9 мая 1945 г. закончилась Великая Отечественная война, а уже в середине 1946 г. построили два прототипа будущего «старшего сержанта», а на пенсии и просто «трудяги» ЗиС-151, - один с односкатными задними колесами, другой с двухскатными. Вопреки расхожему мнению наш грузовик не был точной копией Studebaker US6, поставлявшегося к нам по ленд-лизу в большом количестве (было поставлено 114 500 экземпляров всех модификаций, коих насчитывалось 7). Конечно, машина проектировалась с оглядкой на него, как и на другой американский 2,5-тонный грузовик International M-5 (было поставлено 3100 экземпляров 2 модификаций). Но согласитесь, анализировать опыт и создавать на его основе что-то свое, пусть и очень похожее внешне, - это не копирование.
Серийное производство полноприводного трехосного ЗиС-151 началось в октябре 1948 г. и большая часть машин начала сразу же поступать в Вооруженные Силы СССР. Грузоподъемность была не высока,-2,5 т. по грунту и 4,5 т. по асфальту, но и это было больше, чем у «Захара». Коробка была 5-ти ступенчатая зисовская с 2-ступенчатой раздаткой, передняя подвеска покоилась на продольных рессорах, как и задняя тележка. Тормоза ещё были пневматические, барабанные.
Уже к концу 1949 г. машина пережила первую модернизацию,- деревометаллическую кабину заменили на цельнометаллическую, усилили колесные гайки, хомуты системы охлаждения и прошлись ещё по ряду «мелочей». В следующем 1950 г. рядный 6-ти цилиндровый нижнеклапанный, карбюраторный, бензиновый двигатель ЗиС-120 объемом 5,56 л. (90 л.с. при 2 400 об/мин) уступил место модернизированному ЗиС-121 (92 л.с.) того же рабочего объема, который ещё и «кушал» А-66-ого на 2-3 литра на сотню меньше предшественника. Сам же ЗиС-120 брал свое начало от двигателя ЗиС-5. Кроме того стали устанавливать жалюзи перед радиатором с управлением заслонкой из кабины, что привело к изменению формы облицовки радиатора относительно ЗиС-150. В 1951 г. внедрили обогреватель кабины и лебедку самовытаскивания («тяни за волосы», так перефразируем суровый армейский жаргон).
В 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором потребовал резкого увеличения выпуска этих грузовиков, пусть и в ущерб «хозяйственнику» ЗиС-150 и проведения дальнейших работ по увеличению грузоподъемности и улучшению проходимости. Так появились 3 экспериментальных ЗиС-121В, с задними односкатными колесами, системой центральной подкачки шин взятой от амфибии ЗиС-485 и увеличенной на тонну, до 3,5 т., грузоподъемностью по грунту. Один экземпляр имел мягкий вверх и увеличенного размера шин.
В следующем 1954 г. сделали 2 экспериментальных ЗиС-121Г (151А) с форсированным до 117 л.с. двигателем с алюминиевыми головками блока цилиндров и увеличенной степенью сжатия, односкатными колесами с шинами большей размерности, придвинутым ближе к кабине кузовом и укороченной в заднем свесе рамой, запасное колесо при этом «переехало» под кузов. Эти машины в будущем и послужили основой продолжателю, ЗиЛу -157.
Выпуск ЗиС-151 прекратился в октябре 1958 г. Всего было выпущено 149 600 экземпляров всех модификаций.
А модификаций этих было не мало: ЗиС-121Б-седельный тягач с лебедкой (1954-58 гг); ЗиС-121Д-седельный тягач с лебедкой и 110-сильным двигателем ЗиС-121Д (1955-59 гг); ЗиС-151А-опытный с односкатными задними колесами и форсированным до 117 л. двигателем (1954 г); ЗиС-151В-опытный с двухскатными задними колесами и тем же форсированным двигателем (1954 г); ЗиС-151П-шасси для пожарных машин с двигателем ЗиС-120П мощностью 110 л.с. с экранированным электрооборудованим (1953-54 гг) ЗиС-151Э-экспортный для стран с умеренным климатом (1954-58 гг); ЗиС-151Ю-экспортный для стран с тропическим климатом (1956-58 гг).
**Спасибо за лайк и подписку.**
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)
Легковой МАЗ с танковым дизелем (МАЗ 541)