Споттер — это аппарат, который используется на станциях для рихтовки повреждений на кузове автомобиля. Главный плюс применения споттера в том, что для выравнивания повреждённой детали с помощью него не требуется производить дополнительных разборов, чтобы освободить доступ к обратной стороне повреждённого элемента. То есть выравнивание происходит полностью с внешней стороны. Например, если требуется править вмятину на заднем крыле, то не потребуется снимать его внутреннюю обшивку. А если нужно править порог — то к внутренней поверхности вообще не подобраться. Здесь и выручает споттер.
По сути споттер является разновидностью аппарата точечной сварки. Работает он по технологии сварки сопротивлением. При подаче напряжения ток нагревает металл в зоне контакта до температуры, которая близка к температуре плавления. Это позволяет надёжно прихватиться к повреждённой части кузова для её последующей рихтовки.
Весь процесс примерно выглядит так:
— зачищают поверхность, с которой будут производится работы
— устанавливают масса на кузов
— выставляют нужные настройки
— приваривают крепёжные элементы
— зацепляются за крепёжный элемент, и вытягивают повреждённый участок
Теперь по порядку. Повреждённая поверхность зачищается до металла, от качества зачистки зависит надёжность соединения привариваемого крепежа и кузовной детали.
Перед установкой массы на кузов аккумулятор должен быть отключен.
Важно правильно выставить режимы работы споттера. Для этого есть настройки, которые позволяют выбрать: толщину металла, время сварки, силу тока и мощность.
В пистолете споттера фиксируется обратный молоток, или же специальные переходники, с помощью которых в зависимости от задачи к кузову можно прихватить: шайбу, волновую проволоку, шпильку, электрод и другие крепёжные элементы. При помощи курка на пистолете подаётся ток, и в результате вышеописанного процесса выбранный крепёжный элемент приваривается к повреждённой детали кузова. Если вмятины мелкие, то обычно для их правки используется обратный молоток.
После правки обратным молотком, в месте контакта металла с иглой, остаются точки. После выполненных работ они убираются зачисткой.
При вытягивании более серьёзных повреждений обычно используются шайбы, волновая проволока, шпильки и т.п. Затем выбранный вариант захватывается устройством для правки, которое будет оказывать на них тяговое усилие. Это может быть обратный молоток и гребёнка с рядом крюков, стапель и другие специальные устройства для вытяжки.
После того, как все работы выполнены, крепёжный элемент удаляется с кузова с помощью вращения, а следы сварки зачищаются. Также споттер позволяет произвести осадку металла путём локального прогрева.
Споттер значительно экономит время, позволяя избежать некоторые арматурные работы. А в некоторых случаях и вовсе без него не обойтись. Поэтому аппарат так полюбился кузовщикам, и без него сейчас трудно представить любую кузовную мастерскую.
Написал кратко, и простым языком для всех читателей.
Подписывайтесь на канал и ставьте 👍, если понравилась публикация.