Индийский сериал «Сита и Рама» на канале «Культура» мы смотрели с дочкой с пониманием и вниманием, присущим нам обеим. Мы пели песенки оттуда по утрам и вечерам без всякого подтекста. Влюбились в Ханумана. И поняли, что в Индии обезьян обижать нельзя, ибо они боги.
Но главное – каждое утро я ждала, что в очередной серии прозвучит еще одна истина, которая полностью примирит меня с сегодняшней жизнью и вчерашним днем. Очень жаль, что наши светлоликие не сняли ни одного подобного сериала. (От индийцев я вообще не ожидала - после «Зиты и Гиты», поднимающей дочку до недосягаемых высот хохота - такого яркого и содержательного сериала.)
Перескажу одну из серий «Ситы и Рамы», которую мы постоянно припоминаем с ребенком друг другу. И главную фразу из нее.
Рама прошел кучу испытаний, соединился с любимой, сел на трон в царстве, где все его просто обожают. И, естественно, видят на троне только его.
И вдруг одна из трех жен его отца, к которой он относится с сыновним почтением, выходит на первый план и объявляет, что отец дал слово – на троне будет сидеть именно ее сын. А не Рама.
Она требует, чтобы Рама – в соответствии со словом, данным его отцом когда-то, оставил трон. Иначе не сможет управлять людьми и царством, где все верят каждому обещанию.
Рама – на вершине славы. Позади – тернии. Впереди – звезды. Дворец, любимая женщина...
А мачеха говорит:
- Ты должен уйти в изгнание в лес на 14 лет. А править будет мой сын, как и обещал ваш отец.
По-хорошему, мы с дочкой за завтраком подумали, что сейчас этот человек-бог, переживший уже немало, просто пошлет ее далеко и надолго. Сколько можно страдать? Пора уж насладиться. С какого перепугу она тут выступает.
Но Рама подходит к этой женщине, склоняется к ее ступням, как и положено в Индии, и говорит:
- Это всё, что я могу для Вас сделать, мама?
И уходит со своей Ситой в лес. На 14 лет.
Все плачут.
Дхарма она такая. Не для средних умов.