Найти тему
Григорий Волков

Цели, ценности и потребности человека и общества.

Оглавление

Поговорим о том, как определить цели/ценности/потребности: свои или окружающих или какой-то определённой группы лиц.

Для начала обратимся к Большой российской энциклопедии:

ЦЕЛЬ, осоз­нан­ный об­раз пред­вос­хи­щае­мо­го ре­зуль­та­та, на дос­ти­же­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­но дей­ст­вие че­ло­ве­ка; ко­неч­ная си­туа­ция, к дос­ти­же­нию ко­то­рой стре­мит­ся лю­бая са­мо­ре­гу­ли­рую­щая­ся функ­цио­ни­рую­щая сис­те­ма; пред­вос­хи­щае­мый по­лез­ный ре­зуль­тат, оп­ре­де­ляю­щий на­прав­лен­ность по­ве­де­ния жи­во­го ор­га­низ­ма.
ЦЕ́ННОСТЬ, по­ня­тие, ис­поль­зуе­мое в фи­ло­со­фии и гу­ма­ни­тар­ных нау­ках (со­цио­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии, пси­хо­ло­гии и др.) для обо­зна­че­ния объ­ек­тов и яв­ле­ний, зна­чи­мых в жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва, со­ци­аль­ных групп и отд. ин­ди­ви­дов (не­что яв­ля­ет­ся Ц.), а так­же для обо­зна­че­ния са­мой этой зна­чи­мо­сти (не­что име­ет Ц.). Пер­во­на­чаль­но од­но из осн. по­ня­тий по­ли­тич. эко­но­мии (по­тре­би­тель­ная и ме­но­вая Ц., или стои­мость), в даль­ней­шем оно ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для ха­рак­те­ри­сти­ки пре­дель­но ши­ро­ко­го кру­га яв­ле­ний: Ц. ви­таль­ные (здо­ро­вье, са­мо­чув­ст­вие), ути­ли­тар­ные (при­род­ные ре­сур­сы, по­лез­ные пред­ме­ты), по­ли­ти­че­ские (сво­бо­да, рав­но­пра­вие), эти­че­ские (дос­то­ин­ст­во, спра­вед­ли­вость), эс­те­ти­че­ские (кра­со­та) и т. д. и т. п.
В экс­пе­рим. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях, про­ве­дён­ных в 1970–1990-х гг. на ос­но­ве ме­то­ди­ки ран­жи­ро­ва­ния цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций М. Ро­ки­ча, бы­ла по­ка­за­на за­ви­си­мость этих ори­ен­та­ций от по­ла, воз­рас­та, до­хо­да, об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, ре­лиг. убе­ж­де­ний, не­ко­то­рых лич­но­ст­ных черт. С 1990-х гг. ста­ла ак­тив­но при­ме­нять­ся ме­то­ди­ка цен­но­ст­но­го порт­ре­та Ш. Швар­ца, ос­но­ван­ная на вы­де­ле­нии 10 групп лич­но­ст­ных Ц.; в кросс-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ни­ях 84 стран уда­лось вы­де­лить 7 ти­пов цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций, свя­зан­ных с уров­нем раз­ви­тия, эко­но­мич. и по­ли­тич. сис­те­ма­ми.
ПОТРЕ́БНОСТЬ, ис­точ­ник мо­ти­ва­ции, внут­рен­ний по­бу­ди­тель ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка. Рас­про­стра­не­но по­ни­ма­ние П. как ну­ж­ды в чём-то не­об­хо­ди­мом, од­на­ко не для всех дви­жу­щих че­ло­ве­ком П. эту не­об­хо­ди­мость уда­ёт­ся кон­крет­но оп­ре­де­лить.
В пси­хо­ло­гии по­ня­тие «П.» в сер. 20 в. при­шло на сме­ну по­ня­ти­ям «ин­стинкт» и «вле­че­ние», с по­мо­щью ко­то­рых в био­ло­гии и пси­хо­ло­гии объ­яс­ня­ли мо­ти­ва­ци­он­ные ис­точ­ни­ки лю­бой це­ле­со­об­раз­ной ак­тив­но­сти жи­вых су­ществ, в т. ч. че­ло­ве­ка. С кон. 1930-х гг. эти под­хо­ды, вы­во­див­шие всю че­ло­ве­че­скую мо­ти­ва­цию из ог­ра­ни­чен­но­го чис­ла био­ло­гич. по­бу­ж­де­ний, под­верг­лись ин­тен­сив­ной кри­ти­ке (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, А. Мас­лоу) и сме­ни­лись но­вым по­ня­ти­ем «П.», ко­то­рое по­зво­ля­ло опи­сы­вать спе­ци­фич. по­бу­ж­де­ния че­ло­ве­ка, раз­лич­ные у раз­ных лю­дей, раз­ви­ваю­щие­ся в те­че­ние жиз­ни и по-раз­но­му про­яв­ляю­щие­ся в по­ве­де­нии или не про­яв­ляю­щие­ся во­все. Мюр­рей раз­ра­бо­тал пер­вый ме­тод пси­хо­ло­гич. ди­аг­но­сти­ки П. (Те­ма­ти­че­ский ап­пер­цеп­тив­ный тест) и клас­си­фи­ка­цию че­ло­ве­че­ских П., по­лу­чив­шую ши­ро­кое при­зна­ние. Мас­лоу вы­стро­ил ие­рар­хию 5 раз­но­уров­не­вых групп ба­зо­вых П.: фи­зио­ло­ги­че­ские П., П. в безо­пас­но­сти, в кон­так­тах, во внеш­ней оцен­ке и са­мо­оцен­ке и П. в са­мо­актуа­ли­за­ции. По­ня­тие «П.» как ус­той­чи­вых глу­бин­ных ис­точ­ни­ков по­ве­де­ния лич­но­сти по­лу­чи­ло рас­про­стране­ние в разл. тео­ри­ях сер. 20 в. (К. Хор­ни, Э. Фромм, А. Н. Ле­он­ть­ев, Д. Н. Уз­над­зе, Ж. Нют­тен и др.).

