Поменять дешевеющее авто на дорожающее жильё… Услугу по мгновенному выкупу легковой машины сегодня предлагают более десяти компаний-застройщиков Екатеринбурга. Деньги, полученные от продажи авто, бывший владелец, как правило, использует на первый взнос по ипотеке. В некоторых случаях мгновенный выкуп производится по цене ниже рыночной, зато экономия времени позволяет «поймать» квартиру в новостройке, пока цена на неё не выросла. Покупатель жилья в деньгах не теряет. Хотя в каждом отдельном случае надо делать свой расчёт.
«Меняю машину на квартиру» - объявления с подобным текстом часто встречались в газетах в конце 80-х и начале 90-х годов ушедшего столетия, когда в СССР/России ещё только формировался рынок недвижимости. Происходили прямые обмены с доплатой или без. Спустя четверть века схема обмена авто на квартиру возвращается на рынок. Причём, речь не идёт о ситуации, когда человек сам продаёт машину, а на вырученные деньги покупает жильё (или использует их как первый взнос по ипотеке). Сегодня владелец авто может просто пригнать его в партнёрский офис фирмы-застройщика, а спустя всего несколько часов заключить договор долёвки или даже въехать в новую квартиру, полученную взамен автомобиля.
Чтобы «встроить» автомобиль в рынок недвижимости, застройщики применили привычную схему trade-in. Только если раньше trade-in подразумевал «обмен» старой квартиры на новую, то теперь вместо старой квартиры в дело идёт транспортное средство. Стандартная схема авто-квартирного trade-in выглядит следующим образом:
- Человек выбирает квартиру в новостройке и в режиме онлайн отправляет заявку автодилеру – партнёру застройщика. В заявке указываются марка и возраст авто
- В течение часа автодилер называет предварительную цену выкупа автомобиля
- Если клиента цена устраивает, он пригоняет автомобиль в автоцентр на диагностику
- По итогам диагностики (обычно на следующий день) называется окончательная цена выкупа
- Клиент получает деньги за авто (может использоваться иное платёжное средство, например, вексель)
- Клиент передаёт деньги (вексель) застройщику в качестве первого взноса по ипотеке или оплаты (частичной или полной) за выбранную квартиру.
Первую попытку создания авто-квартирного trade-in в Екатеринбурге предприняла корпорация «Маяк». Ещё в 2015 году она объявила, что готова принимать авто как первый взнос по ипотеке при покупке гражданами квартир в жилых комплексах «Рудный», «Рощинский» и «Изумрудный». Как пояснили в корпорации, новое предложение вызвало некоторый интерес – было несколько обращений от владельцев автомобилей стоимостью от 300 тыс. до 6 млн руб. Но в итоге программой trade-in ни один из них не воспользовался.
Владимир Коньков, основатель корпорации «Маяк»:
Клиентов не устраивала выкупная стоимость автомобиля, которую устанавливал автосалон, потому они отказались от продажи автомобилей, и предпочитали воспользоваться персональной скидкой от застройщика, которая доходила до 15%.
Новый всплеск интереса к обмену машин на квартиры случился в Екатеринбурге весной 2018 года. Впрочем, инициатива на этот раз принадлежала не застройщикам, а автодилеру. Группа компаний «Автоплюс» разработала схему, в которой для оплаты используются векселя (фактически долговые расписки) Сбербанка, взятые у банка взаймы под низкий процент – 1,5% годовых. Человек, продающий авто получает в ГК «Автоплюс» не деньги, а вексель. Этот вексель, в качестве платы за квартиру, принимает компания-застройщик, с которой у ГК «Автоплюс» есть партнёрское соглашение. Как говорят в ГК «Автоплюс», вексельная схема позволяет выкупать автомобили по рыночной цене, продавец несёт расходы только на комиссию автосалона.
