Аэросани-амфибия А-3 сконструированы в 1961 году группой изобретателей под руководством инженера Глеба Васильевича Махоткина.
Предназначены для перевозки грузов и пассажиров по воде на малых мелководных реках, зимой по снегу и льду в условиях бездорожья, а также в межсезонье по плавающему или битому льду.
Амфибии использовались для доставки почты, оказания медицинской помощи жителям отдалённых населённых пунктов, при проведении спасательных работ и в погранвойсках СССР.
А-3 строились на двух авиационных заводах СССР, всего было построено около 800 экземпляров. Они активно эксплуатировались до конца 1980-х годов, отдельные экземпляры продолжают работать и в 2010-е гг. в отдалённых труднодоступных районах.
Такие же аппараты использовались в поисково-спасательной службе отряда космонавтов.
Аэросани-амфибия меньших размеров и массы были заказаны Л. И. Брежневым. Ознакомившись с А-3, он попросил для охоты сделать ему нечто подобное, но меньших габаритов.
А-3 также использовали как носители киноаппаратуры на съёмках кинокартины Сергея Бондарчука «Война и мир».
На глиссерах ранних выпусков стоял двигатель М-11ФР мощностью 160 л. с., в процессе производства перешли на двигатели семейства АИ-14 мощностью 260 л. с. (самолёты Як-12, Як-18; вертолёты Ка-26 и др.).
В сравнении с М-11ФР мощность авиамотора АИ-14 была избыточной, однако двигатель мог работать не на полной мощности (не на полных оборотах), что увеличивало его моторесурс. В топливные баки, расположенные по бортам кабины, заливалось 350 литров авиационного бензина.
Запас топлива позволял преодолевать: по рыхлому снегу с 650 кг груза на борту — до 500 км, по воде с 300 кг груза на борту — до 200 км.
Управление по курсу осуществлялось двумя вертикальными воздушными рулями, установленными на килях по бортам в кормовой части катера. Кили и воздушные рули также являлись ограждением воздушного винта.
Нижние кромки рулей облегчали разворот на льду. Отклоняемые в разные стороны рулевые поверхности работали как аэродинамический тормоз.
Благодаря такой компоновке минимальный радиус поворота на снегу не превышал 6 метров, а диаметр циркуляции на воде — 20 метров. Максимальная скорость по воде — 80 км/ч, по снегу или льду достигала 100 км/ч.
Конкретно этот экземпляр сейчас выставлен на аукцион Artcurial, ожидаемая стоимость продажи — 140 000 - 200 000 €.
Нажмите «мне нравится», если хотите видеть больше подобных статей. И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые материалы.
В Дзене, Вконтакте или Телеграме.
Текст — Википедия
Фото — Artcurial