Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

С «иностранцем» не сложилось, или Почему автоледи предпочитает легендарные советские машины

Любимые «Жигули» ВАЗ-21011 она не променяет ни на какую другую машину. Пусть авто и старенькое: как-никак, с 1980-го года колесит по дорогам, и закапризничать может, и внимания требует все больше, но любая иномарка рядом с «Жигуленком» просто груда штампованного металлолома. Бездушного и холодного. И это не пустые слова: наша героиня Надежда Саблина 15 лет за рулем, сменила не одно транспортное средство. Был в ее автоколлекции и «иностранец», после которого она окончательно убедилась — советские машины вне конкуренции! Корреспонденты МЛЫН.BY встретились с водителем и узнали, почему «Жигули» ремонтировать легче, сколько просят за советского «автоветерана», и как «буханка» победила Хавьер.

-2

Любовь с первого километра

Впервые Надежда села за руль в 13 лет: папа, водитель с большим стажем, дал дочке порулить на стареньком Мерседесе. Чуть больше 500 метров с «черепашьей скоростью», а казалось, будто пронеслась по дороге резвее ветра! Понравилось!
В 17 лет девушка начала штудировать правила дорожного движения, чтобы в 18 сдать на права. В итоге теорию и площадку осилила с первого раза, а выехала с инструктором в город — и отправилась на пересдачу. Вторая попытка оказалась удачной!

— Права есть, не хватало только машины, — говорит Надежда. — Всячески намекала родителям, что без постоянной практики рано или поздно забуду все правила. Нужна машина! Пусть старенькая, но чтобы моя. Так у меня появилась подержанная «Лада» небесно-голубого цвета. Казалось, что красивее и аккуратнее машины на всем свете нет. Хотя на тот момент она уже лет 10 была на ходу. Влюбилась в нее с первого взгляда.

-3

Тогда Надежда еще жила в Москве — говорит, ей понадобилось несколько недель, чтобы почувствовать себя за рулем более-менее уверенно и выехать в город. Машина не капризничала, хлопот юной хозяйке не доставляла, и лишь однажды «намекнула» на какие-то проблемы с двигателем: замигала лампочка неисправности.
— Отвезла машину в мастерскую, а сама уже прикидывала, в какую сумму обойдется ремонт. «Лада» была в порядке, в двигателе тоже ничего не нашли: сломалась сама лампочка, — улыбается водитель.

Не известно, сколько бы еще колесила «Лада» по московским дорогам, если бы не одно ЧП. Как-то выезжая со двора, Надежда задела дорогую иномарку. У той ни царапины, а у старенького советского автомобиля — «травма» двери. Вроде мелочь… но пережитый стресс оказался сильнее. Машину решили продать.

-4

— Потом буду жалеть об этом не раз. Характерный, ни с чем не сравнимый запах салона, надежность и простота в эксплуатации… Если у машин есть душа, то у моей «Лады» она однозначно была. Чего не скажешь о «Тойоте», на которую пришлось пересесть. Большая, объемная машина. Даже не машина: скорее малогабаритная квартира, — смеется девушка. — Бегала хорошо, но… отношения у нас не сложились, не сроднилась я с ней. Проездила 5 лет — и каждый раз, садясь за руль, вспомнила о своей «советской ласточке». Продала «иностранца» легко — и забыла о нем так же быстро.

Самый живучий автомобиль

-5

Так Надежда называет ВАЗ-2105 «Жигули», которые она купила уже здесь, в Беларуси. После шумной и никогда не засыпающей Москвы переехать в маленький уютный Червень было непривычно. Казалось бы: работа, дом, магазины — все рядом. Где-то можно и пешком пройти, где-то на автобусе проехать. Но через пару недель после переезда супруги решили — покупаем машину.

-6

— Свободных денег в наличии осталось немного, так что искали бюджетные варианты. И нашли: легендарные советские «Жигули пятерку» 1990-го года выпуска. Цена всего 300 долларов. Опасения, конечно, были: внешне авто хоть и ничего, но кто знает, что у нее там внутри? Рискнули… и не пожалели. Во-первых, машина ездила. Во-вторых, не разваливалась на ходу. За такие деньги уже хорошо.

Проблемы, говорит девушка, стали «вылазить» позже.

— Первым вышел из строя игольчатый клапан: стала замечать, что бензин расходуется с катастрофической скоростью. Это еще полбеды. Чтобы машина просто сдвинулась с места, приходилась газовать так, что меня, наверное, в радиусе 10 км было слышно! Такое эффектное появление не могло остаться незамеченным. Я точно выделялась в дорожном потоке, — с ностальгией говорит Надежда.

-7

Мелких ремонтов было много, а после очередной поломки «пятерка» окончательно заглохла. Причиной, по словам девушки, мог быть песок в двигателе. Как он туда попал — остается лишь догадываться, но замена движка обошлась бы в круглую сумму. Единственным верным решением было продать машину.

— Расставались тяжело: это как навсегда потерять частичку своего прошлого. «Жигуленок» подарил столько эмоций, вернул меня в детство. И я снова и снова убеждалась: у советского человека такие неподдельные чувства может вызвать только советский автомобиль.

Советская «буханка» против снежного «Хавьера»

-8

У начинающего водителя слово «буханка» вызовет разве что ассоциации с хлебобулочным изделием. И только истинные автоценители знают, о чем идет речь — в 60-80-е годы «буханкой» называли УАЗ-452. Автомобиль-эпоха, которому не страшны грязь, пески, снежные заносы. Одним словом, неубиваемый транспорт! Именно на такой положила глаз наша героиня: правда, решила приобрести абсолютно новую модель, с конвейера. Оказалось, такие до сих пор выпускают.

-9

— Хотели машину быструю, надежную и относительно простую в обслуживании. Иномарки даже не рассматривали: очень дорогие, эффектные с виду, но не всегда эффективные. А когда дело коснется ремонта — деньги уплывают, как в трубу. Другое дело советская «буханка»: сделана на десятилетия. Помню, как просматривала видеоролики-обзоры разных моделей авто, и наткнулась на УАЗ-390995 — тот же самый УАЗ 452, но в современном исполнении. На этой машине и остановились.

-10
-11

Еще одним критерием выбора средства передвижения была вместимость: Надежда с супругом как-раз переезжали из Червеня в поселок Зеленый Бор Смолевичского района. Перевозили мебель, личные вещи и своих четвероногих любимцев: двух собак и двух котов. В семиместной «буханке» всем места хватило.

-12

— Машина не подвела нас ни разу. А когда в марте 2013-го года мы стали заложниками натворившего бед шторма Хавьер — окончательно убедились, что сделали правильный выбор. В ночь, когда разбушевался снежный шторм, оказались за 100 км от дома. Вечером не рискнули выдвигаться в путь — ждали утра. По уже расчищенным дорогам ехать было удобно, но нам предстояло преодолеть 1 км пути вдоль поля. А там снег метр высотой. Буквально на одном «дыхании» машина преодолела это расстояние. Проехала без остановки: останавливаться было категорически нельзя со скоростью 5-10 км/ч. Показала всю свою силу и мощь! А вот иномарка, которую встретили по дороге застряла. Оказалась не готова к таким испытаниям.

За то, что сумел справиться с природным катаклизмом, Надежда прощала «УАЗику» многие его особенности.

-13
-14

— Гидроусилителя руля в машине нет: если водитель иномарки может крутить баранку одним пальцем, то мне приходилось применять недюжинную силу, чтобы вращать его, — с улыбкой рассказывает девушка-водитель. — Переключение коробки передач тоже имеет свои особенности. Но для человека, который каждый день по нескольку раз выгуливает овчарку весом 50 кг, это не проблема. О том, что купили «ветерана советского автопрома» в современном исполнении — ни разу не пожалели.

-15

Машина для людей, а не ремонта

-16

А скоро в коллекции семьи Саблиных появились «Жигули» ВАЗ-21011. Надежда объясняет: покупка очередной советской машины была скорее вынужденной. Возникли трудности с получением номеров для «УАЗика» — в итоге он на несколько недель отправился на стоянку. Но ездить ведь на чем-то надо!

