Найти тему
Чайник на Gilera

Сборка сцепления для скутера Gilera Runner FXR

Сцепление для скутера Gilera Runner FXR в сборе. Фото @gilerarunner.ru
Сцепление для скутера Gilera Runner FXR в сборе. Фото @gilerarunner.ru

Следующий этап после сборки платы сцепления с колодками- соединение всего этого в единое целое, установка центральной пружины и, что самое вкусное, затягивание центральной гайки. Это операция, которая ни с чем не сравнима по своей геморройности.

Мое сцепление было разобрано буквально по винтикам, из него извлечено все, включая сальники, подшипники и уплотнительные кольца. Резинки и подшипники я заменил на новые, что логично, учитывая возраст детали.

Шкивы внутри и снаружи отшлифованы, сначала наждачкой в 1000 и 1500 грит, потом- самой мелкой стальной ватой. Зачем? На них оставались царапины от не слишком удачных попыток раздвинуть щеки при установке ремня, которые следовало загладить.

Конструктор, из которого требуется собрать сцепление. Фото @gilerarunner.ru
Конструктор, из которого требуется собрать сцепление. Фото @gilerarunner.ru

Первой на очереди- установка сальников внешней щеки. Вытаскиваются они просто плоской отверткой, запрессовываются подходящей по размеру торцевой головкой и резиновым молотком. Запрессовывать нужно осторожно, так как сальники тоненькие, гнутся очень легко. Предварительно стоит сбрызнуть сальники силиконом.

Сальник внешней щеки сцепления. Фото @gilerarunner.ru
Сальник внешней щеки сцепления. Фото @gilerarunner.ru

Сальников всего два, сверху и снизу. Они одинаковые, оригинальные номера обоих по каталогу Piaggio 431089.

Два сальника внешней щеки сцепления. Фото @gilerarunner.ru
Два сальника внешней щеки сцепления. Фото @gilerarunner.ru

Запрессовав сальники в посадочные места щеки, собираем торкдрайвер. На вал торкдрайвера стоит нанести специальную смазку, устойчивую к грязи и не разрушающую резину. Я использую аэрозолную смазку Efele, она как раз обладает всеми необходимыми свойствами. Надевая внешнюю щеку на вал торка, будьте аккуратны: верхний сальник встает очень туго и может в два счета выскочить из посадки.

Торкдрайвер в сборе. В прорези видна белая смазка. Фото @gilerarunner.ru
Торкдрайвер в сборе. В прорези видна белая смазка. Фото @gilerarunner.ru

Прежде, чем фиксировать щеку, наденьте на вал уплотнительные колечки. Их тоже две штуки, совершенно одинаковые, номера по каталогу Piaggio 430585. Предварительно не забудьте мазнуть их силиконом или той же Efele и не порвите при установке.

Уплотнительные кольца внешней щеки. Фото @gilerarunner.ru
Уплотнительные кольца внешней щеки. Фото @gilerarunner.ru

Дальше дело за установкой фиксирующих пинов торкдрайвера- небольших гвоздиков из твердой стали, ограничивающих ход торка. Они двухкомпонентные, имеет смысл разобрать, протереть и смазать каждый пин перед монтажом. Пины просто втыкаются в отверстия.

Ограничительные пины торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru
Ограничительные пины торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru

Дальше все еще довольно просто- как следует поливаем смазки вокруг пинов и аккуратно надеваем сверху фиксирующую чашку. Надеваем осторожно, но решительно, чтоб не порвать уплотнительные колечки. Чашка заходит почти от руки, с относительно небольшим усилием. Следите за пинами, они имеют обыкновение вываливаться на этом этапе.

Фиксирующая чашка на валу торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru
Фиксирующая чашка на валу торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru

Торкдрайвер собран, осталось установить пружину, плату сцепления и вентилятор охлаждения. В моем случае- сцепление Polini и желтая пружина Malossi, которая примерно на 10% жестче белой того же производителя.

Сцепление перед сборкой. Фото @gilerarunner.ru
Сцепление перед сборкой. Фото @gilerarunner.ru

Пружину с центрирующей чашкой ставим на вал торкдрайвера. Перед этим, кстати, рекомендую проверить легкость накручивания центральной гайки: пару раз закрутите и открутите гайку, чтобы посмотреть, какой стороной ее удобнее будет ставить.

Центральная пружина сцепления на валу торка. Фото @gilerarunner.ru
Центральная пружина сцепления на валу торка. Фото @gilerarunner.ru

Сверху на пружину ставится плата сцепления, дальше- вентилятор. Следите, чтобы широкие промежутки между лопастями вентилятора совпадали с креплениями валов платы сцепления. Покрутите вентилятор, установите его правильно.

Торкдрайвер с платой сцепления и вентилятором. Фото @gilerarunner.ru
Торкдрайвер с платой сцепления и вентилятором. Фото @gilerarunner.ru

Дальше начинается самое интересно. Сверху на все это дело нужно будет сильно надавить, быстро накинуть центральную гайку и закрутить ее хотя бы на два-три оборота. Гайка имеет размер 46 мм, подойдет не каждый ключ. Специальные ключи мне не зашли, стандартные головки оказались неудобны.

Сцепление в сборе. Фото @gilerarunner.ru
Сцепление в сборе. Фото @gilerarunner.ru

Пришлось аккуратно воспользоваться универсальным ключом Cobra от Knipex. Сдавливал я сцепление коленками, через тряпку, благо, что лопасти вентилятора погнуть очень сложно. Кто-то применяет специальный сжиматель, другие- кусок фанеры с выпиленным отверстием. В общем, кто на что горазд, но все реально.

Внешний подшипник торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru
Внешний подшипник торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru

Пара слов о подшипниках. В торкдрайвере установлены стандартные автомобильные подшипники. Стандартные в том плане, что их можно найти в обычных автомагазинах типа Exist или Autipiter. Демонтаж и монтаж не вызывает проблем: нижний просто вываливается, верхний аккуратно выбивается подходящим упором снизу.

Нижний подшипник торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru
Нижний подшипник торкдрайвера. Фото @gilerarunner.ru

Верхний подшпиник я взял SKF 61903-2RS1 17x30x7 мм, нижний FAG 6202-2HRS 35x15x11 мм. Почему именно эти? Оптимально по цене-качеству, не более того: цена вопроса за оба порядка 400 руб. Сначала парой ударов через проставку по внутренней обойме ставится верхний подшипник, затем внутрь брызгается смазка, вставляется проставка, и все это закрывается нижним подшипником. Он входит от руки, но для удобства фиксации я капнул на внешнюю обойму немного Loctite 243. Так, чисто на всякий.

Материалы по теме:

Сборка платы сцепления Polini Maxi Clutch для скутера Gilera Runner FXR

Knipex Cobra 250: универсальный солдат для любого гаража

Универсальный съемник стопорных колец GearWrench: это не Китай!

Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Чтоб не потеряться, обязательно подпишитесь на мой канал: впереди вас ждет еще много интересного. Буду рад, если вы оцените публикации лайком и репостом, а комментарии помогут сделать канал еще лучше.

Я живу мототехникой 35 лет, близко знаком с Gilera Runner FXR 180cc и знаю о ней почти всем. Вопросы по обслуживанию и запчастям присылайте на info@gilerarunner.ru. Всю подробную информацию о моем увлечении вы найдете на сайте gilerarunner.ru.

Авто
5,66 млн интересуются