Тех, чьё детство прошло в Советском Союзе видом полугусеничного автомобиля с лыжами на передних колёсах удивить невозможно. Ещё бы! Сам Дедушка Ленин зимой ездил на автомобиле, переоборудованном в автосани. У всех нас имелись тогда детские книжки с яркими иллюстрациями, на которых был изображён этот красивый фаэтон голубого цвета, чей мягкий верх изобиловал квадратными окошками. Помните? Я помню. Многие даже были в музее в Горках и видели машину воочию. Уже тогда мы прекрасно знали, что автомобиль называется "Роллс-Ройс Кегресс".
Водитель Императорского гаража в звании прапорщика, блестящий французский инженер, впоследствие кавалер ордена Почётного Легиона, Адольф Кегресс запатентовал свой движитель в 1914 году. Это случилось через 10 лет после того, как он сначала поступил техником на завод "Г.А. Лесснеръ" в Санкт-Петербурге (сейчас на месте исторических заводов строят одноимённый жилой комплекс), а затем попал на службу в Императорский гараж в Царское село.
Ценность изобретения Кегресса заключалась в том, что гусеницами мог быть оснащён почти любой автомобиль, притом, что при необходимости можно было переоборудовать машину обратно в колёсную.
Интересно, что такие вроде бы логичные для Российский условий полугусенечные вездеходы и автосани не прижились у нас. Из-за революции Адольф Кегресс покинул страну в 1917 году. И развитие типа на этом остановилось. В качестве иллюстрации того, что всё направление держалось на гениальности одного инженера можно привести не совсем удачные автомобили ГАЗ-60 и ГАЗ-65.
Во Франции Адольф Кегресс продолжал плодотворно работать, создавая новые модели своих движителей, в плотном сотрудничестве с Ситроен и Юник. Известно, что количество выпущенных автомобилей Ситроен-Кегресс равно 5795 шт., тракторов Unic P107 - 3276 шт.
Также системой Кегресс оснащали свои автомобили фирмы:
- FN (Бельгия);
- Renault, Schneider, SOMUA (Франция);
- Burford, Crossley (Великобритания)
- Alfa Roméo (Италия).
Общий объем производства транспортных средств с системой Кегресса, превысил 10.000 экземпляров.
Любопытно, что сегодня в музеях и частных руках насчитывается (по данным общества Кегресса) 142 транспортных средства с системой Кегресс. Два из них - в России: Роллс-Ройс Ильича в Горках и трактор Unic P107 в Москве.
Общество Кегресса
Хотите погрузиться в изучение вопроса по полной программе? Тогда Вам стоит посетить сайт датского общества любителей автомобилей с движетелем Кегресса - Krybebaandet Societetet af November 16th, 2006. Эти люди не только владеют настоящим полугусенечным Ситроеном, но еще и собрали массу интереснейших исторических данных и целую библиотеку сканированных документов, посвящённых тематике.
Например, исчерпывающую статистическую информацию о деятельности Кегресса любители как следует зарыться в историю могут получить, скачав pdf-документ со статьёй Паскаля Хонеггера "General information about Citroën Kegresse cars". Текст в ней на французском, но это не представляет никакой проблемы, т.к. этот распространённый язык очень хорошо обрабатывается переводчиком. Статья содержит подробное описание автомобилей, оснащенных движетелем Кегресса со схемами, характеристиками и данными.
Ещё более увлекательным чтивом может оказаться каталог всех автомобилей Ситроен-Кегресс.
Вдохновение из Инстаграма
Эту статью я решил написать под впечатлением от замечательного Истаграм-канала @malloday ("Про людей и явления нашей истории до и после 1917 года") Марии Кравченко, откуда и взял фото-коллажи. Автор не просто выкладывает некие старые фото, но находит очень любопытные факты и просто их рассказывает. Каждый пост - это живая, относительно недавняя история России в лицах.