Найти тему
InFocus

«СКВОЗЬ ДЫМ СИГАРЕТ Я ВИДЕЛ – ИДЕТ ВОЙНА…»

Верховный суд России запретил движение АУЕ как экстремистскую организацию

​Поразила реакция нашей общественности на известие о том, что Beρxoʙный ϲyд oдoбρuл uϲкoʙoe зɑяʙлeнue Генпрокурора РФ Игoρя Кρɑϲнoʙɑ по поводу запрета движения АУЕ: практически нулевая. Разве что сразу вслед за этим сообщением на каких-то информационных ресурсах вяло прозвучали короткие одобряющие комментарии. А затем медиа-лавина вновь понеслась по проторенному руслу, где «ковидные» новости и «картинки» из Хабаровска были перекрыты событиями в Белоруссии, освещение которых по азарту многочасовых ежедневных и даже ночных обсуждений напоминало нездоровые страсти игроков, делающих ставки: сколько продержится Лукашенко или самолет для него уже стоит «под парами» где-то под Минском и т.п.… Но и белорусские «страсти» не устояли на первых позициях под напором еще более «горячих» breaking news – Навальный… 

​В самом деле, кого у нас могут заинтересовать «недетские игры» каких-то там «трудных» подростков, сирот или из неблагополучных семей, чтобы часами, неделями отрабатывать эту тему в информационном пространстве, подобно тому, как с энтузиазмом гурманов подавались журналистами мельчайшие детали «шоу адвокатов» в деле актера Ефремова? Есть родители, школа, полиция, уголовно-исполнительная система, наконец… Пусть ими и занимаются. Забывая заклинания наших прекраснодушных«уполномоченных» при власти: чужих детей не бывает… 

Кто освещает сегодня на федеральных ресурсах, говорит популярных ток-шоу опроблемах неформальных молодежных группировок в российских регионах? Никто. К поколению зумеров нас еще с придыханием призывают присматриватьсябегущие, «задрав штаны», за уходящим временем молодящиеся старички-интеллектуалы. Поколение «АУЕ» как будто сброшено в Dark.net.

Прозвучавший на фестивале «Нашествие» хит группы «CASUAL»«Сквозь дым сигарет» слегка приподнял завесу в этот закрытый, запретный для «чистых» мирок. Там хватает и дыма сигарет, и много чего покруче… Идетвойна… С ними, против них… – именно так видят нынешний мир тысячи подростков по всей России… Из «хрущевок», заброшек, бараков, из годами ожидающих переселения с протекающими крышами «авариек»… где единственное окно в другую реальность экран «телека» или смартфона, нередко «отжатого» на улице или в подворотне у зазевавшегося «лошары»… Реальность, манящую богатством, удачей, чужой, будто инопланетной, «красивой жизнью» с немыслимыми для паренька где-нибудь в Забайкалье или на Урале возможностями… И пути туда для него нет.

Слишком примитивно объяснять причины подобного юношеского мировидения тем, что в нашем обществе не хватает структур медиации между правительством и населением, не работают социальные лифты или, например, малой занятостью молодежи. Все гораздо хуже, господа родители и разнообразные уполномоченные по правам… Мы переживаем то, о чем предупреждал Валентин Распутин незадолго до своего ухода: “Исключительно страшен психический надлом от погружения России в противоестественные, мерзостные условия, в обесценивание и обесцеливаниечеловека…”

     В декорациях городовумопомрачительной красоты и холодного безразличия, среди тысяч огней и черных провалов дворов на окраинах, безликих лиц, мишуры, купюр, какофонии звуков и глухой тишины обезлюдевших деревень, пластикового веселья и ожесточения пьяных драк у «магаза» в рабочем поселке просвечивает одна на всех — сквозящая пус-то-та. Бессмысленность существования. 

    Ты юн, полон сил, оглядываешься вокруг, твои родаки, если они есть и еще окончательно не спились – бьются в нужде, и, глядя на это, крепнет убежденность: этот мир беспощаден к тебе… И тогда неосознанной стратегией выживания становится лишь одно, закрепившееся в подсознании с первобытных времен – чувство принадлежность к группе «своих»…Для борьбы с «другими»… “…Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, – миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков!..» –писал современный философ Г. С. Померанц.

