Найти тему
Легенды авиации

Легенды авиации. Bell P-39 Аэрокобра

Оглавление

Всем добрый вечер!

Создавая этот канал, я решил в нем писать про авиацию, созданную в нашей стране, в разное время называвшейся по-разному: Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация. Но, читая историю Великой Отечественной, я нашел самолет, на котором летали легенды: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев и другие. И раз самолетом управляли такие люди, значит, он занимает почетное место рядом с Ил-2, Як-3, По-2, ЛаГГ-3, Ла-5 и подобными. И пусть он родом из США, различия между ними не важны - шла война. И тогда не важно было, откуда он родом. Этот самолет -

Bell P-39 Airacobra (Белл П-39 Аэрокобра)

Американский истребитель отличался особенностью своей конструкции - двигатель был позади пилота и связан с винтом длинным валом)

Механики запускают P-39Q-1-BE «Saga Boy II», принадлежащую командиру 357 истребительной группы, авиабаза Гамильтон, Калифорния, июль 1943.
Механики запускают P-39Q-1-BE «Saga Boy II», принадлежащую командиру 357 истребительной группы, авиабаза Гамильтон, Калифорния, июль 1943.

Такто-технические характеристики Bell P-39 Airacobra

Bell P-39D Airacobra
Bell P-39D Airacobra
Экипаж: 1 человек
Длина: 9,16 м
Размах крыла: 10,36 м
Высота: 3,78 м
Площадь крыла: 19,86 м²
Масса пустого: 2642 кг
Взлетная масса: 3556 кг
Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Allison V-1710-35
Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с. (1 × 846 кВт)

Летные характеристики:

Максимальная скорость у земли: 493 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 585 на 4200 м
Крейсерская скорость: 528 км/ч
Посадочная скорость: 145 км/ч
Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
Продолжительность полёта: 3,65 ч
Практический потолок: 9600 м
Длина разбега: 300 м
Длина пробега: 350 м

Вооружение:

1 × 37-мм пушка M4 с 30 патронами или
1 × 20-мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2)
2 × 12,7-мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
4 × 7,62-мм пулемётов по 1000 патронов каждый в крыле
Бомбы: 1 × до 272 кг
Подвесные топливные баки: 1 × 283 л или 566 л под фюзеляжем
Чертежи внутренней компановки
Чертежи внутренней компановки

История создания

Аэрокобра является первой серийной машиной фирмы «Белл Эйркрафт Корпорэйшн» (Буффало, Нью-Йорк,США). В разработке принимали участие: Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойер.

История создания машины восходит к 1935 году, когда Вудс побывал на организованной «American Armament» демонстрации новой 37-мм автоматической авиационной пушки Oldsmobile T9, позднее принятой на вооружение как M4. Вудса заинтересовала идея: а что, если эту пушку установить на истребитель?

Пушка М4
Пушка М4

В 1936 году ВВС США был организован конкурс на разработку предварительных проектов истребителей для последующего их рассмотрения. В основу проекта «модель 3» легло сочетание мотоустановки с удлинённым валом и 37-мм пушки. Была выбрана схема моноплана, присущая всем истребителям нового поколения, однако двигатель Аллисон V-1710 расположили у задней кромки крыла,

Двигатель компании «Аллисон» в музее ВВС в Москве
Двигатель компании «Аллисон» в музее ВВС в Москве

18 мая 1937 проект «модель 4» был направлен для ознакомления штабу Авиационного корпуса США. Обсуждение проекта длилось более четырёх месяцев, и в итоге 7 октября фирмой-разработчиком был получен контракт на строительство прототипа под обозначением «XP-39».

29 декабря 1938 в разобранном виде по железной дороге машина прибыла в испытательный центр (Райт-Филд, Огайо). Переделки и доводки машины продолжались до 8 февраля 1939 года, когда удалось запустить двигатель самолёта. Но после первой же рулёжки (1 марта 1939 года) из-за недостатков системы охлаждения двигатель пришлось демонтировать.

Сборку опытного образца закончили на заводе «Буффало» в марте 1939 года, с опозданием на девять месяцев, при этом вооружение на ХР-39 отсутствовало вместе с частью военного оборудования.

Огонь из всего оружия
Огонь из всего оружия

Первый полёт состоялся 6 апреля 1939 (пилот Джеймс Тейлор), без оружия и брони самолёт достиг скорости 628 км/ч с полётным весом в 2,5 т (по другим данным 603 км/ч при 2768 кг). Ещё до окончания лётных испытаний 27 апреля 1939 Армия США и «Белл» заключили контракт на постройку первой серии из 13 единиц под обозначение YP-39.

Самолёт был всесторонне испытан в Национальном консультативном комитете по аэронавтике (NACA). При этом, желанием военных было использовать «Аэрокобру» с её мощным вооружением на малых и средних высотах как фронтовой истребитель, что вынуждало конструкторов значительно изменить облик самолёта. Новый проект «модель 12» получил мотор V-1710-39 с максимальной мощностью 1090 л. с., оптимизированный для средних высот.

25 ноября ХР-39В, который стал тяжелее ХР-39 почти на 100 кг, приступил к лётным испытаниям. Переделки конструкции привели к тому, что максимальная скорость самолёта уменьшилась до 624 км/ч, ухудшилась скороподъёмность (6100 м за 5 минут против 7,5 у ХР-39), однако изменения практически не повлияли на поведение самолёта на малых высотах.

Возвращаемся в СССР

В СССР машина поступила... из-за невостребованности. На западе почти все бои происходили на больших высотах, где "Аэрокобра" уступала остальным самолетам. Поэтому же Запад был немного удивлен тем фактом, что Советский Союз стал целенаправленно требовать дальнейших поставок.

Bell P-39Q Airacobra, Павел Иосифович Чепинога 508-й истребительный авиационный полк, осень 1944
Bell P-39Q Airacobra, Павел Иосифович Чепинога 508-й истребительный авиационный полк, осень 1944

Всего СССР по ленд-лизу получил около 5000 машин (примерно половина от всех призведенных машин).

Первый свой бой на территории Союза самолет начал 16 мая 1942 года в составе 19-ого гвардейского ИАП. В бою приняло участие 16 машин, а местом действия стало Заполярье. Советские летчики прозвали машину внезапно женским именем: "Белла", "Беллочка".

Самолет А. Покрышкина (думаю, уже модель)
Самолет А. Покрышкина (думаю, уже модель)

Отзывы советских летчиков о самолете Р-39 "Аэрокобра":

«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолёты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемёта и четыре пулемёта нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Моё настроение не испортилось и после предупреждения лётчиков об опасной особенности самолёта срываться в штопор из-за задней центровки. В этом недостатке пришлось убедиться воочию на следующий день.
Перед отлётом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолёт неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю.
Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолёта, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских лётчиков. Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней.
А. И. Покрышкин, трижды герой Советского Союза

Высший пилотаж на «кобре» требовал от лётчика точной координации. Малейшая небрежность на глубоком вираже, боевом развороте или в верхней точке петли — и самолёт срывался в штопор, а зачастую входил и в плоский штопор. Это было одним из главных его недостатков.
Г. Г. Голубев

А на это ноте все! Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями статьями, ведь еще много материала для разговора! До встречи!