Предполагается, что в течение трёх месяцев автосалон продаст машину, а полученные за неё деньги передаст Сбербанку. Ну а застройщик, также через три месяца, вернёт Сбербанку вексель (которым расплатился покупатель квартиры), и получит от банка деньги. Круг замкнулся – деньги, вырученные за авто, перешли застройщику. Впрочем, застройщик может и не ждать три месяца, а использовать вексель для расчетов с подрядчиками. Для строительного рынка вексель – понятный и довольно популярный платёжный инструмент
Технические подробности trade-in от «Автоплюса»
ГК «Автоплюс» по программе авто-квартирного trade-in сегодня сотрудничает с 11 застройщиками Екатеринбурга: «Атомстройкомплекс», PRINZIP, «Синара-Девелопмент», «Форум-групп», «Стройтэк», «ТЭН», «Университетский», «ЕМЗ» (ЖК «Макаровский квартал»), «Правобережный», ГК «Премьер», «Ривьера-Инвест-Екб». Впрочем, пока ещё автомобильная программа работает не на всех объектах указанных девелоперов. Например, «Стройтэк» готов менять на машины жильё в ЖК «Вернисаж», застройщик «Форум-групп» предлагает в trade-in квартиры в ЖК «Форум сити», «Ольховский парк» и «Солнечный». Кстати, квартал в «Солнечном» от застройщика «Синара Девелопмент» также популярен среди потенциальных пользователей авто-квартирного trade-in. В настоящее время в процессе реализации находится несколько таких сделок.
Покупатели квартир в новостройках указанных девелоперов, могут пригнать автомобиль для выкупа в один из дилерских центров автохолднга –«Тойота Центр Запад» по адресу: ул. Металлургов, 60. Здесь же будет проведена диагностика авто и определена окончательная цена выкупа.
Николай Котельников, замруководителя отдела продаж «Тойота Центр Запад» (ГК «Автоплюс»):
Для автомобилей, которые были ранее куплены и обслуживались у нас, диагностика не нужна – мы видим историю автомобиля, все прозрачно. Для автомобиля, который поступил в салон впервые, комплексная проверка стоит 5 тыс. рублей. Если выкуп автомобиля состоялся, то эта сумма учитывается при расчёте с клиентом.
ГК «Автоплюс» принимает к выкупу технически исправные автомобили не старше 10 лет, с пробегом не более 120 тыс. км, проданные первому покупателю официальным дилером марки на территории РФ (годятся в т.ч. иномарки российской сборки). Автомобиль не должен находиться в залоге. Как замечает владелец ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов, в реальности в рамках «жилищной программы» к ним поступают в основном достаточно дорогие автомобили, например Bentley Continental и Porsche Panamera. Бюджетные же иномарки владельцы предпочитают продавать самостоятельно, чтобы не терять на комиссии автосалона.
Следует упомянуть ещё один любопытный момент. Когда ГК «Автоплюс» запускала авто-квартирный trade-in, то предполагалось, что в автосалон будут приходить клиенты уже определившиеся с приобретаемым объектом недвижимости (местоположение, размер, площадь квартиры и пр.). На практике же получилось, что многие владельцы машин СНАЧАЛА обращаются к автодилеру, узнают ориентировочную стоимость выкупа своего авто, и, уже вооружившись этим знанием, начинают поиск квартиры у застройщиков, с которыми сотрудничает ГК «Автоплюс».
Второй игрок на екатеринбургском рынке trade-in – «Брусника»
Практически одновременно с ГК «Автоплюс» свою программу обмена авто на квартиру запустила компания-застройщик «Брусника». Она сотрудничает с несколькими автосалонами, готовыми выкупать машины у граждан в режиме он-лайн. Окончательная цена определяется после проведения диагностики авто. В счёт полной или частичной оплаты новой квартиры принимаются «леворукие» иномарки (кроме китайских), не старше 12 лет. Главное отличие от схемы, реализуемой «Автоплюсом», – клиент получает в автосалоне деньги наличными. Их он вносит на банковский счет, с которого будет произведена оплата за квартиру в новостройках «Брусники». Если стоимость авто выше стоимости квартиры, то разницу человек может использовать по своему усмотрению. Диагностика, продажа авто и заключение договора с застройщиком занимают не более 2-3 дней.
Услуга авто-квартирного trade-in была запущена «Брусникой» два месяца назад. За прошедшее с тех пор время было получено около 200 заявок от клиентов. Наибольший интерес проявляют потенциальные покупатели квартир в жилом районе «Южные кварталы» и жилом доме «Кандинский».
Когда trade-in выгоднее, чем самостоятельная продажа авто?
Возможно, самое важное, что надо знать о программах авто-квартирного trade-in в Екатеринбурге, это то, что на сегодняшний день по этой схеме куплено всего несколько квартир. Более того, были случаи, когда люди, подавшие заявку на участие в такой схеме, отказывались от неё и продавали свои автомобили самостоятельно. Как замечают застройщики, одна из причин невысокой популярности авто-квартирного trade-in – нежелание клиентов оплачивать комиссию автосалона. Опыт екатеринбургских автомобилистов подсказывает, что если продавать «среднестатистическое» авто самостоятельно, то можно выгадать 50-70 тыс. руб.