   Сегодня в обществе четко видны признаки роста группового сознания, которое часто становится причиной того «ада», который мы наблюдаем, в частности, в соцсетях. Социальные медиа дали возможность реализовать самые худшие стороны этого группового инстинкта, постоянно подталкивающего к тому, чтобы все больше и больше уходить в свои группы — и ненавидеть другие. В социальных сетях насчитываются тысячи сообществ сторонников «арестантской» идеологии АУЕ, и как с ними бороться – нет пока никакого понимания. На новости этих сообществ, к примеру, в одних Набережных Челнах подписаны более 4 тысяч пользователей. Подавляющее большинство подписчиков пабликов с аббревиатурой “АУЕ” – подростки. Ну, заблокировали мы эти паблики как экстремистские, и дальше что?​

    О проблемах вовлечения молодежи, подростков, в  криминальную субкультуру под названием АУЕ (арестантско-уркаганское единство) заговорили в начале 10-х годов. Эта субкультура, по общему признанию специалистов, в считанные годы пожаром охватила почти всю территорию страны, внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет – самая уязвимая часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее. Были зафиксированы вспышки насилия представителей этих групп в Подмосковье, в Брянской области, в Петербурге, есть такие группы в Татарстане и Башкирии, местные СМИ писали о тотальном контроле молодежи движением АУЕ в Забайкалье. И только через десять(!) лет проблему признали на федеральном уровне, причём степень угрозы оценивается теперь как общенациональная.

    Схема простая: на зоне сидит человек, у него есть телефон, он ставит своих «смотрящих» на воле, диктующих определенные порядки в школах, ПТУ, в детских домах. Детей заставляют сдавать деньги на «общак», «грев» для зоны или колонии. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются, бьют… В обиход внедрилось новоеиностранное словечко «буллинг», ну, типа, агрессивное поведение, травля кого-то в коллективе, подразумевая, что это вопрос частный, требует работы психологов с детьми и родителями.  А в корень страшно, видимо, заглянуть. В таком случае про сложившуюся общественную атмосферу надо будет говорить, о жестокости нравов и отсутствии этикиОтвечать на вопроспочему школа не занимается воспитанием, а оказывает услуги, размышлять о том, каким образом «культура перестала быть духовным и нравственным целым».  «А естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты», – цитирую все того же мудрого предсказателя Г. Померанца. 

-2

​Об АУЕ несколько лет назад говорилось на совещании с Bлɑдuмuρoм Пyтuным. В 2016 году защищать детей от «арестантских» идей собирался глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, а уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов безуспешно пытался достучаться до региональных властей. Оϲeнью 2018 гoдɑ члeнɑмu «Eдuнoй Ρoϲϲuu» былo oбъяʙлeнo o ϲтɑρтe пρoeктɑ, нɑцeлeннoгo нɑ пρoтuʙoдeйϲтʙue AУE, чтoбы «дeкρuмuнɑлuзoʙɑть мoлoдeжнyю ϲρeдy». О реальных результатах этой программы не объявлено, обсуждения ее в обществе, в СМИ на федеральном уровне не было. Нельзя же считать эффективным результатом создание общероссийского движения школьников! Стоит только прочесть написанный казенным языком его устав, чтобы понять, насколько там все заформализовано и далеко от того, что происходит в действительности. Если же еще посмотреть интервью в разных изданиях одной из руководительниц этого движения, небезызвестной Яны Чуриковой, уверенной, что «современное поколение детей, можно сказать, перекормленное. У них в принципе с малолетства все есть», да вспомнить качество канала МТV, которым она «рулила», то надежд на позитивные перемены в молодежной политике государства остается ничтожно мало. Зато хорошо владеет власть испытанным рычагом: признать экстремистским и запретить! 

​В 90-е мы уже потеряли, как минимум, одно поколение молодежи. «Бригады» и прочие молодежные группировки, «казанские», «люберецкие», «уралмашевские», «ореховские», несть им числа – вся эта «группировочная чума» стала кровавой приметой тех лет, времени интенсивного продвижения капиталистических отношений в обществе. Судьба огромного числа подростков конца 80-х – начала 90-х годов трагична. Целая генерация – гопники, «любера», «панки» – сгинет в наркотическом и алкогольном дурмане, в тюрьме, не говоря уж о тех, кто массово ляжет на кладбища по всей стране. Фильмы «Бумер», «Бригада» – вот, пожалуй, самое яркое из того, чем отозвалась наша культура на трагедию поколения молодых, превращенных «невидимой рукой рынка» в «братков». 

     Нынешние «братки» значительно помолодели. Протоирей Евгений Старцев,настоятелем иркутского Михаило-Архангельского Харлампиевского храма, соорганизатор межрегиональной конференции, посвященной проблеме АУЕпод эгидой уполномоченного по правам ребенка по Иркутской области, предупреждал еще несколько лет назад: «Забайкалье все равно приедет в Москву… Получается некий сериал «Бригада».., который вдруг стал нормой жизни: криминал, вплетенный в ткань повседневной жизни…Это наша реальность, да. Только я думаю, что все эти «бригады» со временем будут потихонечку отдыхать, потому что им на смену придут еще более жестокие люди. Если у тех «бригадиров» авторами были нарисованы хоть какие-то понятия о достоинстве, то им на смену придут люди, которые прошли нищету и отверженность». 