-17

— То, что и следующая машина будет советской, даже не обсуждалось! Выбрали белоснежные «Жигули» ВАЗ-21011, год выпуска 1980-й. Заплатили что-то около 1000$. По сравнению с «буханкой» этот автомобиль казался маленьким и тесным, но он вернул меня в детство. В его салоне еще витает аромат Советского Союза! Надо быть истинным поклонником всего советского, надо быть советским человеком, чтобы ездить на таких легендах!

-18

Надежда не скрывает: 30 лет эксплуатации советской «ноль одиннадцатой» давали о себе знать. Машина часто выходила из строя. Но это, говорит девушка, не проблема. Ведь во времена СССР инженеры не пытались нажиться на потребителях автомобильного бизнеса — наоборот, стремились выпускать машины с такими деталями, которые были доступны и могли быть заменены или починены без особых затрат. Если советские машины делали для людей, то иномарки — для выкачивания денег.

-19

— Небольшую неполадку в советской машине можно устранить самостоятельно. Чтобы поменять лампочку — достаточно эту лампочку открутить. А возьмите «иностранца». Не светит лампочка — нужно разбирать часть машины. И сам ведь не справишься: вези в мастерскую. Денег уйдет немерено… У нашего «Жигуленка» мы и печку сами ставили, и масло меняли, и по электрике что-то делали. Для этого даже специальную книжку-схему купили. Десятки чертежей, на которых вся машина до мельчайших деталей. Главное понять, что да где!

-20

Советское качество не продается!

Большую и вместительную «буханку» со временем пришлось продать: Надежда с супругом переехали в Минск, и столь габаритная машина была им здесь не нужна. К тому же на состоянии машины сказывалось отсутствие гаража — она начинала ржаветь. Еще год-два под открытым небом — и окончательно превратилась бы в металлолом…

-21

— Теперь наше единственное средство передвижения — «Жигули ноль одиннадцатые». Эту машину уж точно никогда и никому не продадим!

Хотя желающих купить, говорит Надежда, очень много. Как-то подъехала девушке на своем «ветеране автопрома» к Национальной библиотеке. В это же время там группа иностранных туристов прогуливалась. Один араб сразу обратил внимание на раритетное советское авто. Прицепился к Надежде: «Продай, да продай»! Цену назначил высокую — $5000. Только все бесполезно:

— Это ведь классика: качество отменное! Оно не продается.

-22

А сколько раз к Надежда на заправках подходили белорусские водители. Предлагали за «Жигули» смешные $300-400 долларов. Ну разве это серьезно?

— Дело ведь не в деньгах. За сколько бы не хотели купить: 500 или 5000 долларов — нельзя деньгами оценить то, что для тебя бесценно. Я не говорю сейчас о вложенных в машину средствах, я говорю о тех воспоминаниях и эмоциях, которые она у меня вызывает. Когда была маленькой, папа катал меня и сестру на такой же старой советской машине… Мы сидели на заднем сиденье, смотрели в стекло и представляли, что фары мчащихся по трассе машин — это их глаза. Так вот у советских авто глаза были какие-то добрые, открытые. А у иномарок сплошь злые и неприветливые.

-23

Кстати, участникам автопробегов «За единую Беларусь» хорошо знакомы белые «Жигули» ВАЗ-21011, за рулем которых сидела Надежда. Девушка точно не осталась незамеченной! Вела по «МКАД» легендарную машину, пока ее супруг держал флаг СССР, гордо рдеющий на ветру. Реакция других участников марафона была ожидаемой: люди махали руками, аплодировали, поднимали вверх большой палец. А после автопробега подходили с просьбой разрешить сфотографироваться возле легендарной машины и исторического флага.

-24

— Для меня, как для советского человека, не стоит вопрос, что лучше — иностранное или отечественное. Можно долго спорить о качестве, долговечности, надежности… Но не вызывает «иностранец» того восторга, который испытываешь, садясь за руль «Жигулей». Старые автомобили отражают эпоху, в которой жил, они позволяют не терять связи с ушедшим временем. Это дорогого стоит.

-25

Автор статьи: Кристина Асадова

Автор фото: Светлана Курейчик и из личного архива героя

Авто
5,66 млн интересуются