Но стоит учесть, что самостоятельная продажа потребует затрат сил и времени, а главное, придётся ждать несколько недель или месяцев, пока найдётся покупатель. За это время приглянувшаяся квартира может или исчезнуть из продажи или подорожать.
Руслан Музафаров, коммерческий директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Урале:
На этапе котлована жильё продаётся по минимальной цене. За период строительства дома квартиры дорожают примерно на 15-20%. То есть условно можно говорить, что цены в новостройках растут на 1% за один-два месяца. Но на самом деле подорожание происходит не равномерно, а в несколько этапов. Обычно первый «скачок» цены (на несколько процентов) происходит, после завершения монтажа коробки дома. В этот момент постройка визуально воспринимается как почти завершенная, и покупатели начинают проявлять интерес более активно.
То есть на определённом этапе строительства может оказаться, что стоимость квартиры одномоментно увеличится на 3-5% и даже больше. Даже если речь идёт о недорогой однокомнатной квартире, то в денежном эквиваленте подорожание составит 60-100 тыс. руб.
Радик Нигматуллин, руководитель управления продаж «Синара Девелопмент»:
Воспользоваться программой trade-in (т.е. мгновенно обменять машину на квартиру) покупателю квартиры имеет смысл, если в ближайшие дни или недели произойдёт подорожание квартир в выбранной новостройке. Клиент, воспользовавшийся trade-in в такой ситуации, потеряет определённую сумму на продаже авто, зато сможет купить квартиру по максимально выгодной цене, при этом ему не придётся самому организовывать продажу автомобиля. Экономия на покупке квартиры может оказаться больше потерь на продаже авто.
Обычно о грядущем росте цен застройщик сообщает загодя, или же эту информацию можно получить в отделе продаж.
Сергей Покровский, директор по маркетингу и продажам ГК «Стройтэк»:
Чаще всего человек продаёт автомобиль, если у него не хватает денег на первый взнос по ипотеке. И подобные ситуации не редкость. Но если человек реализует автомобиль сам, то застройщик согласится воспринимать его всерьёз только после того, как авто уже продано и деньги за него получены. Когда же клиент соглашается на выкуп его автомобиля салоном «Автоплюс», то застройщик понимает, что деньги у человека появятся в ближайшие дни и сразу готов зарезервировать квартиру и начать процесс оформления договора купли-продажи (или долевого участия).
Правда, покупателю квартиры надо учесть ещё один момент. Как уже говорилось, если машину выкупает ГК «Автоплюс», то клиент на руки получает не деньги, а вексель Сбербанка. Были случаи, когда застройщик оговаривал, что готов принять вексель как оплату за квартиру не по номинальной стоимости, а с дисконтом (до 2%). Поэтому гражданину, прежде чем рассчитывать экономическую целесообразность участия в схеме trade-in, следует уточнить условия расчета векселями с застройщиком.
В каких случаях имеет смысл менять машину на квартиру?
Наибольший интерес к программе авто-квартирного trade-in проявили семьи, в которых имеется два автомобиля, а супруга находится в декретном отпуске (или собирается в декрет). Для таких семей новая квартира нужнее, чем второй автомобиль. Впрочем, как замечают застройщики, подобных семей в Екатеринбурге теперь не так уж много.
Радик Нигматуллин, руководитель управления продаж «Синара Девелопмент»:
Возможно, что уже в ближайшем будущем число людей, готовых поменять авто на квартиру, начнёт расти. Подорожание бензина, ОСАГО, и увеличение других платежей делает владение автомобилем всё более затратным. Уже наблюдается тенденция отказа от личных авто – люди начинают пользоваться каршерингом или пересаживаются на такси. Если, например, человеку автомобиль нужен только для поездок по городу с работы, на работу, то такси однозначно оказывается более дешёвым вариантом. Ежемесячная экономия составит несколько тысяч.
Также, по оценке застройщиков, от личных авто готовы отказаться некоторые клиенты, покупающие жильё в центральной части Екатеринбурга, либо недалеко от станций метро. Ежедневные перемещения по городу они намерены совершать пешком или на метро.
Ранее по теме: