенно. Николай Анатольевич Калугин спросил какие я могу дать гарантии, владею ли какими-то капиталами в виде квартиры, машины. Машины у меня не было, квартира в ипотеку, я сказала: «Все, что могу дать – это честное слово Марии Ефремовой». Николай Анатольевич ответил: «Это очень много!» и пожал мне руку.

Я безмерно благодарна ему за доверие и поддержку в тот трудный для меня период. Знаю, вы хотите сказать, что он в моем лице сохранил платежеспособного клиента, который еще честно выплатил долг, а не как многие начинающие бизнесмены, обанкротившись, уходили в закат. Только понимаете в чем дело: он поверил в меня, а это очень много значит.

Забегу немножко вперед и еще расскажу о Николае Анатольевиче. В каждом номере журнала я публиковала свои рассказы, сейчас наша кинокомпания «Северное сияние» (мой второй бизнес) снимает по ним фильмы. В нашем первом фильме «Моя главная роль в жизни» по моему рассказу «Ямочки на щечках» (премьера состоялась в 2013 г.) Николай Калугин сыграл роль папы моей героини. У нас там много бизнесменов снялось. Мы, владельцы малого бизнеса, еще те артисты: как бы не было сложно надо держать улыбку и вести деловые переговоры. Жизнь – это не кино, второго дубля не будет.

Фото со съемок фильма "Моя главная роль в жизни" (2013) Киношная семья. Николай Калугин (папа), Лариса Одинцова (мама), Алексей Карелин (поклонник), я (Лиза), Анна Евстигнеева (сестра) и ее киношный муж Максим Землянкин.
Фото со съемок фильма "Моя главная роль в жизни" (2013) Киношная семья. Николай Калугин (папа), Лариса Одинцова (мама), Алексей Карелин (поклонник), я (Лиза), Анна Евстигнеева (сестра) и ее киношный муж Максим Землянкин.

Вернемся в 2007 год. Я оценила ситуацию на рынке глянца: только за год в Новосибирске открылось больше ста новых изданий, плюс федеральные начали открывать в регионах свои отделения. У меня была слишком большая конкуренция, привлечь клиентов просто макетом в журнал сложно, нужно дать то, что могу сделать только я. Успех моих первых шоу помог мне принять решение. Я больше не продавала рекламные макеты, я искала партнеров (спонсоров) на свои проекты, а реклама в журнале входила в общее предложение о сотрудничестве. Компании получали презентацию на самом шоу, когда сидели в жюри и вручали подарки участникам, упоминание в отчетном репортаже, а также макет в журнале «ПИР». Каждые два месяца я начала организовывать новые проекты-шоу, моя голова просто генерировала идеями. «Только для мужчин», «Шоу будущих мам», "ПИРомания", «Русские гонки», «Блондинки за рулем», «Ножки с обложки», «Шоу Снегурочек», продолжаю «Кураж невест» и др.

Конкурс "Стань звездой" Я в центре в белой блузке с галстуком.
Конкурс "Стань звездой" Я в центре в белой блузке с галстуком.

Обо мне узнает дирекция конкурса «Миссис Россия», мне отдают лицензию на проведение конкурса «Миссис Новосибирск». В моих шоу участие для конкурсантов было бесплатным, но Надежда Замолодская, на тот момент правая рука Аллы Маркиной, директора конкурсов «Миссис Москва» и «Миссис Россия» объясняет, что с участниц тоже надо брать деньги – организационный сбор. С ними работает хореограф и постановщик дефиле (кстати, дефиле ставила я. Вы же помните из первой части, что я училась в модельной школе), они получают профессиональную фотосессию в студии, фоторепортажи в СМИ, подарки от спонсоров, а самое главное – праздник для души и отвлечение от домашних забот. «Миссис» - это конкурс для женщин с детьми. Победительница ехала в Москву представлять свой город на российском конкурсе, а если побеждала, то представляла нашу страну уже на «Миссис Мира». Цена была очень маленькая за участие, одна студийная фотосессия стоила дороже, но многие женщины просили рассрочку, а после финала исчезали, не заплатив. Потом я приняла правило, что на финальное шоу выходят только после полной оплаты. В 2007 году впервые в Новосибирске состоялся международный конкурс «Миссис Новосибирск». Проект шел несколько месяцев, помимо репетиций дефиле и хореографии, я устраивала участницам интересные этапы: творческие уроки, например, флористов; командная игра на машинах «Русские гонки», когда получают шифровку, разгадывают место и едут туда, чтобы получить новое задание. Были также патриотичные и социальные этапы. Первые годы конкурсы вели известные радиоведущие, но они столько раз косячили, путали фамилии участниц и членов жюри, у многих из них не поставлена речь в плане интонаций. Сначала я думала, что не смогу еще и быть ведущий, у меня слишком много организационной работы за сценой, но если хочешь сделать хорошо, сделай сам. К тому же мне не надо было учить сценарий, который я написала сама. Это первое дефиле на конкурсе «Миссис Новосибирск-2012» (с ранних конкурсов видео не сохранилось), я не только директор конкурса, постановщик-дефиле, но и ведущая.

В марте 2008 года обо мне снова заговорили журналисты. Я разослала всем, в том числе и федеральным СМИ пресс-релиз о своем новом шоу «Ножки с обложки», текст был такой: «Пока вся страна выбирает нового президента России, хотя он заранее известен. Новосибирск выбирает самые красивые женские ножки и еще не известно, кто победит». Это был фурор! 2 марта 2008 года избирательные участки пустовали, зато возле клуба «Эгоист» собралась толпа. Впервые охрана клуба видела такой наплыв публики в воскресенье, люди платили, чтобы хотя бы постоять, т.к. все столы и места у стойки бара были уже заняты. Не буду описывать весь сценарий, оцените первый выход участниц: выключается свет, прожектора на сцену, по которой в коротких черных плащах с капюшонами, закрывающими лица, идут девушки на высоких каблуках – видно только ноги. Вот такое фото было на афише конкурса «Ножки с обложки».

Фото Олега Орфенова
Фото Олега Орфенова

Ни за что не догадаетесь чьи это ноги:) Я устроила фотосессию девушек из модельных агентств. Девчонки все были красивыми и длинноногими, но вот как-то на фото их ноги получались бесформенными палочками, что выглядело не очень красиво. Нам уже надо афишу в печать сдавать, а у нас фото для макета нет. Тут мой сотрудник Денис говорит: «Мария Владимировна, а давайте Ваши ноги на афишу поставим». Я аж поперхнулась: «Это ж надо было такое директору предложить?!!» А фотограф Олег Орфенов его поддержал, предложил попробовать, все равно в студии находимся, мол щелкнем пару раз, не понравится - ну и ладно. Только мои ноги на фото понравились всем, я сама видела, что это лучший вариант для макета. Взяв со всех слово, что даже под пытками, они не расскажут чьи ноги на макете конкурса «Ножки с обложки» запустила афишу в печать. Перед самым началом шоу ко мне подошла моя постоянная клиентка Юлия Лаврентьева, владелица студии загара SUNRISE: «Мария, а я как увидела афишу «Ножки с обложки», сразу поняла, что это твои ноги»:)

Но это все пустяки, самым интересным и очень поднимающим самооценку были слова директора ночного клуба «Эгоист», которые он сказал Артуру, своему арт-директору: «За что я плачу тебе деньги? Мария Ефремова своим шоу сделала мне месячную выручку за несколько часов. Такой аншлаг в воскресенье впервые, на улице очередь, чтобы к нам попасть!» Затем он подошел ко мне вручил меню: «Мария, все, что хочешь заказывай по кухне и бару, только дорогие коньяки не трогай. Хотя, нет, бери все, что хочешь». У моих сотрудников глазки загорелись, но я их быстро приструнила: «Каждому по кружке пива, орешки и чипсы. Ведите себя скромно». Моя душа ликовала, потому что за пару лет до этого, я общалась с этим Артуром. Надменный мальчик был тогда арт-директором другого ночного клуба, он мне с пафосом заявил, что в Новосибирске никто не проводит авторских шоу и у меня ничего не получится. Мой ответ был: «Время покажет. Вы обо мне еще услышите!»

Приехав домой после конкурса «Ножки с обложки», я открыла шампанское – напиток победителей и выпила до дна. Мой триумф разделил со мной кот Фастик. Только он знал всю мою историю, только он меня поддерживал морально. Родственники, как и мужчины, всегда обесценивали мои достижения, а в трудные минуты добивали или отворачивались от меня, но я не буду о них писать. Посмотрите мой фильм «Новая жизнь» (2020), сцена, где моя героиня Аня встречается с родителями, вызывает слезы у всех. Так вот, мои отношения с родными гораздо хуже. Процитирую героиню Аню Новикову из фильма «Новая жизнь»: «Близкие люди – это не те, с кем ДНК совпадает, а кто тебя искренне любит!»

Наступил экономический кризис 2008 года, а я наконец-то закрыла долги, заработанные в первые годы. Купила себе норковую шубу, у меня были деньги на машину, но понимая, что в кризис с клиентами будет туго, вложила деньги в бизнес.

После каждого шоу меня заваливали резюме, все хотели работать в необычной, творческой компании «ПИР». Я, наверное, единственный руководитель, который во время собеседования отговаривал кандидатов идти ко мне работать. Просто люди видели лишь шоу, а то, что за всем этим стоит огромный организационный труд, поиск спонсоров и участников, договоренности с местом проведения, а также с властями, потому что нельзя просто так устроить массовое мероприятие на центральных улицах города, они не знали. Была постоянная текучка кадров. Все шло по привычному сценарию: человек приходил в предвкушении вечного праздника, а тут оказывается работать надо. После первых же отказов клиентов, сдувался и быстро сливался. Если вы меня попросите перечислить всех сотрудников «ПИРа» за восемь лет, то я не смогу назвать даже всех имен, а уж фамилии точно не вспомню.

В 2009 году мне показалось, что наконец-то, я сформировала костяк коллектива. Оля Тимкина и Олеся Данилова стали основой команды. Мы вместе горели единым делом, у нас были свои традиции: перед каждым шоу, мы брались за руки и кричали: «ПИР – лучше всех! ПИР ждет успех! Урааа!». Мы называли себя ПИРунчиками. У каждого была своя личная жизнь, но мы всегда созванивались даже внерабочее время. Они были у меня дома в гостях, я помогала устроить творческий день рождения Олиному мужу у нее дома. В то время я думала, что создала компанию своей мечты, когда люди бегут на работу с радостью, готовы задерживаться до ночи и проводить все выходные. Как-то мы отмечали в редакции наш очередной проект и Оля, мать двоих детей (мы с Олесей были свободными от семейных уз) сказала, что она, наверное, очень плохая мать, но работать в «ПИРе», проводить время с нами ей интересней, чем с детьми и мужем.

В какой момент у них началась звездная болезнь, в какой момент эти девочки, которых я всему научила, подняла самооценку, сделала популярными в городе, решили быть не со мной вместе, а на МОЕМ месте, трудно сказать. Звоночков было много, но я не хотела их замечать, пока не ударил колокол. У нас намечался переезд и в это же время мы готовились к финалу одного из нашего шоу. Было очень тяжело, да еще и Олеся сообщила, что попала в больницу с язвой, упала там в обморок, выбив передние зубы. Я очень сильно за нее переживала, договорилась с одной из наших клиенток, владелицей стоматологической клиники, что Олесе поставят коронки по себестоимости и в рассрочку. Дала ей немного своих личных денег, т.к. клиника находилась недалеко от меня, привезла к себе домой, варила куриный бульон – у нее же язва, поддерживала морально и веселила. В общем, много чего я сделала. Только зря. У Олеси была подружка Даша, иногда она заходила к нам в офис и даже приняла участие в одном из мероприятий. Вот это Даша мне и рассказала, что нет у Олеси никакой язвы, а зубы она выбила, катаясь на лыжах в Шерегеше. В то время как мы с Олей обустраивали новый офис, при этом активно готовясь к шоу, Олеся просто кинула всех и уехала отдыхать.

Я поговорила с Олесей откровенно, она даже не стала отпираться. Мне казалось, я не переживу такого разочарования, Оля тоже была в шоке. На самом деле Оля была в курсе. У них у обеих началась звездная болезнь: глупые девочки решили, что я без них не справлюсь и, наверное, сделаю соочредителями. Всем своим сотрудникам я всегда говорила: «ПИР» был до вас, «ПИР» был при вас, «ПИР» будет после вас». Тогда, в 2010 году, я еще не знала, что через три года продам бизнес и «ПИР» будет и после меня.

Олесю я уволила. Было лето, мы ушли в отпуск на три недели. Оля не вышла в назначенный день, на телефонные звонки не отвечала. Я знала, что она уехала в Минск, откуда родом, сначала думала что-то случилось, писала смс-ки и сообщения в соцсетях. Когда она вышла на связь, то спокойно заявила, что решила еще какое-то время отдохнуть, то, что нужно срочно сдавать номер в печать и она меня подставляет, ее не волновало. Я предложила ей не торопиться, потому что на ее место взяла другого дизайнера-верстальщика. Не знаю, почему ее это так разозлило, она сама приняла решение уйти, но дальше она стала писать мне и клиентам «ПИРа» гадкие письма, объединилась с мужчиной, которому я отказала во внимании. Она откровенно говорила, что хочет меня «задавить, чтобы я закрыла бизнес». Такое ощущение, что ее попутал бес. Знаю, что в тот год она вернулась в Новосибирск, но потом они с семьей переехали в Минск, где она решила поиграть в Марию Ефремову, пытаясь воплотить мой авторский проект для бизнес-леди «Женское дело». Когда я чистила ее компьютер, чтобы подготовить место для нового сотрудника, нечаянно удалила нужный файл, зашла восстановить и увидела папку с сценариями моих проектов, которую она создала перед тем, как уйти в отпуск, т.е. она все спланировала заранее. Очень подло и глупо! Да даже если она решила в Беларуси создать компанию по типу «ПИРа» лучше же было со мной договориться, я бы помогла ей организовывать шоу в Минске, да даже может там журнал бы стали выпускать. Ну почему люди не хотят нормально сотрудничать?!!!

В январе 2011 года в «ПИР» устроилась работать Нина Володина. Она пришла в тот момент, когда я полностью разочаровалась в людях. У меня больше не было моральных сил вдохновлять, в зажигалке моего сердце кончился огонек, я была опустошена, выстроила границы с людьми.

Я и Нина Володина. Это мы уже в Москве . Лето 2016 г. Снимаем фильм "Я любить тебя буду, можно?", в котором герои разговаривают стихами Эдуарда Асадова
Я и Нина Володина. Это мы уже в Москве . Лето 2016 г. Снимаем фильм "Я любить тебя буду, можно?", в котором герои разговаривают стихами Эдуарда Асадова

Как Нина смогла вернуть мне веру в людей, как мы с ней начали выпускать программу «Журналист говорит», почему журналисты и байкеры устроили мне травлю, как мы с Ниной ушли в мир кино, уехали в Москву, где я открыла кинокомпанию «Северное сияние», а Нина стала кинопродюсером читайте в продолжении.

Мария Ефремова

Как я открыла бизнес без денег, связей и опыта. Часть первая

Как я открыла бизнес без денег, связей и опыта. Часть вторая

Как я открыла бизнес без денег, связей и опыта. Часть третья

Как я открыла бизнес без денег, связей и опыта. Часть пятая