Найти в Дзене
S-AUTO

Москвич 400 – первый народный.

Попытки создать массовый автомобиль для населения в СССР предпринимались ещё до войны. Эта роль отводилась автомобилю КИМ-10-50/51, Московского автосборочного завода имени КИМ. Однако, конструкция автомобиля и качество изготовления оставляли желать лучшего, поэтому следующей моделью завода для граждан страны и народного хозяйства должна была стать модель КИМ-10-52. Внешне модель была скопирована с автомобиля Opel Kadett K-38, но оформление капота походило на Opel Olympia так же образца 1938 года. Планам производства не суждено было сбыться – началась война.

Opel Kadett .
Opel Kadett .

Вернулись к теме народного автомобиля сразу же после окончания войны. Времени на разработку собственной конструкции не было и руководство страны решило скопировать все тот же довоенный Опель Кадет, при чем не самой распространенной четырехдверной модели. Есть мнение, что оборудование для производства автомобиля вывезли в Москву из побеждённой Германии, но точных фактов в подтверждении этого нет. Хотя доподлинно известно, что вольнонаёмные немецкие инженеры участвовали в восстановлении производственной документации и подготовке производства.

Модель с кузовом "кабриолет".
Модель с кузовом "кабриолет".

"Москвич" в разрезе.
"Москвич" в разрезе.

Автомобиль получил обозначение «Москвич-400» и выпускался с 1946 по 1954 год на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Автомобиль для народа поступил и в свободную продажу, но его цена была довольно высока - 9000 руб. Очень немногие, в стране пережившей войну могли позволить себе такую покупку. Однако уже то, что появилась сама возможность это сделать, меняло жизнь Советского человека – он мог обладать личным автомобилем! Жизнь страны налаживалась. И в этом простенький «Москвич» сыграл не последнюю роль. Ему довелось послужить, например, в качестве медицинского автомобиля.

Медицинская версия.
Медицинская версия.

На его базе выпускались фургоны. Что интересно, кузова фургонов имели три двери: две боковые и одну двустворчатую заднюю, а каркас кузова изготовлялся из березы и собирался на специальном клее и болтах. Филенки кузовных панелей изготовлялись из бакелитизированной фанеры с декоративной пропиткой и лакировкой наружной поверхности. Деревянная крыша кузова обивалась гранитолем или текстовинитом. Да, после войны металла не хватало.

Фургон.
Фургон.

И не только металла. Силовой агрегат «Москвича», четырехцилиндровый, нижнеклапанный имел очень низкую ( 5,8 ) степень сжатия – поэтому спокойно мог переваривать на низкооктановый бензин марки 66. Мощность двигателя была небольшой – всего 23 л.с., но этого вполне хватало чтобы разогнать автомобиль до 90 км/ч, а дороги где это можно было сделать тогда надо было еще поискать.

"Москвич-400"
"Москвич-400"

Двигатель с КПП.
Двигатель с КПП.

Конечно, двигатель малой мощности и трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов не добавляли автомобилю динамики, зато тяговитость, простая и надежная конструкция с независимой подвеской передних колес и зависимой, рессорной – задних, высокие узкие колеса – всё это позволяло уверенно перемещаться по разбитым дорогам и пересеченной местности. Ресурс двигателя заправленного автолом едва дотягивает до 40 000 км? Не беда, зато он легко демонтируется, а баббитовые вкладыши можно отлить в гараже. Механический привод стеклоочистителя неудобен на малой скорости? Зато при обгонах работает как надо и надежнее вакуумного.

-9

«Москвичи» поставлялись на экспорт. Не сказать, что география поставок была обширной – Финляндия, Польша, Албания, Китай. Но история завода и автомобиля «Москвич» только начиналась.