Если вы рассматриваете возможность начать трюковое катание, то основным станет следующий вопрос: BMX или MTB?
Постараюсь разложить на "за" и "против" некоторые факты, мысли, домыслы. Статья не претендует быть очень объективной, т.к. вопрос достаточно "вкусовой". Итак, начнем.
BMX
Классический велосипед для трюков. Мы не будем рассматривать BMX рейсинг, т.к. это совсем иное. Рассмотрим лишь BMX фристайл.
Велосипед имеет колеса с диаметром 20 дюймов. Такой размер - классический "взрослый". В наше время есть BMX и с меньшими диаметрами колес, которые позиционируются как "подростковые" варианты.
Такой размер колес позволяет велосипеду быть маневренным, легко вертеться, быть легко управляемым, т.к. это крайне важно для трюков.
У рам тоже есть "ростовка", для того чтобы подобрать подходящий для себя.
Все основные компоненты (рама, руль, вилка, шатуны и т.д.) делаются из крепкой стали. Раньше в тренде была сталь CrMo 4130. Это легированная хромомолибденовая сталь. Да, вес от этого не выигрывает, в отличии от компонентов из алюминия, но в таком велосипеде алюминий будет крайне не уместен из-за своей хрупкости. Сейчас все реже можно встретить CrMo 4130 на велосипедах. Чаще используется некий "Hi-ten" сплав. Никто и никогда не расскажет точную маркировку этого сплава. Везде это звучит как "высокопрочная сталь". Споров насчет того что прочнее очень много, но принято считать, что CrMo интереснее.
MTB
Велосипед, аналогично, подходящий для трюков, но имеющий другие черты геометрии рамы и колеса большего диаметра.
Трюковый МТБ появился в прогрессии от "старших" братьев - стандартных горных велосипедов. Поэтому на многих таких велосипедах установлена дисковая тормозная система (механика, либо гидравлика). Геометрия и пропорции рамы тоже пришли от "старших" братьев.
Т.к. некоторые МТБ сопровождаются дисковыми тормозами, то и втулки на них стоят специальные "под диски", размер у этих втулок свой, особенный, поэтому и расстояние между перьями делают под такую втулку, а значит иную втулку туда толком не поставить (к примеру, втулку от BMX).
О трюковых МТБ ещё хочется сказать то, что не все детали, которые подойдут под такой МТБ являются подходящими для трюков. Трюковый МТБ, как правило, имеет размеры как у обычного горника. Это означает, что если вам нужна задняя втулка, к примеру, то нужно искать именно трюковую, т.к. есть риск приобрести подходящую по размерам втулку, но слабую и не прочную, которую создавали для простого катания без резких сильных нагрузок.
В наши дни некоторые производители пытаются привнести во фристайл МТБ нормы и размеры велосипедов BMX, т.к. у BMX ближе к принципу "все подходит ко всему". Детали на BMX продаются в любом велоспорт магазине, и выбор их достаточно широк.
Тем не менее, пора сравнить эти типы. Выделить плюсы и минусы:
BMX лучше чем MTB потому что:
- У него габариты меньше. Трюки делать легче.
- Разнообразие деталей и их доступность в магазинах говорит о высокой ремонтопригодности. Легче найти запчасть.
- Меньший размер - большая прочность (рычаги давления не такие длинные)
- Найти BMX проще, чем найти удобный трюковый MTB.
- В связи с доступностью BMX наиболее распространен.
- Все знают, что BMX для трюков, поэтому у вас не возникнет трудности объяснить кому-то о том, чем вы занимаетесь на велосипеде.
- Купив BMX вы уже сможете принимать участие в множестве контестов. Купив MTB с этим может возникнуть сложность, т.к. стрит и парк MTB более "андерграунд" ниша.
MTB лучше чем BMX потому что:
- Габарит больше. Ездить по городу удобней (до ближайшего спота).
- Т.к. комьюнити стрит и парк МТБ не такое большое, ваше присутствие в нем более весомо. Конкуренции меньше.
- Вес и респект от трюка больше, т.к. научиться и делать его сложнее.
- Никто не покажет пальцем и не скажет "Взрослый человек на детском велосипеде".
- Захотите поставить амортизационную вилку? Пожалуйста. На BMX такой возможности не будет при всем желании.
- Ездить по пересеченке проще, т.к. больший диаметр колес позволяет легче преодолевать неровности на дороге.
- Если найти правильный МТБ, то по ремонтопригодности он будет аналогичен BMX.
- В полетах ведет себя стабильнее.
Я думаю, что вы уже поняли, что определенного ответа на вопрос "А что лучше?" не существует. Здесь каждый будет выбирать под свой вкус. Главное - покупать с умом. Не берите самые дешевые велосипеды. Как правило, сделаны они "из говна и палок", а для трюкового катания это может оказаться крайне критичным и даже опасным для здоровья, ведь ломающийся руль при приземлении с полета - очень опасная ситуация.
Включайте голову, разбирайтесь из чего сделан. Здесь я хотел бы перечислить некоторые основные аспекты, на которые я обращал внимания при покупке МТБ. Аспекты общие, поэтому применимы будут как к BMX, так и к MTB.
- Каретка должна быть spanish или mid
- Шатуны не должны быть одноэлементными (кочерга)
- Втулки должны быть на пром. подшипниках
- Рулевая на раме должна быть интегрированная
- Обода должны быть двойными
Разговор о запчастях и их вариациях слишком большой. Про запчасти будет отдельная статья. Надеюсь, что кому-то было полезно/интересно.