Эффект турбоямы возможен при вождении машины, которая оснащена двигателем с турбонаддувом. Причем такого эффекта не могут избежать как бензиновые, так и дизельные моторы.
Чем больше выхлопных газов подается на крыльчатку турбины, тем выше ее обороты (а раскрутить турбину можно на обороты свыше 150 000 об/мин) и турбина будет нагнетать больше воздуха. Для ограничения оборотов турбины устанавливается перепускной клапан. Он сбрасывает часть давления отработавших газов, тем самым спасая двигатель от "разноса".
Но здесь присутствует один недостаток: при небольших оборотах машина едет с небольшой скоростью, но при возникшей ситуации обгона, водитель резко нажимает на педаль газа, однако ничего не происходит. Задержка турбины (задержка мощности)- это и есть эффект турбоямы.
При обнаружении подобного эффекта не следует менять турбину. С такой проблемой можно справиться с помощью чип-тюнинга, изменяя работу двигателя. Для этого специалист задает необходимые параметры в настройках блока управления. Такую операцию можно проводить как с бензиновым, так и с дизельным мотором.
Для избавления от турбоямы можно установить пауербокс. Данное устройство подключается к топливному датчику и способно менять режим работы двигателя в зависимости от поступаемых сигналов. А кроме этого оно способствует снижению расхода топлива.
Разработчики предприняли ряд изменений для устранения эффекта турбоямы: применяют турбины с изменяемой геометрией или использования второй (но механической) турбины, или компрессора для аккумулирования воздуха.