В этой статье хочу поговорить о главной составляющей тревожных расстройств – напряжении, и о том, чем оно отличается от возбуждения. Имеются в виду, прежде всего, психо-эмоциональные аспекты напряжения и возбуждения, впрочем, имеющие прямую связь с физическими напряжением и возбуждением.
Я думаю, ни для кого не секрет, что напряжение играет ключевую роль в возникновении тревоги и панических атак при тревожных расстройствах. У таких людей имеется определённая специфика, связанная с напряжением: напряжение постоянно накапливается и практически не имеет возможностей сброса (расслабления) за исключением, собственно, панической атаки, которая является резервным механизмом организма для сброса напряжения.
Действительно, в момент панической атаки происходит экстренный сброс психо-эмоционального напряжения, что подтверждается последующими после панического приступа слабостью, усталостью, значительным снижением настроения. Да, тревога после таких приступов тоже нарастает, но это скорее уже вторичная реактивная тревога, появляющаяся как реакция на паническую атаку. Эта вторичная тревога и задаёт цикличность панических атак, вызывая новый рост напряжения и новую паническую атаку.
Проблема тревожных расстройств – это проблема напряжения. В том случае, когда удаётся наладить механизмы более естественного выхода психо-эмоционального напряжения, тогда панические атаки практически полностью прекращаются, так как у организма нет больше потребности сбрасывать напряжение в таком вот экстренном порядке.
Люди, страдающие тревожными расстройствами и паническими атаками, часто субъективно путают напряжение и возбуждение, которые, хоть и похожи тем, что вызывают повышение тревоги, всё же значительно отличаются друг от друга. Причём даже тревога, которую они вызывают, сильно отличается одна от другой.
При напряжении происходит подавление активности, уход в негативные эмоции, включаются механизмы контроля и избегания, о которых я писал в предыдущей статье. Тревога при напряжении часто сопровождается такими эмоциями, как чувство вины и стыд, которые только усугубляют тревожное состояние. Такая тревога является труднопереносимой, практически угнетающей и отнимающей силы.
При возбуждении же имеется совсем другая картина: тревога не угнетает, а, наоборот, стимулирует и мотивирует к той или иной активности, она переживается как волнение перед выходом на сцену, но это волнение не мешает выйти, а, наоборот, задаёт некий драйв. Возбуждение, в отличие от напряжения, даёт рост агрессии, которая в значительной степени помогает не копить напряжение, а, наоборот, сбрасывать его, тогда как чувство вины и стыд сковывают и вызывают усиление роста напряжения.
Я давно заметил, что у людей, страдающих тревожными расстройствами и паническими атаками, как правило, низкий уровень агрессии, агрессия находится в подавленном состоянии, на агрессивные проявления фактически наложен запрет. А если агрессия и присутствует, то она, как правило, выражена в форме саморазрушения, то есть направлена на самого носителя, что, вполне логично, дополнительно стимулирует рост напряжения. В таком случае тоже можно предположить значительный уровень внутренней агрессии, который превалирует над внешней, как бы она не была проявлена.
В этом случае психотерапия, направленная на поиск адекватных способов выхода агрессии в позитивном русле, имеет значительный эффект при лечении тревожных расстройств и панических атак.