В разрезе осознанности выстраивается следующая картина:

  1. Цель - максимально осознаваемый образ желаемого будущего
  2. Ценность - менее осознаваемый набор социально-психологических правил, присутствующих в каждом человеке в зависимости от по­ла, воз­рас­та, до­хо­да, об­разова­ния, куль­ту­ры, ре­лигиозных убе­ж­де­ний, не­ко­то­рых лич­но­ст­ных черт.
  3. Потребность - встречаются как осознаваемые потребности, так и совершенно не осознаваемые, так как их бесконечное множество.
The Nymphs of Nysia Stirred to Action by Their Young Ward, Bacchus Painting by Michael Tole
The Nymphs of Nysia Stirred to Action by Their Young Ward, Bacchus Painting by Michael Tole

Потребности

Проще всего начинать с наименее осознаваемых потребностей так как они наиболее стабильны и неизменны от человека к человеку. Для этого обратимся к научным исследованиям. Например в КиберЛенинке. Мне лично понравился подход в работе "Иерархия потребностей человека".

В данной работе автор приходит к следующей иерархии потребностей:

  1. Врожденные потребности: материнский инстинкт, половой инстинкт, жажда, голод, ... (это и есть наименее осознаваемые потребности - общие для всех людей)
  2. Приобретенные потребности: потребность повторять за другими (сюда же я думаю стоит отнести и ценности)
  3. Удовлетворение потребностей за счет других людей: потребление
  4. Осознанная потребность в реализации потребностей других людей: производство
  5. Потребность в генерации новых потребностей: потребность в реализации способности на умственный труд, самореализацию, свободу воли, самостоятельности в принятии решений

При этом автор пишет:

Исходя из этого и из самой логики развития уровней иерархии, в новой редакции теории иерархичности потребностей вытекают следующие постулаты:
1. потребности имеют иерархию, а классификация потребностей по иерархии обусловлена объективными причинами;
2. удовлетворенные иерархически нижестоящие потребности не мотивируют к переходу к вышестоящим потребностям.
Это дает нам возможность сформулировать следующее объяснение и одновременно условие перехода от нижестоящих к вышестоящим в иерархии потребностям. Это условие является логически обратным условию Маслоу: «мотивацией перехода к потребностям иерархически более высокого уровня является неудовлетворенность иерархически нижестоящих потребностей».

Я же считаю что на мотивации перехода к потребностям иерархически более высокого уровня заострять внимание не стоит так как это, на мой взгляд, вопрос больше статистический. Я имею ввиду, что не считаю что есть какое-то правило перехода человека от одного уровня потребностей на другой. Убеждён, что у каждого человека есть некоторое распределение между данными потребностями. А распределения потребностей общества можно получить только при соответствующем исследовании и результат не будет однозначным: это будет некоторое распределение потребностей в каждом отдельно взятом обществе так как, например, ценности разнятся от общества к обществу, а они ощутимо влияют и на потребности.

Однозначно классифицировать потребности и/или принцип перехода от одних потребностей к другим мы не сумеем в силу того, что человек всё ещё является недетерминированной системой (смотри статью "Система и системный подход."). В связи с этим остаётся довольствоваться тем, что есть, исследуя недетерминированные системы. Важно об этом помнить при исследовании потребностей индивида или общества.

Исследования потребностей чаще всего проводят в маркетинговых исследованиях. Методов огромное множество, с основными из которых можно ознакомиться в книге Малхотра Н. Маркетинговые исследования.

