Найти тему
В голове художника

Почему "съезжают" глаза на портрете?

Оглавление

 Рисую портреты с натуры. Первый, второй, третий... десятый. Постепенно правый глаз на каждом новом изображаемом лице начинает "съезжать" вверх. Проверяю несколько раз, исправляю, а искажение почти не исчезает.

Аналогичную ситуацию замечала и у других художников. В чём проблема? А проблема - ведущий глаз мастера. 

-2

В нашем организме каждый элемент работает по-своему, хотя и может иметь "двойника". Полушария мозга в разной степени оказывают влияние на все части тела. Подобно левой и правой руке один глаз способен доминировать над другим. Это явление зависит не только от качества зрения, но и от процессов, происходящих в голове.

-3

Часто один глаз видит хуже. Соответственно, на него обычно и нагрузка меньше. Мозг адаптируется, и делает его вспомогательным.

 У двух третей людей ведущий глаз - правый, и у одной трети левый. У некоторых оба органа зрения работают синхронно, но при умственной утомляемости и они могут "прыгать". Связано это с бинокулярным визуальным восприятием - мы способны видеть объекты одновременно двумя глазами. Картины мира левого и правого органов сливаются в одну, благодаря чему мы воспринимаем лучше пространство и перспективу. Но ведущий глаз даёт более точную картину. В связи с этим стоит ориентироваться на него.

Как определить ведущий глаз?

Есть много способов определить ведущий глаз. О них подробнее можно почитать в других источниках. Я назову лишь один из них, наиболее удобный для портретистов - тест Порты.

Вытяните руку перед собой и направьте указательный или большой палец на определенный предмет. Затем по очереди закрывайте глаза. Какой из них будет более точно нацелен на предмет, тот и доминирующий. Например, когда я закрываю левый глаз - смещение пальца отсутствует, когда правый - картина мира сдвигается. По этому искажению я и оцениваю погрешность ведомого глаза. В нейрофизиологии ее называют диспаратностью.

Диспаратность - различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках органов зрения, которое лежит в основе неосознаваемых психофизиологических процессов бинокулярного зрения.

Используем ведущий глаз при рисовании портрета с натуры

Немного отвлечемся на применение ведущего глаза в спорте. Стрелять при прицеливании двумя открытыми сложно, - нужно проложить прямую между глазом стрелка, визиром и целью. Бинокулярное наведение прицельного приспособления не даст чёткой картинки для сопоставления деталей. Линию можно будет составить только одним глазом. Логично ориентироваться на ведущий.

Сам процесс изображения человека с натуры для меня напоминает ту же самую стрельбу. При работе с портретом в анфас художник смотрит на черты лица человека в объёмном пространстве и переносит их на бумагу. Они должны быть согласованы вдоль вспомогательных линий построения, которые в реальных условиях чаще всего выполняются в уме. Тут нужна точность. Нужно как можно точнее измерять пропорции.

-4

В особенности, при рисовании лица в анфас очень важно не ошибаться с ровностью линии расположения глаз. Иногда у людей на самом деле несимметричные лица, часто происходит искажение на телефонных фотографиях. Но в большинстве случаев, чтобы человеку понравилось, нужно идеализировать изображение.

Правильно выполнять построение головы по алгоритмам академического рисунка, взяв за систему отсчёта края бумаги, и чертить вспомогательные линии относительно них. Но не всегда есть достаточные временные условия и приходится рисовать в технике "а-ля-прима" (сходу).  Каким бы хорошим не было зрение художника, после n-ого натурщика самопроверка неизбежна.

Причиной, почему один глаз начинает превалировать над другим и давать расхождения в процессе работы ("засмотренность") является качество зрения. Частая концентрация на объекте с одной стороны даёт сбой глазным мышцам.

-5

Бинакулярное зрение при утомлении становится монокулярным альтернирующим, плавающим. Ведомый глаз врет, реальность словно стереокартинка, изображение колеблется. Высока вероятность ошибки, которую творец не будет замечать из-за обманчивого восприятия. Мозг будет подбирать более удобный вариант картины мира, а не эталонный, или начнёт экстраполировать идеальный образ. Тут и потребуется помощь ведущего глаза. Закройте второстепенный (ведомый) и выявляйте ошибки, опираясь на параметры диспаратности.

-6

Как "выравнить" глаза?

 Если попеременно сажать натурщика справа и слева, то работать будут два глаза. И проблем с "засмотренностью" будет меньше. Когда устал один глаз, стоит посадить человека в противоположную сторону. Тогда постепенно зрение начнёт выравниваться.

В свободные дни помогают специальные упражнения, которых и без того полно в интернете.

Но можно еще устроить несколько дней выходных, и ходить с повязкой на ведущем глазу.

-7