Рисую портреты с натуры. Первый, второй, третий... десятый. Постепенно правый глаз на каждом новом изображаемом лице начинает "съезжать" вверх. Проверяю несколько раз, исправляю, а искажение почти не исчезает.
Аналогичную ситуацию замечала и у других художников. В чём проблема? А проблема - ведущий глаз мастера.
В нашем организме каждый элемент работает по-своему, хотя и может иметь "двойника". Полушария мозга в разной степени оказывают влияние на все части тела. Подобно левой и правой руке один глаз способен доминировать над другим. Это явление зависит не только от качества зрения, но и от процессов, происходящих в голове.
Часто один глаз видит хуже. Соответственно, на него обычно и нагрузка меньше. Мозг адаптируется, и делает его вспомогательным.
У двух третей людей ведущий глаз - правый, и у одной трети левый. У некоторых оба органа зрения работают синхронно, но при умственной утомляемости и они могут "прыгать". Связано это с бинокулярным визуальным восприятием - мы способны видеть объекты одновременно двумя глазами. Картины мира левого и правого органов сливаются в одну, благодаря чему мы воспринимаем лучше пространство и перспективу. Но ведущий глаз даёт более точную картину. В связи с этим стоит ориентироваться на него.
Как определить ведущий глаз?
Есть много способов определить ведущий глаз. О них подробнее можно почитать в других источниках. Я назову лишь один из них, наиболее удобный для портретистов - тест Порты.
Вытяните руку перед собой и направьте указательный или большой палец на определенный предмет. Затем по очереди закрывайте глаза. Какой из них будет более точно нацелен на предмет, тот и доминирующий. Например, когда я закрываю левый глаз - смещение пальца отсутствует, когда правый - картина мира сдвигается. По этому искажению я и оцениваю погрешность ведомого глаза. В нейрофизиологии ее называют диспаратностью.
Диспаратность - различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках органов зрения, которое лежит в основе неосознаваемых психофизиологических процессов бинокулярного зрения.
Используем ведущий глаз при рисовании портрета с натуры
Немного отвлечемся на применение ведущего глаза в спорте. Стрелять при прицеливании двумя открытыми сложно, - нужно проложить прямую между глазом стрелка, визиром и целью. Бинокулярное наведение прицельного приспособления не даст чёткой картинки для сопоставления деталей. Линию можно будет составить только одним глазом. Логично ориентироваться на ведущий.
Сам процесс изображения человека с натуры для меня напоминает ту же самую стрельбу. При работе с портретом в анфас художник смотрит на черты лица человека в объёмном пространстве и переносит их на бумагу. Они должны быть согласованы вдоль вспомогательных линий построения, которые в реальных условиях чаще всего выполняются в уме. Тут нужна точность. Нужно как можно точнее измерять пропорции.
В особенности, при рисовании лица в анфас очень важно не ошибаться с ровностью линии расположения глаз. Иногда у людей на самом деле несимметричные лица, часто происходит искажение на телефонных фотографиях. Но в большинстве случаев, чтобы человеку понравилось, нужно идеализировать изображение.
Правильно выполнять построение головы по алгоритмам академического рисунка, взяв за систему отсчёта края бумаги, и чертить вспомогательные линии относительно них. Но не всегда есть достаточные временные условия и приходится рисовать в технике "а-ля-прима" (сходу). Каким бы хорошим не было зрение художника, после n-ого натурщика самопроверка неизбежна.
Причиной, почему один глаз начинает превалировать над другим и давать расхождения в процессе работы ("засмотренность") является качество зрения. Частая концентрация на объекте с одной стороны даёт сбой глазным мышцам.
Бинакулярное зрение при утомлении становится монокулярным альтернирующим, плавающим. Ведомый глаз врет, реальность словно стереокартинка, изображение колеблется. Высока вероятность ошибки, которую творец не будет замечать из-за обманчивого восприятия. Мозг будет подбирать более удобный вариант картины мира, а не эталонный, или начнёт экстраполировать идеальный образ. Тут и потребуется помощь ведущего глаза. Закройте второстепенный (ведомый) и выявляйте ошибки, опираясь на параметры диспаратности.
Как "выравнить" глаза?
Если попеременно сажать натурщика справа и слева, то работать будут два глаза. И проблем с "засмотренностью" будет меньше. Когда устал один глаз, стоит посадить человека в противоположную сторону. Тогда постепенно зрение начнёт выравниваться.
В свободные дни помогают специальные упражнения, которых и без того полно в интернете.
Но можно еще устроить несколько дней выходных, и ходить с повязкой на ведущем глазу.