​Есть, конечно, у нас и элитные колледжи, и более-менее благополучные школы и интернаты, но есть и немало учебныхзаведений, находящихся в очень тяжелом положении. В жизни, построенной на рыночных отношениях, без всяких социальных перспектив АУЕ магнитом притягивает молодых, предлагая им то, чего они не имеют: солидарность, защиту, поддержку, становясь извращенной формой социального протеста. Таким образом преступная среда активно вербует своих сторонников. Ребята оказываются под влиянием сильных, способных к поступку, физически крепких и наглых молодых людей с криминальным сознанием. В 2008 году в структуре МВД распустили специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью. Как считают в ведомстве, это стало поводом распространения «воровской» идеологии в стране, в том числе среди молодежи.

-3

Корни этого невозможно понять без непредвзятого анализа пережитых нами за последние четверть века огромных тектонических сдвигов, затронувших все сферы российского общества. Ныне «картинка» социума сбилась, рассыпалась на не сообщающиеся фрагменты. В одних гордятся собой и рассуждают так: «Вот у нас недавно была вечеринка на частной яхте на Французской Ривьере», «Мажором быть круто и престижно, но далеко не каждому по средствам и вообще по силам! Мы круче всех веселимся, путешествуем, ездим на самых дорогих и модных автомобилях, носим только самые актуальные бренды, а все остальные нам завидуют. Не вижу смысла скрывать свои возможности! Хочешь быть крутым — докажи, что можешь, что у тебя особое положение в обществе и ты относишься к особой категории избранных».

Вот такую некоторое время назад сделали в «МК» подборочку высказываний будущих студентов. На ином, более «элитном» уровне потребления, с претензией на «смысл», звучит следующее: «Это время по-разному называют – «glam-духовность», «новая искренность», «ренессанс», «дауншифтинг», – констатирует журналист, задавая вопрос известному историку-плейбою и издателю Н. Ускову о его пристрастиях, и тот, любуясь собой, отвечает: «У меня много машин, но из них куплена только Audi… Сигареты – Davidoff. Телефон – iPhone. Я достаточно неприхотлив в жизни, но, естественно, предпочитаю шампанское, которое стоит не дешевле 100 долларов. Мне нравится Moet Chandon, чтобы пить на тусовке, но если выбирать шампанское как дорогое вино – это, конечно, Dom Perignon…. ведь Dom Perignon – произведение культуры, его нужно употреблять с уважением и только в определенных ситуациях».

От подобных «исповедей» остается ощущение неизлечимой нравственной порчи, и оно усиливается, когда постоянно слышишь по радио и ТВ призывы собирать деньги на спасение от смерти больных детей. 

Во всех подобных декларациях«glam-духовности», а их множество можно найти на страницах прессы, действительно просматривается своя «драматургия жизни», в которой нет места проблемам, неисправимо уродующих личности юных граждан, например, героев документального фильма Инны Осиповой «Детки», показанного в рамках рубрики НТВ-видение лет семь назад. Корреспондент канала, посетив Ростовскую и Псковскую области, Урал и Забайкальский край, разворачивает перед аудиторией галерею портретов совсем юных ребят, изо всех сил пытающихся выжить, встроиться в жестокую и нищую провинциальную реальность, неумолимо затягивающую их в трясину криминала, пьянства, наркомании. Они барахтаются, пытаются сопротивляться, и находят единственную опору в том же криминале, где местные «авторитеты» собирают на «общак» по школам и обещают в трудных ситуациях защиту Арестантско-уркаганского единства, по-своему заменяющего так называемую «государственную молодежную политику», которая вдали от телекамер и разных представительных форумов не ночевала. Там все поделено на «районы», где живут «по понятиям», детей «проигрывают в кулачки», а интернаты для безнадзорных считаются «гиблым» местом. В поселке Могзон в Забайкалье школа находится в аварийном состоянии, детский сад ликвидировали, снизу возрождаются 90-е – молодежь сбивается в новые «бригады». И ты понимаешь немолодого, с измученным лицом директора Центра для трудных подростков, когда он «рубит» ошеломленным от увиденного столичным журналистам: «А где в России нет криминала? Промышленности – ноль. Перспективы – ноль». Очевидно: у молодежи нет выбора активности, тем более, которая направлялась бы на какие-либо важные для развития общества социальные цели. 

    Психолог Ольга Рубцова пишет: они выражают протест против слащавых обещаний, улыбок, призывов быть «достойными, порядочными людьми». Они говорят: «Мы хотим пить — и пьем, мы хотим развратничать — и развратничаем, и все же мы лучше вас, потому что мы делаем это честно». 

Ситуация в провинции еще тревожнее, чем даже пытаются объяснить обществу социопсихологи, акцентируя внимание на том, что «ныне для молодёжи, как особой социальной группы, характерны такие проблемы как глубокое социальное расслоение, ухудшение состояния здоровья, неспособность решать сложные жизненные ситуации. Среди молодежи растет сознательная безработица, потому что отмечается падение социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий». Приоритет «в трудовой мотивации молодых людей отдается не содержательному труду, а труду, направленному только на получение материальной выгоды». 

Так ЧТО мы всем миром способны противопоставить АУЕ? 

                           Людмила Лаврова

Читайте больше материалов на нашем сайте