Всем добрый вечер!
Создавая этот канал, я решил в нем писать про авиацию, созданную в нашей стране, в разное время называвшейся по-разному: Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация. Но, читая историю Великой Отечественной, я нашел самолет, на котором летали легенды: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев и другие. И раз самолетом управляли такие люди, значит, он занимает почетное место рядом с Ил-2, Як-3, По-2, ЛаГГ-3, Ла-5 и подобными. И пусть он родом из США, различия между ними не важны - шла война. И тогда не важно было, откуда он родом. Этот самолет -
Bell P-39 Airacobra (Белл П-39 Аэрокобра)
Американский истребитель отличался особенностью своей конструкции - двигатель был позади пилота и связан с винтом длинным валом)
Такто-технические характеристики Bell P-39 Airacobra
Экипаж: 1 человек
Длина: 9,16 м
Размах крыла: 10,36 м
Высота: 3,78 м
Площадь крыла: 19,86 м²
Масса пустого: 2642 кг
Взлетная масса: 3556 кг
Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Allison V-1710-35
Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с. (1 × 846 кВт)
Летные характеристики:
Максимальная скорость у земли: 493 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 585 на 4200 м
Крейсерская скорость: 528 км/ч
Посадочная скорость: 145 км/ч
Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
Продолжительность полёта: 3,65 ч
Практический потолок: 9600 м
Длина разбега: 300 м
Длина пробега: 350 м
Вооружение:
1 × 37-мм пушка M4 с 30 патронами или
1 × 20-мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2)
2 × 12,7-мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
4 × 7,62-мм пулемётов по 1000 патронов каждый в крыле
Бомбы: 1 × до 272 кг
Подвесные топливные баки: 1 × 283 л или 566 л под фюзеляжем
История создания
Аэрокобра является первой серийной машиной фирмы «Белл Эйркрафт Корпорэйшн» (Буффало, Нью-Йорк,США). В разработке принимали участие: Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойер.
История создания машины восходит к 1935 году, когда Вудс побывал на организованной «American Armament» демонстрации новой 37-мм автоматической авиационной пушки Oldsmobile T9, позднее принятой на вооружение как M4. Вудса заинтересовала идея: а что, если эту пушку установить на истребитель?
В 1936 году ВВС США был организован конкурс на разработку предварительных проектов истребителей для последующего их рассмотрения. В основу проекта «модель 3» легло сочетание мотоустановки с удлинённым валом и 37-мм пушки. Была выбрана схема моноплана, присущая всем истребителям нового поколения, однако двигатель Аллисон V-1710 расположили у задней кромки крыла,
18 мая 1937 проект «модель 4» был направлен для ознакомления штабу Авиационного корпуса США. Обсуждение проекта длилось более четырёх месяцев, и в итоге 7 октября фирмой-разработчиком был получен контракт на строительство прототипа под обозначением «XP-39».
29 декабря 1938 в разобранном виде по железной дороге машина прибыла в испытательный центр (Райт-Филд, Огайо). Переделки и доводки машины продолжались до 8 февраля 1939 года, когда удалось запустить двигатель самолёта. Но после первой же рулёжки (1 марта 1939 года) из-за недостатков системы охлаждения двигатель пришлось демонтировать.
Сборку опытного образца закончили на заводе «Буффало» в марте 1939 года, с опозданием на девять месяцев, при этом вооружение на ХР-39 отсутствовало вместе с частью военного оборудования.
Первый полёт состоялся 6 апреля 1939 (пилот Джеймс Тейлор), без оружия и брони самолёт достиг скорости 628 км/ч с полётным весом в 2,5 т (по другим данным 603 км/ч при 2768 кг). Ещё до окончания лётных испытаний 27 апреля 1939 Армия США и «Белл» заключили контракт на постройку первой серии из 13 единиц под обозначение YP-39.
Самолёт был всесторонне испытан в Национальном консультативном комитете по аэронавтике (NACA). При этом, желанием военных было использовать «Аэрокобру» с её мощным вооружением на малых и средних высотах как фронтовой истребитель, что вынуждало конструкторов значительно изменить облик самолёта. Новый проект «модель 12» получил мотор V-1710-39 с максимальной мощностью 1090 л. с., оптимизированный для средних высот.
25 ноября ХР-39В, который стал тяжелее ХР-39 почти на 100 кг, приступил к лётным испытаниям. Переделки конструкции привели к тому, что максимальная скорость самолёта уменьшилась до 624 км/ч, ухудшилась скороподъёмность (6100 м за 5 минут против 7,5 у ХР-39), однако изменения практически не повлияли на поведение самолёта на малых высотах.
Возвращаемся в СССР
В СССР машина поступила... из-за невостребованности. На западе почти все бои происходили на больших высотах, где "Аэрокобра" уступала остальным самолетам. Поэтому же Запад был немного удивлен тем фактом, что Советский Союз стал целенаправленно требовать дальнейших поставок.
Всего СССР по ленд-лизу получил около 5000 машин (примерно половина от всех призведенных машин).
Первый свой бой на территории Союза самолет начал 16 мая 1942 года в составе 19-ого гвардейского ИАП. В бою приняло участие 16 машин, а местом действия стало Заполярье. Советские летчики прозвали машину внезапно женским именем: "Белла", "Беллочка".
Отзывы советских летчиков о самолете Р-39 "Аэрокобра":
«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолёты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемёта и четыре пулемёта нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Моё настроение не испортилось и после предупреждения лётчиков об опасной особенности самолёта срываться в штопор из-за задней центровки. В этом недостатке пришлось убедиться воочию на следующий день.
Перед отлётом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолёт неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю.
Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолёта, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских лётчиков. Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней.
А. И. Покрышкин, трижды герой Советского Союза
Высший пилотаж на «кобре» требовал от лётчика точной координации. Малейшая небрежность на глубоком вираже, боевом развороте или в верхней точке петли — и самолёт срывался в штопор, а зачастую входил и в плоский штопор. Это было одним из главных его недостатков.
Г. Г. Голубев