Найти в Дзене
ПроАвто

Сто пятьдесят седьмой. Легендарный с подкачкой

Появлению легендарного полноприводного ЗиЛа предшествовало много факторов. В конце Великой Отечественной войны было принято решение построить в Днепропетровске автомобильный завод на котором планировался выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Но вскоре было принято решение выпускать в Днепропетровске грузовые автомобили ЗиС-150 и полноприводный автомобиль-амфибию. Главным конструктором завода был назначен В.А.Грачев.

За основу амфибии был взят американский автомобиль-амфибия с централизованной системой подкачки шин. Эта система позволяла без проблем выбираться автомобилю из воды на сушу и для преодоления сложных участков местности. Давление воздуха в шинах можно было менять прямо на ходу.

Амфибия была создана, но в 1951 году Днепропетровский завод перепрофилировали и было принято решение о производстве на этом заводе ракетных двигателей. В.А. Грачев был переведен в Москву на завод ЗиС.

После проведения испытаний было принято решение о выпуске бронетранспортера ЗиС-152В с подкачкой шин.

К середине 50-х годов назрел вопрос о модернизации автомобиля ЗиС-151. Автомобиль оснастили форсированным мотором 114 л.с. с алюминиевой головкой. Двускатную ошиновку колес заднего моста заменили односкатной, запасное колесо убрали под кузов с правой стороны, вместо топливного бака.

В связи с тем, что автомобиль получил много нововведений, то было принято решение присвоить автомобилю новый индекс. Индекс "157" получил автомобиль с односкатными колесами оснащенный централизованной системой подкачки шин, "157А"-с двускатными колесами, "157Б"-односкатные колеса, но без подкачки шин.

Через некоторое время конструкторы завода разработали систему подвода воздуха в колеса через ступицы, тем самым доработав систему и убрав снаружи колеса трубки подвода воздуха в колеса которые могли получить повреждения при езде по пересеченной местности.

Выпуск грузовиков 157-го семейства начался в 1958 году и продолжался до 1994 года. Постоянно шла модернизация данного семейства. Была доработана КПП (установлены синхронизаторы), модернизирована раздатка. Потом установили наружное зеркало с правой стороны. Всего было выпущено 797934 грузовиков ЗиЛ-157.

Расшифровка буквенных обозначений семейства ЗиЛ-157:

В-седельный тягач

Г-экранированное электрооборудование

Д-двигатель унифицирован с ЗиЛ-130

Е-шасси для спецавтомобилей с 2-мя топливными баками

К- модернизированный автомобиль 1961 года

Т- седельный тягач для тропического климата

Ю-бортовой грузовик (экспортный) для тропического климата

ТТХ:

Грузоподъемность 4500 кг

Снаряженная масса 5800 кг

Полная масса 10450 кг

Радиус поворота 11,2 м

КПП механическая пятиступенчатая

Двигатель ЗиЛ-157К рядный шестицилиндровый, рабочий объем 5,55 л, степень сжатия 6,5

Мощность 110 л.с.

И немного фотографий из личного архива

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

Панель приборов ЗиЛ-157
Панель приборов ЗиЛ-157

Информационные таблички как подкачивать колеса, как пользоваться масляным радиатором и как пользоваться створками радиатора
Информационные таблички как подкачивать колеса, как пользоваться масляным радиатором и как пользоваться створками радиатора

Лобовое стекло можно приоткрыть вперед по ходу движения
Лобовое стекло можно приоткрыть вперед по ходу движения

Бортовой ЗиЛ-157
Бортовой ЗиЛ-157

ЗиЛ-157 КУНГ
ЗиЛ-157 КУНГ

ЗиЛ-157 КУНГ
ЗиЛ-157 КУНГ

И пожарный автомобиль АЦ-30 на шасси ЗиЛ-157 из Волгоградской области

Еще и номера черные у него
Еще и номера черные у него

Приписан автомобиль к пожарной части колхоза имени Ленина
Приписан автомобиль к пожарной части колхоза имени Ленина

АЦ-30
АЦ-30

Автомобиль в хорошем рабочем состоянии
Автомобиль в хорошем рабочем состоянии

Вид сбоку
Вид сбоку

Рядный шестицилиндровый мотор, вентилятор крутится
Рядный шестицилиндровый мотор, вентилятор крутится

Место пожарного расчета
Место пожарного расчета

Манометры и бардачок. Вдали внизу видны крутилки регуляторов воздуха в колесах
Манометры и бардачок. Вдали внизу видны крутилки регуляторов воздуха в колесах

Панель приборов
Панель приборов

Красавец
Красавец

А еще у автомобиля отсутствовал гидроусилитель руля. Представляете каково это вращать руль на таком автомобиле когда он стоит на месте

Масштабную модель данного автомобиля в свое время выпустила фирма SSM

ЗиЛ-157 от SSM
ЗиЛ-157 от SSM

ЗиЛ-157 от SSM
ЗиЛ-157 от SSM

ЗиЛ-157 от SSM
ЗиЛ-157 от SSM

ЗиЛ-157 от SSM
ЗиЛ-157 от SSM

ЗиЛ-157 от SSM
ЗиЛ-157 от SSM

Всем спасибо за внимание!!!

Подписывайтесь на наш канал!!!

Мы в инстаграме!

P.S. информация взята с журнала "Автолегенды СССР. Грузовики"

Авто
5,66 млн интересуются