Ценности

Различают следующие самые распространённые типы ценностей:

  • БЕЗОПАСНОСТЬ (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя)
  • ДОБРОТА (сохранение и повышение благополучия близких людей)
  • ДОСТИЖЕНИЯ (личный успех в соответствии с социальными стандартами)
  • КОНФОРМНОСТЬ (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям)
  • УНИВЕРСАЛИЗМ (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы)
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (самостоятельность мысли и действия)
  • ГЕДОНИЗМ (наслаждение или чувственное удовольствие)
  • ТРАДИЦИИ (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи)
  • СТИМУЛЯЦИЯ (волнение и новизна)
  • ВЛАСТЬ (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами)

Подробнее о теоретико-методологических основаниях исследования ценностей (в частности молодежи) можно прочитать в работе "Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодежи". В разрезе психологических исследований ценностей: "Понятие ценностей в психологических исследованиях"

Однако любая классификация ценностей условна так как люди всё ещё являются недетерминированными системами (смотри статью "Система и системный подход.") - то есть однозначно описать ценности не представляется возможным. Этот факт стоит всегда учитывать.

Более того, исследование ценностей затрудняется тем, что осознаваемые и неосознаваемые человеком ценности являются относительно независимыми друг от друга ("Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем").

При всём этом существуют различные методики для примерного определения ценностей человека или групп людей. Например тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) - применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Например: "Исследование ценностей северных и южных осетин методом Ш. Шварца".

Цели

Вне зависимости от потребностей и ценностей люди выделяют свои цели, чтобы как следует разобраться в своих целях, или в целях знакомого, можно воспользоваться например следующей методикой: Методика исследования содержания целей человека

Всё становится сильно сложнее когда речь заходит о целях общества (их ещё называют идеологией). А может их и нет вовсе? Как минимум исследовать цели мы можем только у людей. Здесь стоит уточнить что такое общество:

О́БЩЕСТВО, раз­лич­ные фор­мы совместной жизнедеятельно­сти ин­ди­видов, объ­е­ди­нён­ных об­щи­ми ус­ло­вия­ми су­ще­ст­во­ва­ния, ин­те­ре­сами, нор­ма­ми, цен­но­стя­ми, стрем­ле­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми о ми­ре и еди­ной иден­тич­но­стью.

В разрезе цели/ценности/потребности, это множество людей, у которых есть общие ценности и потребности.

Всё что люди делают - вызвано целями/ценностями/потребностями. Таким образом люди объединяются для удовлетворения этих самых целей/ценностей/потребностей. А это значит что целью общества не может быть ни что иное, как поддержка в достижении максимально возможного числа целей большинством членов общества и удовлетворение максимально возможного числа потребностей большинства членов общества, с учётом максимально возможного числа ценностей большинства членов общества.

Заключение

Итого, чтобы определить цели/ценности/потребности в зависимости от объекта исследования (индивид или группы индивидов: семья, коллектив на работе, клуб, соседи по району/городу/области/стране/планете) нужно:

  • Для определения потребностей индивида - учитывая бесконечность потребностей, всегда можно выделить основные, а для более полной картины необходимо применять методы исследований, описанных например в книге Малхотра Н. Маркетинговые исследования.
  • Для определения ценностей индивида - использовать например ценностный опросник Шварца.
  • Для определения целей индивида - провести исследование, к примеру, по Методике исследования содержания целей человека, а если речь о себе, то необходимо использовать рефлексию.
  • Для определения потребностей группы индивидов - необходимо применять маркетинговые исследования, например, Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Либо довериться имеющимся исследованиям (если таковые присутствуют).
  • Для определения ценностей группы индивидов - использовать например ценностный опросник Шварца.
  • Для определения целей группы индивидов - необходимо выявить цели/ценности/потребности у большинства членов общества.

При этом стоит всегда помнить что люди не являются детерминированными системами, так что однозначно определить цели/ценности/потребности человека или группы людей невозможно.

Дополнение

Выделяют ещё и желание:

ЖЕЛА́НИЕ, пе­ре­жи­ва­ние по­треб­но­сти, по­бу­ж­даю­щее чем-ли­бо об­ла­дать или что-­ли­бо осу­ще­ст­вить. Ж. как фор­ма мо­ти­ва­ции ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­тен­цио­наль­но­стью (на­прав­лен­но­стью вни­ма­ния на пред­мет Ж.), по­бу­ди­тель­ной си­лой, не­про­из­воль­но­стью (труд­но за­ста­вить се­бя за­хо­теть или про­из­воль­но пе­ре­стать же­лать), яр­ким эмо­цио­наль­ным от­но­ше­ни­ем к при­вле­ка­тель­ной це­ли Ж., соз­дан­ной во­об­ра­же­ни­ем же­лаю­ще­го субъ­ек­та.

Однако желание по сути своей, на мой взгляд, является надстройкой над целями/ценностями/потребностями - выражает стремление к достижению целей, удовлетворению потребностей и ценностей.